Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде и в условиях социально-экономических преобразований изменяется характер и содержание обучения и воспитания школьников. Повсеместно растёт возможность эстетизации различных направлений деятельности детей, в том числе, младших школьников.
Ведущей целью современного целостного образовательного процесса является развитие индивидуальных качеств детей. Также необходимо формирование эстетических и этических ценностей обучающихся. За эстетической культурой ребёнка стоит не только формирование его эстетических наклонностей и способностей. Эстетическое воспитание и культура каждого школьника занимает достаточно важное место во всей системе образовательного процесса. Эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается в течение всей жизни. Многие писатели, педагоги, и деятели культуры отмечают важность вопросов эстетики в младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание и культура призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые ценностные моральные убеждения, навыки соответствующего поведения, этические представления и др. Этическое и эстетическое развитие и воспитание школьников связано с развитием их эмоциональной сферы. Вопрос о взаимосвязи эстетических представлений и поведения ученика особенно актуален в истории современной педагогики. Здесь можно отметить особенности мыслительной и эмоциональной сфер младших школьников. К ним относят высокую эмоциональную восприимчивость, гибкость и раскованность воображения. Именно в младшем школьном возрасте ребенок чувствителен к влиянию слова, красок, музыки и др.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость формирования эстетической культуры младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования эстетической культуры младших школьников.
Предмет исследования: формы и методы формирования эстетической культуры младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия эстетическая культура.
2. Рассмотреть психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Описать организационно – педагогические условия формирования эстетической культуры младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по формированию эстетической культуры младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры младших школьников
1.1. Анализ понятия эстетическая культура
В разработку теории эстетического воспитания детей и формирования у них эстетической культуры, большой вклад внесли учёные Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Педагоги практики отмечают, что недостатки в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста нередко оказываются невосполнимыми. Такое возникает в том случае, если к данной проблеме не подходить системно и комплексно. Под эстетической культурой понимают сложную систему чувственно-интеллектуальных способностей человека и его представлений об эстетическом идеале. Это создание реальных предметов и произведений, а также, демонстрация форм поведения, созданные человеком по законам красоты [18].
Эстетическая культура субъекта формируется под воздействием социальной среды, природы и форм искусства. Но происходит это лишь в процессе эстетического воспитания и развития человека. Эстетическая культура является важной составляющей любого общества. Ее формирование говорит о том, что конкретный человеческий социум живет не только материальными проблемами, но и заботится о духовном воспитании. Эстетическая культура помогает человеку во всем видеть прекрасное. Человек стремится творить прекрасное своими руками и наслаждаться от увиденной красоты. Принято считать, что центром эстетической культуры личности является художественная культура. Это говорит о необходимости знакомства детей с ценностями художественной культуры. Основные эстетические ценности включают в себя:
-гармонию;
-искусство;
-возвышенное;
-прекрасное;
-изящное;
-трагическое;
-комическое и др.
Помимо перечисленного, к эстетическим ценностям можно относить, трогательное, прелестное, грациозное и др. всё это будет относиться к эстетическим ценностям различного порядка, которые сегодня стремится воспитывать и развивать школа в учениках.
В Концепции модернизации социально-экономического развития российской системы образования подчеркивается важность и значимость эстетического воспитания и формирования эстетической культуры у подрастающего поколения. Подобного рода процессы всегда способствуют формированию и развитию творческих способностей младших школьников. Необходимо удовлетворять индивидуальные потребности каждого ребёнка, что касается интеллектуального, эстетического и нравственного воспитания [9].
В современном образовании воспитательным процессам школьников отводят достаточно большое внимание. Все подобного рода требования регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени общего образования. Современная образовательная модель отличается от традиционной модели, поскольку в её основе лежит системно - деятельностный подход. Если в традиционной образовательной среде предъявлялись требования к сформированным знаниям, умениям и навыкам ученика, то в системно – деятельностном подходе помимо предметных результатов, требования предъявляют к сформированным универсальным учебным действиям (УУД) и личностным свойствам и качествам школьников.
Весь образовательный результат, который регламентируется ФГОС, подразделяется следующим образом:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Группа формируемых УУД классифицируется следующим образом:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
Можно в данном случае говорить о том, что личностный образовательный результат и коммуникативные УУД относятся к воспитанию школьников, физическому, эстетическому, экологическому и др. В связи с этим к процессам воспитания в современной образовательной организации сегодня предъявляют несколько иные требования. В каждой школе сегодня существует своя Рабочая программа воспитания. Направление эстетического воспитания всегда выделено в отдельное направление. Педагоги и классные руководители разрабатывают календарно-тематический план воспитательных мероприятий на весь учебный год.
Современная образовательная и воспитательная среда, разрабатываемая на столь комплексной основе, позволяет осуществлять многогранное воспитание детей. Эстетическое воспитание как целенаправленное формирование практической деятельности младших дошкольников является важнейшей составной частью педагогической деятельности в любой образовательной организации.
Целью эстетического воспитания в образовании и формирование эстетической культуры, выступает становление эстетической воспитанности ребенка. Безусловно, никакой из существующих видов воспитания нельзя полностью вычленить из общего образовательного процесса, но по каждому из воспитательных направлений образовательной организации существует некий заданный комплекс мер. Эстетика и этика неразрывны между собой. В связи с чем можно говорить о том, что этически воспитанным является человек, который усвоил многие нравственные знания и навыки. Он ведет себя в соответствии с ними в любых ситуациях. Соответствующие мотивы побуждают его к определённому поведению в обществе.
