Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Образование и воспитание детей с сенсорными нарушениями - это довольно сложный и многогранный образовательный процесс, к тому же один из малоизучаемых, особенно в области адаптивной физической культуры.
По мнению большинства известных дефектологов (Солневой Л.И., Певзнер М.С., Басилова Т.А., Чулкова 3. В. Малер А. Р., Назарова Н. М., Стребелева Е. А., Баженова И. М. с соавторами, Жигорева М. В. и др.), успешное освоение учебного материала для детей с сенсорными нарушениями возможно в условиях интенсивного обучения, специально организованного (коррекционного) курса обучения, предполагающего комплексный физический и психолого-педагогический подход, а также профессионально организованную игровую деятельность.
Необходимость разработки методов адаптивного физического воспитания для детей с сенсорными нарушениями обусловлена также тем, что существующие и применяемые методики, формы и средства мало удовлетворяют возросшему уровню потребности контингента и стандартов обучения. Как правило, они воспитываются и обучаются в детских домах, интернатах, неврологических интернатах, на дому, а адаптивная физическая культура активно включается в образовательный процесс специальных (коррекционных) школ.
Специалисты адаптивного физического воспитания, работающие в этих учреждениях, нуждаются в специальных знаниях, методической литературе и рекомендациях по моторной реабилитации этих детей. Следовательно, повышение профессионального уровня указанного контингента в сфере адаптивного физического воспитания в настоящее время выходит на первый план. Таким образом, можно констатировать, что для полноценного воспитания детей с сенсорными нарушениями необходимо разработать комплекс адаптивного физического воспитания.
Исследования А.А. Катаевой (1989) показали, что без специальных коррекционных мероприятий эта категория детей не может освоить типичные виды деятельности (предметную, игровую, изобразительную, трудовую и т.д.). Опыт ряда специализированных (коррекционных) учреждений убедительно доказывает возможность и необходимость воспитания и развития детей с сенсорными нарушениями в том числе посредством внеурочных форм занятий.
Особенностью детей этой категории является нарушение работы коры головного мозга, замедление темпов развития мышления и восприятия, что приводит к трудностям в овладении двигательными актами. Известно, что вся деятельность человека осуществляется на основе сложного взаимодействия всех органов и систем, находящихся под контролем головного мозга. М.В. Жигорева (2006), Т.А. Власова (1973), Н.П. Вайзман (1997), М.С. Певзнер (1979) участвовали в этом взаимодействии.
Картина двигательных расстройств у детей с сенсорными расстройствами мозаична и разнообразна. Двигательные нарушения у этой категории детей рассматриваются не как заболевание, а как несформированный двигательный навык. В связи с этим адаптивное физическое воспитание считается одним из эффективных средств гармоничного развития личности ребенка со стойкими и выраженными сенсорными нарушениями развития. Т.М. Гаврилова и Г.Г. Ульяева отмечают, что отечественная и зарубежная наука и практика имеют значительный опыт использования физических упражнений для улучшения физического, психофизиологического, социального статуса людей с двигательными и сенсорными ограничениями.
Такой подход к разработке методов адаптивного физического воспитания детей с сенсорными нарушениями, основанный на интеграции теоретических (психологических) знаний об особенностях их развития, имеющегося практического опыта и использовании инновационных, гуманистически ориентированных форм обучения, формирует необходимый уровень современного арсенала по педагогическому воздействию на физическое развитие детьми соответствующей категории. Учитывая большую загруженность и наполненность занятий в пределах уроков акцент по активному адаптивному физическому воспитанию должен быть смещен именно на внеурочные занятия. Тем более что именно во внеурочной деятельности игровые методики воспитания наиболее применимы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 28 c.
Балашова, В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2013. - 248 c.
Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2016. - 336 c.
Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 424 c.
Варфоломеева, З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр. / З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта, 2015. - 47 c.
Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
Евсеев, С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2014. - 308 c.
Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы / Евсеев Сергей Петрович. - М.: Советский спорт, 2014. - 990 c.
Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 568 c.
Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2015. - 304 c.
Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с.
История физической культуры и спорта / ред. В.В. Столбов. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 359 c.
Кастюнин, С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / С.А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2017. - 210 c.
Качанов Л. Н., Шапекова Н., Марчибаева У. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. М.: Фолиант, 2018. 272 с.
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020. 448 с.
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.
Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2017. - 400 c.
Кунчевская, С.А. Физическая культура с детьми дошкольного возраста / Светлана Кунчевская. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 88 c.
Лечебная физическая культура / Под редакцией В.А. Епифанова. - М.: Медицина, 2014. - 592 c.
Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Юрайт, 2020. 170 с.
Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140 c.
Магун, Т. М. Адаптивная физическая культура в подготовке будущих учителей / Татьяна Магун. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 136 c.
Муллаева, Н. Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников / Н.Б. Муллаева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 160 c.
Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 184 с.
Погадаев, Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы / Г.И. Погадаев. - М.: Дрофа, 2013. - 144 c.
Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2014. - 254 c.
Рассел, Д. Адаптивная физическая культура / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 595 c.
Росенко Л. Н. Обществознание. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы физической культуры / Росенко, др. М. и. - М.: СПб: Северная звезда, 2017. - 208 c.
Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития. М.: Спорт, 2020. 164 с.
Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
Рубанович В. Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2016. - 192 c.
Собянин Ф. И. Физическая культура. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Феникс, 2020. 221 с.