Фрагмент для ознакомления
2
Личность М.Ю. Лермонтова наряду с его творчеством оставили неизгладимый след в поэзии А.Д. Дементьева, российского поэта нашего времени. Он говорил: «Сколько себя помню, -я всегда был влюблен в стихи Михаила Юрьевича Лермонтова» . Любовь эту Дементьеву с малых лет привил его отец, читавший произведения Лермонтова мальчику перед сном. «С годами меня все больше и больше тянуло к Лермонтову. Тогда отец купил мне в подарок полное собрание его произведений. И я, к своему восторгу, уже пойдя в школу, открыл для себя неповторимую прозу Михаила Юрьевича, - пишет Дементьев. -«Герой нашего времени» стал моим героем на всю жизнь. Такой музыкальной и глубокой книги, когда казалось, что все в ней происходит при твоем присутствии и даже при твоем участии, мне больше не встречалось...» .
Среди многих высказываний Дементьева нас привлекло его откровение насчет роли, сыгранной Лермонтовым для его поэзии: «За эти полвека я написал много стихотворений, которых без Лермонтова и его Поэзии просто бы не было» .
Исследуя традиции Лермонтова в поэзии Дементьева, мы решили обратиться к его книге «И все полно здесь имени его» 2008 года. По поводу данного сборника Дементьев утверждал, что его задачей был рассказ о Лермонтове, о его «гениальной личности».
Мы все настолько
В Лермонтова вжились,
Что кажется, нас нечем удивить.
Но гении - всегда непостижимость.
И где найти нам Ариадны нить?
«Непостижимость» А. Дементьев
Книга состоит из 127 не датированных стихотворений. В сборнике поэт касается большого количества тем: природы («Август», «Гром в небо ударил со зла», «Нет леса без России»), отношений отцов с детьми («Отцы, не оставляйте сыновей!..», «Читает мама дочери своей.»), дружбы («Друг познается в удаче», «Ненадежные друзья», «Я благодарен дружеской поруке», «Все меньше на земле моих друзей»), политики («У нас в России власть не любят», «Мы возвратились к крепостному праву...»), творчества («Поэзия - рискованный полет», «Вначале было Слово»). Но основная часть стихотворений так или иначе связана с личностью великого русского поэта. И эти произведения можно распределить на две группы:
1) произведения, которые напрямую касаются жизни великого поэта и окружавших его людей;
2) стихотворения, вдохновленные творчеством Лермонтова.
В первом случае это, как правило, стихотворения сюжетные, в которых Лермонтов предстает героем, они посвящены описанию самых разных эпизодов жизненного пути Михаила Юрьевича. Наибольшее их число посвящено трагической смерти поэта, оказавшей на Андрея Дементьева огромнейшее впечатление («Кинжал», «Мятежный провидец», «Последний вечер Лермонтова», «В Ессентуках стоит жара»). Ярче всего это впечатление показано в стихотворении «Жизнь кончается нежданно», в нем автор ведет сравнение гибелей Лермонтова, Пушкина и Жанны Д’Арк. Он убежден, что все они приняли смерть как герои, а эти смерти были конечно же слишком ранними:
Кто мог знать, что у подножья
Им воспетой же горы
Юный Лермонтов не сможет
Не принять чужой игры.
Потому что не был трусом,
Рисковать привык собой.
И считал - поэтам русским
Стыдно торг вести с судьбой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анненкова, Н.А. Сатира и инвектива в поэзии М.Ю. Лермонтова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.А.Анненкова. -Самара, 2004. - 23 с.
2. Бралина, Г.М. Жанр инвективы в русской лирике середины XIX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г.М.Бралина. -Самара, 2008. - 18 с.
3. Дементьев, А.Д. И все полно здесь имени его. - М.: Эксмо, 2008. - 240 с.
4. Дементьев, А.Д. По законам любви // Литературная газета, 16-22 июля, 2008, № 29. - С. 7.
5. Краковяк, А.С. Инвектива как литературный жанр: проблемы структуры и генезиса (на материале русской и польской поэзии XIX-XX вв.): автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.С. Краковяк. - С-Пб, 2010. - 18 с.
6. Матяш, С.А. Жанр инвективы в русской поэзии: вопросы статуса, типологии, генезиса // Феномен русской классики. -Томск: Из-во ТГУ, 2004. - С. 17-32