Как и любое другое воспитание, нравственно - эстетическое воспитание педагоги обеспечивают в ходе целостного учебно-воспитательного процесса. Ведущей целью образовательного процесса является триединая образовательная цель – обучение, воспитание и развитие личности ученика. В традиционной образовательной модели чаще всего приходилось слышать про формирование знаний, умений и навыков (ЗУН). Речь, безусловно, не идёт о том, что в традиционной модели не занимались воспитанием и развитием детей. Тем не менее, формирование ЗУН, прежде всего, говорило о том, что основной акцент в образовательном процессе всегда ставился на обучение детей. В настоящее время учебно-воспитательный процесс реализуется на основе системно – деятельностного и личностно ориентированного подхода. Это говорит о том, что каждый человек должен отличаться своими конкретными действиями и эти процессы педагоги должны формировать у каждого ребёнка персонально.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Диагностика творческого развития личности [Текст] / Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации. - Авт.-сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. Новосибирск. - 2003. - 44 с.
2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП. - 2006. -124 с.
3. Евдокимова И.Ю. Эстетическое воспитание и культура детей в системе дополнительного образования [Текст] / И.Ю. Евдокимова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - С. 139 - 142.
4. Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства: монография [Текст] / Е.Ю. Ежова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань. - 2010. - 260 с.
5. Зоблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория [Текст] / О.А. Зоблоцкая // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - No 2 (4). - С. 3-14.
6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин // М.: ООО Издательство «Питер». - 2009. - 434 с.
7. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании : учеб.-метод. пособие [Текст] / сост. О.А. Еник. Тольятти: Изд-во ТГУ. - 2013. - 127 с.
8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова // М.: Мозаика-Синтез. - 2015. - 160 с.
9. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев // Издание подготовлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 04-06-00183а «Научное наследие А.Н. Леонтьева и его школы» Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект No 12-06-16068д / ред. Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. Издательство «Смысл». - 2012. - 950 с.
10. Любимова Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов [Текст] / Ю.С. Любимова // Пачатковая школа. - 2007. - No 9. - С. 60-64.
11. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. [Текст] / Ю.С. Любимова, В. В. Буткевич. Минск: Пачатковая школа. - 2008. - 114 с.
12. Любимова, Ю.С. Концептуальные основы организации эстетического воспитания младших школьников [Текст] / Ю.С. Любимова // Воспитание младших школьников: история и современность: сб. науч. ст. / редкол. В.В.Буткевич [и др.]; под общ. ред. В.В. Буткевич. Минск: БГПУ. - 2008. - С.103-111.
13. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников [Текст] / В.И. Максакова // Методическое пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2003. - 254 с.
14. Маслова Л.П. Формы и методы контроля качества учебной деятельности на уроках музыки и мировой художественной культуры: пособие для учителей [Текст] / Л.П. Маслова // Новосибирск. - 2010. - 47 с.
15. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учеб. Пособие. Волгоград [Текст] / М.В. Матюхина // Перемена. - 2005. - 215 с.
16. Медведев Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие [Текст] / Э.И. Медведев // М.: Центр гуманитарной литературы РОН. - 2002. - 48 с.
17. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Просвещение. - 2008. - 175 с.
18. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественного развития [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев // М.: Феникс +, 2009. - 272 с.
19. Мамедова, И. М. Эстетическое воспитание школьников / И. М. Мамедова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 16.05.2023).
20. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.А. Мочалова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - No 94. - С. 166-170.
21. Основные подходы к преподаванию изобразительного искусства: от школы до вуза: учеб. метод. пособие [Текст] / Под ред. Е.В. Гунина [и др.]; Владим. гос. ун-тим. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ. - 2015. - 93 с.
22. Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности [Текст] / О.В. Павлова // /Волгоград: Учитель. - 2008. - 139 с.
23. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, Изд. 5-е. М.: Просвещение. - 2009. - 144 с.
24. Селиванова Л.И. Саморазвитие личности: изучение и реализация идей П.Ф. Каптерева: практическое руководство для учителей и студентов университетов [Текст] / Л.И. Селиванова. Под науч. ред. Ф.В. Кадола; М-во образования РБ, Гомельский областной институт развития образования. Гомель. - 2011. - 81 с.
25. Семенова Л.С. Формирование у школьников эстетической культуры в процессе выполнения творческих проектов [Электронный ресурс]. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина. 2009. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-1.shtml (дата обращения: 16.05.2023).
26. Тимошенко Л.Г. Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Л.Г. Тимошенко // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 2 (80). - С. 53-56.
27. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени / инновационная наука. No 4. 2015. С. 146-148. 100. Туревская Е.И. Возрастная психология [Электронный ресурс]. Тула. 2002. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0483/5-0483-1.shtml (дата обращения: 16.05.2023).
28. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников [Текст] / А.В. Тутолмин // Глазов. гос. пед. ин-т. Глазов. - 2003.- 212 с.
29. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст]: Пособие для классных руководителей / И.Ф. Харламов. – Москва, 2003. – 415 с.
30. Холманская, Л.И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – No 12. – С. 45–47.