Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современная образовательная среда отмечена большими изменениями. Продолжается развитие российского общества на основе гуманистических ценностей. Современная образовательная философия воплотилась в личностно ориентированной модели обучения. Её приоритетной целью является развитие личности каждого ученика, в том числе, его потребностей, ценностей и мотивов. Всё это в совокупности обеспечит ученику перспективы успешной самореализации.
Изучение мотивационной структуры личности субъекта было и остаётся достаточно важным и актуальным процессом. Глубокие изменения в жизни общества, связанные с завершением перехода России на новую модель хозяйствования предопределили необходимость исследования мотивационной сферы субъектов для поиска эффективных методов мотивации людей. Мотивация человека может быть различной, но она всегда связана с теми видами деятельности человека, которые для него в настоящий момент остаются актуальными. Мотивация в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии является одной из актуальнейших проблем.
Мотивация субъекта – это, то внутреннее состояние, которое направляет и актуализирует поведение субъекта, направленное на достижение определённых целей. Учебная мотивация детей на уроках, в том числе, на уроках математики остаётся важным фактором для активизации познавательной деятельности младших школьников. Проблема мотивов и мотивации – это одна из основных и наиболее сложных тем в психологии. Проблема состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется характер человека. Многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.
Цель работы: изучить процесс развития мотивации младших школьников на уроках математики с применением игровых технологий.
Объект исследования: процесс развития мотивации младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: игровые технологии на уроках математики.
Задачи:
1. Проблема развития мотивации у младших школьников на уроке математике в психолого – педагогической литературе.
2. Методы и приёмы развития мотивации у младших школьников на уроке математики.
3.Педагогический опыт по развитию мотивации у младших школьников на уроках математики.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации младших школьников на уроке математики
1.1. Проблема развития мотивации у младших школьников на уроке математике в психолого – педагогической литературе
Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации. Педагоги и психологи придают большое значение проблемам учебной мотивации младших школьников, поскольку от этого зависит успешность дальнейшей учебной деятельности. Сегодня практически постоянно происходит изменение содержания образования, а также организационных форм и технологий обучения. При всём этом учителя достаточно часто жалуются на нежелание ребенка учиться. Сегодня основной задачей учителя в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности младшего школьника. Можно уверенно говорить о том, что формирование учебной мотивации есть одна из главных проблем современной школы.
Проблемам учебной мотивации уделяли внимание учёные М. А. Данилова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. им были разработаны положения формирования мотивации учения школьников как основного компонента всестороннего развития личности. Учёные Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др. рассматривали теоретические вопросы развития мотивационной сферы личности [23].
Г.И. Щукина говорила о том, что для повышения мотивации необходима актуализация эмоций у школьников. Она уточняла факторы активизации учения и конкретизировала, каким именно образом можно формировать мотивацию школьников средствами познавательной деятельности.
Основные подходы к изучению мотивации следующие:
1. Научный подход.
2. Психологический подход.
Школьная успеваемость служит итогом формирования мотивации к обучению в школе. Под школьной успеваемостью понимают сумму полученных знаний умений, навыков и желание учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, сложно получить знания и применить их на практике. Отношение к учению у детей может быть разное [7]. При отсутствии интереса к учению у ребёнка наблюдают узость мотивов в целом. Его познавательные мотивы исчерпываются лишь интересом к результату, то есть, к полученной оценке на уроке. В данном случае можно говорить о том, что учебная деятельность школьника не сформирована. Некоторые дети, испытывают какие - либо чувства по поводу переживания новизны учения и проявляют при этом любознательность. Можно говорить о том, что эти дети имеют широкие социальные мотивы долга и понимание целей, поставленных учителем. Учебная деятельность таким детей характеризуется прилежным выполнением отдельных учебных действий по образцу. Также они могут неплохо обеспечивать самоконтроль по образцу.
Хорошо мотивированные дети учатся всегда с удовольствием. Их учебная деятельность включает в себя выполнение действий по собственной инициативе. У них наблюдается устойчивость мотивационной сферы и умение ставить перед собой нестандартные цели, а затем их реализовывать. Они владеют гибкостью и мобильностью способов действий. Они способны осваивать учебных действий до уровня навыков и привычек. Можно говорить о том, что отношение школьников к учению связано не только с учебной мотивацией, но и со сформированностью их учебной деятельности. Без учета умения школьников учиться, учителю невозможно проникнуть в суть отношения школьников к учению. В зависимости от ситуации и предмета изучения, мотивация школьника к обучению изменяется.
Любая деятельность человека – это фактор его развития. Эти процессы невозможно рассматривать в отрыве от сопровождающих этот процесс мотивов. Под мотивами следует понимать то, ради чего учится или трудится, или то, что побуждает его делать то, или иное. Мотивы воплощают в себе потребности и стремления личности. Именно поэтому они имеют такое большое значение для понимания характера отношения человека к развитию. Мотивация в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии является одной из актуальнейших проблем. Пристальное внимание исследователей привлекает мотивация деятельности и её воздействие на развитие мотивационной сферы личности [15].
