Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке 7
2. Дифференциация, ее виды 13
3. Уровневая дифференциация как форма организации учебной деятельности обучающихся на уроке 18
4. Анализ опыта учителей по организации дифференцированной 22
работы на уроке 22
Заключение 28
Список литературы 31
Приложение 33
Фрагмент для ознакомления
2
В ФГОС НОО выдвинута концепция уровневой дифференциации, согласно которой школьники, обучаясь по единой программе, получат возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательной подготовки [1].
Уровневая дифференциация обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на адаптацию стандартов к ученику и к школе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования. Она является эффективным средством повышения качества знаний обучающихся и способствует развитию их мышления. Уровневая дифференциация играет определяющую роль в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучающимся, так как обеспечивает сознательное осмысление всех элементов структуры выполняемой учебной деятельности [8].
Учитель должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневых дифференцированных заданий на уроках. В условиях дифференциации комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики, школа к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию учебной работы, мы сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса [16].
Организация дифференцированного обучения предусматривает соблюдение его главного принципа (положения), в основе которого заложено индивидуальное обучение. Сущность технологии дифференциации обучения заключается в совокупности организационных решений, методов и средств обучения, предусматривающих и учитывающих особенности обучающихся.
Технология уровневой дифференциации обучения направлена на получение каждым обучающимся обязательного базового уровня, предусмотренного общеобразовательной программой обучения. Организация технологии уровневой дифференциации на учебных занятиях предусматривает: одновременную работу с несколькими группами обучающихся, находящихся на различных уровнях усвоения учебного материала. Наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
На основе исследований В.В. Крутецкого и Н.А. Менчинской, которые установили, что оптимально развивающим может быть лишь такое обучение, которое опирается на уровень актуального развития, была выдела внутриклассная дифференциация по уровню.
Характерными признаками уровневой дифференциации являются: явное выделение уровня подготовки, обязательного для каждого обучающегося. При этом ориентиром служит минимальный уровень знаний. Право и возможность ученика выбирать тот уровень изучения любого предмета, который он считает для себя необходимым и достаточным [9].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [Электронный ресурс]: от 06.19.09 № 373; ред. От 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 07.04.2022)].
Дашкова Ирина Викторовна. Виды дифференциации в образовании. Применима ли дифференциация в начальной школе. - URL: https://multiurok.ru/index.php/files/vidy-differentsiatsii-v-obrazovanii-primenima-li-d.html (дата обращения: 05.05.22)
Ершова Т.А. Разноуровневое обучение в начальной школе. Начальная школа. 2018. №5. С. 36.
Жанбаева Л.А. уровневая дифференциация как средство повышения уровня знаний учащихся. Казахский Национальный педагогический университет им. Абая. Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова. – URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35472#:~:text=%D0A3 (дата обращения: 05.05.22)
Кашканова Л. З. Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрю 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – с. 132-136
Колковский И.В. Организация разноуровневого обучения на уроках русского языка // Начальная школа. -2021. -№3. -С. 30.
Лепетухина Е.Н. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке с учётом индивидуальных особенностей, потребностей и достижений учащихся» – URL: https://infourok.ru/doklad-formi-organizacii-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-uroke-s-uchyotom-individualnih-osobennostey-potrebnostey-i-dostiz-3127426.html (дата обращения: 09.04.2022)
Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М., 1994
Монахов, В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. М., 1990
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2014. – 320 с.
Путинцева Елена Валерьевна. Формы организации учебной деятельности обучающихся на уроке. – URL: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2018/04/21/formy-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.04.2022)
Сильченкова Л.С., Карасева Н.Ю. Разноуровневое обучение первоначальному чтению // Начальная школа. -2021. -№1 -С.14.
Сухих Анна Ярославовна. Учитель математики и информатики. Технология уровневой дифференциации. – URL: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-urovnievoi-diffierientsiatsii.html (дата обращения: 05.05.22)
Тимофеева Л.Л. Уровневый подход к оценке достижения учащимися планируемых результатов на уроках окружающего мира // Начальная школа. -2018. -№5. -С. 30.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика. 1990
Виды дифференциации. – URL: https://kazedu.com/referat/193919/2 (дата обращения: 09.04.2022)
Дифференцированный подход в обучении. – URL: https://ped.bobrodobro.ru/8851 (дата обращения: 09.04.2022)