Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Дети с нарушениями развития не интегрированы в общество так же, как их нормально развивающиеся сверстники. Нарушения в развитии отделяет таких детей их от общества и культуры, которые являются источником их развития. В результате дети не могут усвоить социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и просветительская работа являются основными потребностями детей и подростков с задержкой развития, как правило, в определенном возрасте.
Поэтому в современной социально-экономической ситуации вопрос социальной адаптации детей с нарушениями развития (соответственно, с особыми образовательными потребностями), и в частности важность их социальной компетентности, а также профессиональных навыков, определяющих возможность их трудоустройства, приобретает особое значение. Развитие социальной адаптации таких детей должно начинаться как можно раньше в дошкольном возрасте.
На качество жизни и абилитацию (социальную адаптацию) негативно влияет недостаточная психологическая подготовка семей к принятию и воспитанию детей с нарушениями развития. На качество жизни и абилитацию (социальную адаптацию) отрицательно влияет недостаточная психологическая подготовка семей к принятию и воспитанию детей с нарушениями развития. Те, кто работает с такими семьями, будь то педиатры, неврологи или психиатры, должны быть знакомы с основами семейной психологии в этой области, чтобы они могли уменьшить стресс семей, принимающих детей с нарушениями интеллекта, и организовать для них соответствующее стимулирующее образование.
Вопросы социальной адаптации детей с нарушениями развития изучались такими исследователями, как О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.Б. Чугунова, Е.В. Конева, А. Зарин, В. К. Солондаев, А.М. Щарбакова, Е.Т. Логинова, Н.А. Сементайн, Н.В. Москаленко.
Многие авторы говорят о важности подготовки детей с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни. Это включает четкое планирование жизни и обучение самообслуживанию и обслуживающему труду (Щербакова А.М., Москаленко Н.В., 2001; Трубачева Т.П., Сементайн Н.А., 1998).
Дети с нарушениями интеллекта имеют неполное представление о своем социальном окружении, неоднозначный взгляд на жизнь и негативное отношение к социальным задачам (А. Зарин, 1990; Е.Т. Логинова, 1990; Т. Аунапауу, 1982). Многие исследователи подчеркивают роль детских коллективов в формировании у школьников позитивного отношения к жизни. Для этого рекомендуется создавать в коллективе положительный микроклимат, чтобы все ученики были включены в классную деятельность с учетом их особенностей и наклонностей. Другие авторы говорят о важности подготовки детей с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни. Это достигается путем уточнения планирования жизни, обучения самообслуживанию и сервисной деятельности, формирования коммуникативных навыков (Щербакова А.М., Москаленко Н.В., 2001; Трубачева Т.П., Сементайн Н.А., 1998).
Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования –проблемы социальной адаптации у детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования: изучение проблем социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бергер Питер Л., Бергер Бриджит, Колинз Рэндал. Личностно-ориентированная социология. - М., 2004.
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997. Рубинштейн С.Я., Психология умственно отсталого школьника. - М.: Знание, 1979.
3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995.
5.Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2019. - 175 c.
6.Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева. - М.: Владос, 2017. - 912 c.
7.Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 162 c.
8.Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.
9.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970. Учащиеся вспомогательной школы. Клинико-психологическое изучение. / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, М.: Педагогика, 1979.
10.Маллер, А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация / А.Р. Маллер. - М.: Современные образовательные технологии, 2018. - 396 c.
11.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: Высшая школа, 1999.
12.Современные проблемы образования обучающихся с нарушениями интеллекта : сб. учеб.-метод. работ / под ред. И.Н. Нурлыгаянова, Е.С. Кузьминой. – М., Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 89 с.
13.Специальная психология: учеб. для вузов / под ред. Л.М. Шипицыной. - М. : Юрайт, 2020. - 287 с.
14.Стребелева, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник для студентов педагогических специальностей / Е.А. Стребелева. - М.: Парадигма, 2017. - 882 c.
15.Фуряева Т.В. Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью : учеб. пособие для вузов / Т.В. Фуряева. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 189 с.