Фрагмент для ознакомления
2
Соревнования являются действенной формой профессионально-прикладной физической подготовки, которые воспитывают волевые качества: целенаправленность, активность, решительность, сме¬лость, выдержку, способность стойко переносить большие и предельные физические нагрузки. Соревнования способствуют совершенствованию физических качеств и профессионально-прикладных навыков в обстановке спортивных состязаний.
По степени прикладности спортивные состязания подразделяются на спортивные и спортивно-прикладные. Спортивные только косвенно отражают специфические особенности той или иной деятель¬ности (для студентов, которые управляют скоростным транспортом, — соревнования по горнолыжному спорту, баскетболу, волейболу и другим спортивным и подвижным играм; для студентов строительных специальностей -по акробатике, гимнастике).
Спортивно-прикладные отличаются от спортивных тем, что в их содержание входят физические упражнения, специфичные для той или иной профессии, к примеру, для водников проводятся соревнования по водным видам спорта. Большое значение в профессиональной подготовки студентов массовое целенаправленное физическое совершенствование путем занятий в спортивных секциях по различным видам спорта .
Интересно проходят массовые спортивные мероприятия в высших учебных заведениях. Студенты умеют не только хорошо учиться, но и отдыхать.
Значительную роль в воспитании и стимулировании студенчества к ведению здорового образа жизни, физкультурно-спортивной деятельность играет участие студенческий спортивный клуб ВУЗа .
Сегодня различные экстремальные виды спорта среди студентов все больше набирают популярность и это вполне объяснимо. Бейсджампинг, паркур, дайвинг, серфинг, скайсерфинг, скейтбординг, маунтинбайк, рафтинг, скалолазание, горные лыжи, сноубординг .
В практике физического воспитания и спорта одним из средств для физических и интеллектуальной подготовки молодежи является спортивное ориентирование. Этот вид спорта сочетает в себе бег по пересеченной местности (передвижения на лыжах зимой) со специализированной умственной деятельностью, что предполагает комплекс операций и процессов для решения задач целенаправленного передвижения незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.
Научные исследования свидетельствуют, что спортивное ориентирование способствует улучшению физических и умственных способностей лиц, которые им занимаются.
На сегодня накоплен значительный научно-теоретический и практический опыт по подготовке спортсменов различной квалификации в спортивном ориентировании и научно обоснованы следующие методики: начального обучения спортивной ориентированию, технико тактической подготовки , интегральной подготовки.
Спортивное ориентирование по характеру физического нагрузки подобное к занятиям легкой атлетикой, лыжными гонками, по уровню умственной деятельности - к игре в шахматы и шашки, а по количеству технических приемов, тактических ситуаций, психологическими действиями близко к спортивным играм .
Наиболее эффективной формой организации учебных занятий в основном отделении является специализация в конкретном виде спорта или в системе физических упражнений.
Так, подробнее остановимся на наиболее популярном виде спорта среди студентов на волейболе.
Специализация «Волейбол» пользуется большой популярностью среди студенческой молодежи. Зачисление в группы специализации проводятся в начале учебного года на основании отбора по результатам выполнения студентами контрольных тестов по специальной физической, тактико-технической и игровой подготовке. Учитываются также интересы студентов и их желания заниматься избранной спортивной игрой .
Состав группы специализации по волейболу составляет 12-15 чел. На учебных занятиях в группах специализации по волейболу помимо общих задач (укрепление здоровья, профилактика заболеваний, повышение уровня физической подготовленности), решаются и узконаправленные, частные, задачи.
К ним относятся:
1) приобретение знаний по теории и методике обучения технике и тактике волейбола и спортивной тренировки;
2) подготовка спортивного актива к работе в качестве судьи и инструктора-общественника по волейболу;
3) совершенствование спортивного мастерства.
В данной связи объем учебного времени в группах специализации больше, чем в группах общей физической подготовки (292 ч и 100 ч в год, соответственно), что позволяет более эффективно осваивать не только все технические приемы волейбола (стойки и перемещения, подача, передача, нападающий удар, блокирование), но и овладевать тактическими умениями и навыками.
Кроме того, более высокие требования предъявляются к специальной физической подготовленности занимающихся. Содержание учебного материала, предлагаемого студентам, специализирующимся в волейболе, зависит от года обучения. На первом курсе для формирования и совершенствования технических навыков игры широко используются общеразвивающие, подготовительные и подводящие упражнения. На втором курсе основное внимание уделяется совершенствованию ранее изученных технических приемов, обучению тактике волейбола - индивидуальным действиям, групповым и командным тактическим взаимодействиям в защите и нападении, повышению специальной физической подготовленности студентов .
Для завершающего, третьего года обучения, главной задачей является совершенствование техники и тактике игры. Поэтому большая часть времени отводиться участию в учебных играх.
В целях обеспечения качественной подготовки студентов – спортсменов-разрядников по волейболу - в вузе организованно проведение учебных занятий в спортивном отделении под руководством опытных тренеров-преподавателей.
