Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольный возраст - важнейший период в развитии личности ребенка. Без четкой и правильной речи невозможно приобрести коммуникативную компетентность и научиться взаимодействовать с окружающим миром. В настоящее время очень мало литературы, отражающей понимание речевых трудностей у дошкольников с общим недоразвитием речи и конкретных методов их коррекции. В то же время вопросы развития, обучения и воспитания дошкольников с ОНР приобретают особую актуальность. Методические исследования, направленные на раннее распознавание и устранение данной речевой патологии, являются залогом успешного обучения в школе.
Речь является результатом определенных биологических предпосылок, в частности, наличия нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, поскольку речь является важнейшей социальной функцией, одних биологических условий для ее развития недостаточно, и оно происходит только при общении детей со взрослыми. Поэтому общение ребенка с эмоционально близким взрослым (матерью) имеет огромное значение. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия с другими людьми.
Овладение языком перестраивает всю психику ребенка, позволяя ему воспринимать вещи более осознанно и более произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что "родной язык есть основа всякого умственного развития и кладовая всех знаний". Поэтому так важно уделять внимание современному развитию языка ребенка, его чистоте и точности.
Чем богаче и точнее язык, тем легче детям выражать свои мысли, тем больше у них возможностей для познания действительности, тем содержательнее и удовлетворительнее их отношения с детьми и взрослыми, тем активнее идет их умственное развитие.
Проблемой исследования связной речи у дошкольников с ОНР занимались многие авторы (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко) и другие.
Например, С.А. Миронова описывает содержание и методы исследования по развитию прямой речи; Н.А. Никашина определяет задачи исследования по формированию развернутой и самостоятельной описательной и повествовательной речи у детей; В.К. Воробьева использует наглядные представления связной речевой компетенции и навыков.
Т.А. Ткаченко разработала поэтапную методику формирования, предлагая использовать модели и схемы для формирования навыков описательного рассказывания. Обучение творческому рассказыванию отражено в работах В.П. Глухова и Т.А. Сидорчук.
А.В. Ястребова показывает, как обучать связной речи детей с ОНР в коррекционно-развивающем плане и предлагает приемы создания аутентичной речевой деятельности; Т.Б. Филичева знакомит с направлениями и методами коррекционного обучения детей с с ОНР; Т.А. Сидорчук представляет свою методику обучения связной речи детей с ОНР.
Однако, учитывая важность связной речи для дошкольников и социальной адаптации детей с ОНР, развитие связной речи у детей с ОНР остается серьезной проблемой.
Существует необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска новых, эффективных методов, основанных на научных данных.
Актуальность темы исследования заключается в тесной функциональной взаимосвязи речевой функции (моторного и исполнительного компонентов) с общей двигательной системой организма. Поэтому коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ОНР направлена, прежде всего, на развитие связной речи и преодоление различных языковых нарушений.
Цель исследования - определить особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Бордич, А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М..: Просвещение, 2018. – 288 с.
Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. – М., 2015. 456 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Изд-во "Лабиринт", 1999. – 352с.
Выготский, Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань.,2003. – 656с.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 240 с.
Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2018. – 320 с.
Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2018. – 200 с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. – 224 с.
Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Изд-во Ростовского ун-та, 1987. – 192 с.
Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.
Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
Лурия, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 2016. – 96с.
Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. – Ярославль: "Академия развития", 2012. – 144 с.
Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 2021. – 208 с.
Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 528.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр "Академия", 2020. – 200 с.
Поваляева, М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2011. – 448 с.
Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Г.В. Гарунтоевой. – М.: Педагогика, 2020. – 160 с.
Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолога. фак. пед-вузов. – М.: "Просвещение", 1969. – 310 с.
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2019. – 256с.
Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2013. – 112с.
Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 2015. – 112 с.
Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 2017. – 239 с.
Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. - М.: "Гном-Пресс", 2015.-80с.
Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416с.