Фрагмент для ознакомления
2
Меры по предотвращению девиантного поведения должны охватывать все слои населения и все общественные структуры. Невозможно достичь устойчивых положительных результатов без систематической и комплексной профилактики. Дети и подростки должны рассматриваться как объекты профилактики девиантного поведения одновременно [26]:
* группы детей и подростков;
* преподаватели и специалисты образовательных учреждений;
* преподаватели и специалисты учреждений дополнительного образования (клубов, спортивных секций);
* добровольцы из числа подростков и молодежи;
• социальный работник;
* организаторы молодежных объединений;
* должностные лица и законодатели.
Основными принципами предотвращения девиантного поведения являются [26]:
1) комплексный характер профилактики (воздействие на совокупность факторов);
2) ориентация (с учетом возрастных, гендерных и социально-психологических особенностей целевой группы);
3) массовость (приоритет групповой формы работы);
4) позитивность (минимизации рисков отрицательных результатов, упор на факторы устойчивости и личные ресурсы);
5) собственный интерес и ответственность участника психопрофилактических работ;
6) ориентация на будущее (оценка последствия в девиантном поведении, актуализация позитивной ценности и цели, планирование будущего без агрессии в поведении);
7) профессиональная компетентность (необходимость специальной подготовки специалистов).
Важной целью профилактики является диагностика отношения подростка с девиантным поведением к людям и к самому себе, к окружающей среде и образованию. Существует четыре типа отношений между подростками и их социальным и педагогическим окружением. [11]
Первый - тип инертных отношений-характерен для школьников с низкой активностью, небольшим жизненным опытом. В отношениях такого типа изменение поведения происходит под влиянием окружающей среды и характера воспитания. При этом внутренний мир индивида существенно не меняется, студент лишь приспосабливается к возникшим обстоятельствам.
Второй-адаптивный тип: учащийся приспосабливается к постоянным влияниям окружающего мира, приспосабливая свой характер к требованиям педагогической и социальной среды. Чаще всего в эту группу входят те подростки, у которых не определено направление личности, обнаруживается склонность к слепому подражанию, податливости чужому влиянию, поклонению сильным и т. Д.
Третий-острый и противоречивый тип: школьники этой группы могут поступать морально или аморально, в зависимости от обстоятельств и своего настроения. Проявляется ложное товарищество, бравада взрослой жизни (курение, ненормативная лексика). Они легко поддаются общему настроению, как положительному, так и отрицательному.
Четвертый, конфликтный, враждебный, характерен для эгоистичных, обиженных и болезненно эгоистичных девиантных детей. Они стремятся вызвать конфликт в коллективе, сделать что-то вопреки учителям. Они портят уроки, портят имущество. Их поведение отличается нежеланием учиться, неприязнью к школе, учителям, сверстникам, озлобленностью, агрессивностью.
Основной тип отношений определяет характер сопротивления воспитательным влияниям, подчинения негативным влияниям и неблагоприятным условиям. Исходя из этого, может быть установлен уровень педагогического пренебрежения, который определяет степень соответствия девиантного подростка образовательному процессу и степень устойчивости негатива в его характере. Желательно фиксировать действия подростка в карточке или журнале наблюдений [27].
Чтобы эффективно преодолеть десоциализирующее влияние на подростка, необходимо знать возможности его физического и психического развития, взаимозависимость личностной ориентации с положительными и отрицательными качествами, определить зону оптимального педагогического воздействия. Кроме того, изучение отклонений и поиск путей позитивного развития духовно-нравственной сферы, учащегося должны осуществляться одновременно [28].
Существующая система профилактики девиантного поведения имеет серьезные недостатки и просчеты: отсутствие надежных и понятных механизмов взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами профилактики; отсутствие методов включения семьи несовершеннолетнего в систему профилактики как важного социального института и естественной среды обитания ребенка. ребенок; семья по-прежнему рассматривается в первую очередь как объект контроля и принуждения, но не как субъект системы дошкольного образования; снижение отношения педагогов, работающих с трудными подростками, к карательным профилактическим мерам, что приводит к появлению у подростков социально негативного поведения, которое при длительном удержании перерастает в устойчивые личностные качества; внедрение в школах-это в первую очередь не столько профилактическая работа, сколько профилактическое мероприятие. коррекция девиантного поведения учащихся [29].