Формируется это отделение в начале учебного года. В него зачисляются студенты, аспиранты и преподаватели, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе и имеющие высокий уровень спортивной квалификации (спортсмены-разрядники, кандидаты в мастера спорта и т.д.).
В отдельных случаях к занятиям в спортивных отделениях могут быть допущены лица, не имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточно высокой специальной физической подготовленностью и показывающие высокие темпы роста спортивно-технических результатов .
При комплектовании спортивных отделений учитывается пол занимающихся. Число занимающихся в спортивном отделении по волейболу 12-15 чел. на одного преподавателя.
Целью учебных занятий в спортивном отделении являются совершенствование спортивного мастерства и подготовка сборных команд вуза к выступлению в соревнованиях различного уровня - от первенства района, города до чемпионатов России, Европы, мира. Одним из основных показателей эффективности занятий в данном отделении является динамика спортивных результатов.
Содержание учебных занятий планируется не только в соответствии с закономерностями спортивной тренировки и календарем соревнований, но и с учетом структуры учебного года в виде полугодичных циклов, каждый из которых состоит их 3-х периодов: подготовительного, соревновательного и переходного.
В основе такого построения тренировочного процесса лежат закономерности приобретения, сохранения и утраты спортивной формы - состояния наилучшей готовности волейболиста к спортивным достижениям.
Длительность каждого периода тренировки зависит от подготовленности спортсмена и сроков, необходимых для решения общих и частных задач каждого периода.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева А. П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А. П. Беляева. – СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2016. 229 с.
2. Боровская А.Л. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /А.Л. Боровская // Научное сопровождение реализации стандартов образования. 2013. №5. С. 97–101.
3. Влияние занятий спортивным ориентированием на умственную работоспособность бакалавров физической культуры / Л. В. Мельникова, Д. А. Мельников, Е. А. Захарова [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2020. - № 3. С. 36-38.
4. Галкин Ю. П. Физическая культура, работоспособность и здоровье трудящихся: проблемы и перспективы/ Ю. П. Галкин.-Смоленск : СГАФКСТ, 2008. 282 с.
5. Губа В.П., Пустошило П.В. Структура и компоненты соревновательной деятельности волейболистов студенческих команд: Университетский вестник. -2015. - № 2 (16). С. 79-83
6. Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете. Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: Учеб. пособие. - Москва, 2009.145 с.
7. Давидович А.В., Юхновская Е.В. Методика обучения гимнастическим упражнениям. Учебно-методическое пособие// Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка. г. Минск, 2022. 127 с.
8. Драндров Г. Л. Личностно-ориентированный подход в формировании физической культуры студентов / Г. Л. Драндров, К. Б. Тумаров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. №2(19). С. 24-30.
9. Иванова В.В. Формирование умственной работоспособности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки // ОНВ. 2012. №1 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-umstvennoy-rabotosposobnosti-studentov-tehnicheskogo-vuza-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 22.05.2023).
10. Казаковцева Т.С., Михайлов, С.Л. Физическое воспитание студентов в гуманитарном ВУЗе на основе волейбола /Т.С. Казаковцева, С.Л. Михайлов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. № 4. С.15.
11. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2021. 96 С.
12. Лебедихина Т.М. Гимнастика: теория и методика преподавания. Учебное пособие// Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина. г.Екатеринбург, 2017. 109 с.
13. лешаков А.А. Физическая культура и физическое воспитание студентов в высшем учебном заведении. Учебное пособие /А.А. Плешаков, М.А. Семенова. 2020. 76 с.
14. Любишина Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников // Дополнительное образование и воспитание. - 2020 - № 7 - с. 23-26.
15. Мишин Б.И. Настольная книга учителя по физической культуре / Б.И. Мишин. – М.: Наука, 2019. 68 с.
16. Прохоренко А.А. Применение технологий дополненной и виртуальной реальности в образовательном процессе по дисциплине "физическая подготовка" / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2018. №5. –С.89.
17. Садыкова А.М., Ратова Е.Н. Комплексы утренней гимнастики. Учебно-методическое пособие// Казанский федеральный университет. Кафедра физического воспитания и спорта. Казань, 2015. 35 с.
18. Тоноян В.Х. Влияние экстремальных видов спорта на развитие молодежного движения в России /В.Х. Тоноян //Власть.-2011.№9.С.15.
19. Характеристика неурочных форм занятий физическими упражнениями (признаки, виды, содержание)[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/7_17422_harakteristika-neurochnih-form-zanyatiy-fizicheskimi-uprazhneniyami-priznaki-vidi-soderzhanie.html (Дата обращения: 22.05.2023).
20. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.– М.: Издательский центр «Академия», 2016. 480 с.
21. Шуайбова М.О. Культура здорового образа жизни студента и технология её формирования/ М.О. Шуайбова //Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения.- 2014.-№2(111).С.68-75
22. Шулятьев В.М. Студенческий волейбол: Учеб. пособие / В.М. Шулятьев. - Москва: Издво Рос. ун-та дружбы народов, 2011. 195 с.