Мотивация деятельности стала предметом изучения А.В. Захаровой, В.Ф. Моргуна и др. В исследованиях А.И. Донцова, Т.Ю. К.М. Никиреева, В.А. Петровского освещены вопросы мотивации учебной деятельности. Развитие мотивационной сферы личности – это сложный процесс, включающий в себя изменения, происходящие на разных возрастных этапах. Существует прямая взаимосвязь между показателями мотивационной сферы личности и успешностью её деятельности. Не останавливаясь подробно на мотивации какой либо деятельности субъекта, можно остановиться на мотивации успеха, поскольку именно успех всегда стимулирует человека на дальнейшее продолжение действий. К примеру, люди с высокими показателями мотивации успеха будут всегда более успешны в трудовой, или учебной деятельности, нежели люди с несформированной мотивацией.
Понятие мотив в буквальном смысле слова обозначает побуждение. Понятия мотив и мотивация включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях и побуждениях, которые имеются у человека. Речь также идёт о внешних факторах, которые заставляют человека вести себя тем, или иным образом. Мотивация всегда шире, чем просто мотив. В современной психологии мотивация обозначает систему факторов, предопределяющих поведение человека. Сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое. Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека. Психологи выделяют два типа мотивации и соответственно, два типа поведения.
1. Внешняя мотивация и внешне мотивированное поведение.
2. Внутренняя мотивация и внутренне мотивированное поведение.
Внешняя мотивация описывает поведение в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся, вне Я личности или вне её поведения. Внутренняя мотивация описывает такой тип поведения, когда инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированная деятельность не имеет поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград.
Подобная деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Психологические факторы, которые существуют внутри человека и определяют его поведение, психологи называют личностными диспозициями. Они говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения субъекта. Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми.
Диспозиция может актуализироваться под влиянием определенной ситуации. И наоборот, активизация определенных диспозиций, то есть, мотивов, потребностей приводит к изменению ситуации. Внимание в подобных случаях становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из личных интересов и потребностей. В связи с этим, любое действие человека следует рассматривать как диспозиционно и ситуационно предопределённое [12].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богус, М.Б. Взаимосвязь и взаимообусловленность умственных способностей и мотивов учащихся [Текст] / М.Б. Богус // Начальная школа. –2010. - No4. – С. 6-8.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
3. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] / учеб. пособие для студентов вузов // Н. М. Борытко. - под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
4. Братчикова, Ю. В. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Электронный ресурс] / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. 2015. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065 (дата обращения 17.05.2023).
5. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf (дата обращения 17.05.2023).
6. Гликман, И.З. Основы мотивации учения [Текст] / И.З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. – No 3. – С. 64-81.
7. Голикова, Н.К. Формирование мотивационной готовности к школе [Текст] / Н.К. Голикова // Дошкольное воспитание. - 2004 - No 4. – С. 42-48.
8. Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа. – 2009. - No1. – с. 8-9.
9. Евдокимова, Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению [Текст] / Н.Ф. Евдокимова // Начальная школа. – 2005. - No7. – С. 88-90.
10. Зимняя, И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания [Текст] / И.А Зимняя // Классный руководитель. – 2002. – No 5. – С. 70-78.
11. Иванова, Т.Ф. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников [Текст] / автореф. канд. псих. наук: 19.00.07 // Т.Ф. Иванова. - Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2005. – 185 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 517 с.
13. Казорина, А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / А.А. Казорина, Л.Л. Парфенова. - под ред. Л. С. Колмогоровой, О. А. Брылевой. – Барнаул. – АлтГПА. - 2013. – 403 с.
14. Ксензoва, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя [Текст] / учеб.- метод. пособие // Г.Ю. Ксензoва. – М.: Пед. о-во России. - 2002. – 128 с.
15. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения [Текст] / учеб. и практикум для вузов / Ю.Н. Лапыгин. – М. : Юрайт, 2016. – 248 с.
16. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования [Текст] / В.Г. Леонтьев. – Новосибирск. - Новосиб. полиграфкомбинат. - 2002. - 264 с.
17. Мартынова, И.И. Учеба может быть радостной [Текст] / И.И. Мартынова // Начальная школа. – 2005. - No4. – С. 40-43.
18. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2002. - 480 с.
19. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М.: Педагогика. - 2008. - 144 с.
20. Менщикова, Н.В. Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники «Конструктор» [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября 2007 URL: http://festival.1september.ru/-articles/414988/ (дата обращения 17.05.2023).
21. Младший школьник. Развитие познавательных способностей [Текст] / пособие для учителя // И. В. Дубровина, под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
22. Мураль, И.П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / И.П. Мураль // Начальная школа. – 2009. - No12. – С. 11-13.
23. Николаева, Н.В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [Текст] / Н.В. Николаева // Образование в современной школе. – 2015. – No 7/8. – С. 44-45.
24. Осипова, И.М. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / И.М. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2004. – No 1. – С. 76-78.
25. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст] / пособие для учителя // К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 191 с.
26. Пономарев, Б.Н. Загадки на уроках русского языка [Текст] / Б.Н. Пономарев // Начальная школа. – 2006. - No9. – С. 89-90.
27. Пустовалова, Г.П. Исторический материал на уроках математики [Текст] / П.Г. Пустовалова // Начальная школа. – 2004. - No6. – С. 70-73.
28. Рудакова, Е.А. Сочинение и загадки на уроках математики в начальной школе [Текст] / Е.А. Рудакова // Начальная школа. – 2002. - No11.
29. Сидорова, С.А. Игра как средство интереса к урокам русского языка [Текст] / С.А. Сидорова // Начальная школа. – 2009. - No1. – С. 83 - 87.
30. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Х. Хекхаузен. – СПб. : Питер - М. : Смысл, 2003. – 860 с.