Делая акцент на профилактической работе, необходимо сказать, что система воспитательных и педагогических мероприятий должна охватывать длительный период развития и широкий спектр деятельности детей и подростков, отнесенных к группам риска. В дополнение к образовательной, трудовой и социальной деятельности профилактические меры должны также охватывать развлекательные мероприятия. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам группы риска должна быть объединена в целостную систему профилактических и коррекционных и реабилитационных мероприятий, направленных не только на развитие когнитивных и коммуникативных процессов, но и на повышение самостоятельности в формировании системы ценностных установок, в укреплении социального положения. и личные проявления [17].
Выводы по главе 1
Таким образом, как видно из вышеизложенного, ребята, имеющие девиантное поведение – это дети, недостаточно усвоившие ценности, социальные правила в обществе, особенно в начальном коллективе – родной семье, школе и т.д. Из-за сложной природы поведенческих расстройств их профилактика требует хорошо организованной системы социальных воздействий.
Профилактика - это наиболее эффектеивный способ устранения и предупреждения причин девиантного поведения подростков. В теоретических параграфах были рассмотрены понятие и сущность патриотического воспитания, его методы и приемчики, а также рассмотрены основные характеристики девиантного поведения учащихся образовательных учреждений.
Теоретический анализ научного исследования показал, что термин «патриотическое воспитание» имеет множество толкований в широком и узком смысле. Однако во всех определениях, упор делается на различные отношения человека к Родине, а патриотизм характеризуется как нравственное качество.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ Открытые данные по численности несовершеннолетних детей и подростков, находящихся в учреждениях временного содержания URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения 15.05.2023)
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26.
3. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-cловообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – 1233 с (978страница)
4. Лутовинов, 1997
5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 432 с.
6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
7. Хвотикова П.Н. Начальная школа – основа знаний. М., 2014 – 482 с.
8. Жариков А.Д.Растите детей патриотами. –М.: Знание, 2005. –284 с.
9. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 39 – 42.
10. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2011. – 332 с.
11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.С.200.
12. Энциклопедия социальной работы. Т. 1. пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1993. С. 231-241.
13. Энциклопедический словарь/ издатели Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон. СПб. 1892. Т.13. С. 83.
14. Уставы добровольных обществ. Сборник нормативных актов. В 2-х томах. М., 2010. Стр. 1-205.
15. Шекова Е.Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России // СОЦИС. 2002. №3. С. 97.
16. Мониторинг государственной молодежной политики. Специальный выпуск, посвященный проблемам становления волонтерства в России. 75 Росмолодежь // Федеральное агентство по делам молодежи. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. [Электронный ресурc].http://fadm.gov.ru/agency/page31.php
17. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учебнометодический комплекс / Е. Б. Усова ; Минск, 2010. С.160-175.
18. Уральский Государственный Педагогический университет учебное заведение высшего образования [Электронный ресурс] от 26 мая 2014 года Екатеринбург. Режим доступа: http://www.uspu.ru/
19. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (принят ГД СФ РФ 23.07.2008).
20. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005.С.20.
21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // Педагогика, М. 1989 // «Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта, деятельность самого ребенка» .Москва.С.13-44.
22. Volunteering and career building. A Guide for Career Practitioners, Educators, and Volunteer Managers - Добровольчество и карьера Руководство для тренеров по добровольчеству и менеджеров добровольческих программ. – Эдмонт, 2008.С.3-89.
23. Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. 2011. Июнь. С.28.
24. Матвиенко Е. Волонтерская деятельность как форма работы с молодежью [Электронный ресурс] // Научные публикации филиала Российского государсвенного социального университета в г. Красноярск. Режим доступа: kraspubl.ru/content/view/320/66/
25. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. 2000. С. 207.
26. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: 1997.С.10.
27. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 2014. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2012. С.350-360.
28. Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа – интернат №53» учебное заведение среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] от 30 декабря 2015 город Новоуральск. Режим доступа http://maosh-53ngo.ucoz.ru/
29. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.С.33-35.