Фрагмент для ознакомления
1
Введение............................................................................................................3
1.Теоретические основы развития суицидального поведения в подростковом и юношеском возрастах, его причины, методы профилактики..........................5
1.1 Основные понятия суицидологии .....................................................5
1.2 Причины суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте............................................................................................................7
1.3. Профилактика суицидального поведения..........................................13
2. Практическая работа по выявлению рисков суицидального поведения у подростков..............................................................................................................21
2.1 Диагностика уровня рисков суицидального поведения у учащихся
9 «В» класса СОШ №9…………………………………………………………21
Заключение......................................................................................................25 Список литературы..........................................................................................27
Приложения........................................................................................................30
Фрагмент для ознакомления
2
В 21 веке наблюдается значительный рост числа самоубийств среди подростков и молодежи, что вызывает серьезные опасения. По данным ВОЗ, количество самоубийств среди 15-24-летних удвоилось за последние 15 лет. Среди молодежи в экономически развитых странах смертность от суицида занимает 2-3 место среди других причин.
В России уровень самоубийств среди подростков утроился за последнее десятилетие, и ожидается, что в ближайшие 10 лет число самоубийств в этой возрастной группе будет быстро расти. Смертность от травм с неопределенными намерениями у российских юношей обусловлена суицидом в 33,2%, у девушек - в 34% случаев.
В 2017 г. уровень самоубийств в стране составил: 3,6 на 100 000 детей в возрасте 10–14 лет; 20,1 на 100 000 подростков в возрасте 15-19 лет. В стране ежегодно в последние годы до 500 детей в возрасте до 14 лет и 2,5 тысячи подростков в возрасте 15-19 лет кончают жизнь самоубийством. В 2009 г. частота самоубийств среди российских детей и подростков составила 3,5 и 19,8 на 100 000 населения этой возрастной группы [7].
Актуальность исследования: Во всем мире, в том числе в России, возрастает количество суицидов и незавершенных суицидальных попыток среди лиц подросткового и юношеского возраста. Поиск причин и методов профилактики суицидального поведения людей этих возрастных групп имеет чрезвычайно важное значение.
Цель исследования: изучить психологические основы формирования суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте и меры его профилактики.
Объект исследования: суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте.
Предмет исследования: особенности возникновения, протекания и профилактики суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные понятия суицидологии.
Выявить причины суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Выявить способы профилактики суицидов среди подростков и молодежи.
База исследования: эмпирическую базу исследования составили обучающиеся 9 «В» муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 в количестве 23 человек.
Теоретическая значимость работы заключается в подборе, анализе, обобщении и систематизации материала по заявленной теме в области современных педагогических и психологических наук.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками и молодежью.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, а также из списка использованной литературы и приложений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадьина, Н.П. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Бадьина Н.П. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2011. – С. 57-59.
2. Горская, М.В. Диагностика суицидального поведения подростка / М.В. Горская //Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 2008, № 1.– С. 44-52.
3. Карпова, Д.Н. Интернет-коммуникация: новые вызовы для молодежи / Д.Н. Карпова // Вестник МГИМО университета. - 2013. - № 5. - С. 208 -212.
4. Косицына, Д.С. Роль семьи в предупреждении суицидальности подростков / Д.С. Косицына, Н.А. Кора //Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 47 - 2. - С. 42 - 45.
5. Кот, Е.А. Особенности преступлений, совершенных в сети Интернет, связанных с побуждением несовершеннолетних к самоубийству / Е.А. Кот // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2020. - № 4. - С. 89 – 92.
6. Крылова, Н.Е. «Группы смерти» и подростковый суицид: уголовно-правовые аспекты / Н.Е. Крылова // Уголовное право. - 2016. - № 4. - С. 36 –39.
7. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/suicide (дата обращения 12.05.2023).
8. Официальный сайт интернационального центра спасения детей от киберпреступлений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://62ru.ru/index.html (дата обращения 24.04.2023).
9. Панченко, Е.А. Особенности досуицидального периода у лиц, совершивших незавершенное самоубийство / Е.А. Панченко // Психическое здоровье. - 2010. - № 1. - С. 27 - 28.
10. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учебное пособие – 2-е изд. М.: «Стереотип: Флинта», 2011. – 189 с.
11. Проективная психология: пособие / перевод с английского; ред.: г. Бутенко. - 2-е изд., сокр., испр. – М.: Психотерапия, 2010. – 412 с.
12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. /Е.И. Рогов. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
13. Розанов, В.А. Самоубийства среди детей и подростков - что происходит и в чем причина? / В.А. Розанов // Суицидология. - 2014. - Т. 5. - № 4 (17). - С. 16 - 22.
14. Рыжов, А.Л. Проблемы исследования роли социокультурных факторов в психологии суицидального поведения подростков / А.Л. Рыжов // Психическое здоровье человека XXI века: сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - М.: ИД «Городец». - 2016. - С. 78 - 80.
15. Сафронова, Е.П. Взаимосвязь деструктивных сайтов сети Интернет и суицидального поведения в подростковом возрасте/ Е.П. Сафронова., А.Ф. Федоров // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXV-LXXVIП междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Си-бАК, 2017. - № 4-7(72). - С. 55 - 60.
16. Сидоров, П.И. Клиническая психология: справочник / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.
17. Смертность подростков в Российской Федерации. Научный Центр здоровья детей РАМН, по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации. - М.: ООО «БЭСТ-принт», 2010. – 60 с.
18. Трушина, Е.В. Детский и подростковый суицид: понятие, причины, формы профилактики /Е.В. Трушина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.b17.ru/article/detskij_i_podrostkovyj_suicid/ (27.04.2023.)
19. Ханова, О.А. Суицидальное поведение детей и подростков /О.А. Ханова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/suicidal-behavior (05.05.2023.)
20. Цикулина, Светлана «Она просто устала»: подростки рассказали, что толкает их на смерть /С. Цикулина //Московский комсомолец. – 9 июля. – 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.mk.ru/social/2018/07/09/ona-prosto-ustala-podrostki-rasskazali-chto-tolkaet-ikh-na-smert.html
21. Шелехов, И.Л. Суицидология: история и современные представления: Учебное пособие / И.Л. Шелехов, А.Н. Корнетов, Е.В. Гребенникова. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. - 300 с.