Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях трансформации российского государства и формирования новой социальной структуры большое значение приобрел вопрос об установлении верховенства права на основе принципа законности.
Законность - один из важнейших принципов правового государства, который служит обеспечению общественных интересов, защите прав и свобод граждан, государственных учреждений и организаций. Законность подразумевает отношения между государственными органами, с одной стороны, и гражданами, с другой, основанные исключительно на законе, и обе стороны обязаны подчиняться закону. В правовом государстве государственные органы всегда стремятся обеспечить права и свободы человека и равенство всех перед законом. Закон регулирует поведение людей в обществе и гарантирует реализацию их свобод, устанавливая их права и обязанности.
В современных российских условиях вопрос законности приобрел качественно иное содержание. Он является определяющим элементом сущности демократического государственно-правового механизма.
Ведь именно с исполнительной властью граждане чаще всего вступают в различные отношения, а авторитет и эффективность государственной власти зависит от того, насколько исполнительная власть соблюдает законность.
Разработанные в 60-70-е годы положения о роли и месте законности в государственном управлении нуждаются в пересмотре в связи с изменением общего государственного строя и сменой государственных приоритетов.
В разработку вопросов, связанных с понятиями "законность" и "государственное управление ", внесли вклад следующие исследователи: Атаманчук Г.В., Афанасьев В.Я., Сплавская Н.В., Ёлкина Ю., Забелов С.М., Иванова Т.Н., Смирнова Е.Е., Киреева Е.Ю., Москалевич Г.Н., Овсянко Д.М., Панова Е.С., Пугачева Т.И., Рогожин В.М., Симон В.Д., Студеникина М.С., Тышканбаева Р.С., Эдиев М.С., Яковлева И.Ю., Климова С.И. и другие.
Целью данного исследования является анализ методов и форм обеспечения законности в государственном управлении.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие по поводу законности в организации и деятельности государственного управления.
Предмет исследования – формы и методы обеспечения законности в государственном управлении.
Для достижения целей данного исследования поставлены следующие задачи:
• определить сущность государственного управления;
• рассмотреть основы правового регулирования государственного управления исследовать понятие законности в государственном управлении;
• проанализировать формы и методы обеспечения законности в государственном управлении;
• проанализировать основные проблемы, связанные с применением законности в государственном управлении, и определяет пути решения этих проблем.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, исторический метод, анализ, синтез, системный подход, метод определения и разделения понятий, статистический метод, сравнительный анализ, метод юридической и аналитической обработки нормативного материала.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы законности в государственном управлении
1.1 Сущность государственного управления
При уточнении содержания такого понятия, как "государственное управление", особенно важно интерпретировать две составные части этой категории - "государственное" и "управление".
Управление — это многомерное явление, которое уже хорошо изучено теорией и практикой его научной организации.
В философской литературе управление анализируется с точки зрения проявления основ самоуправления общества. Этот анализ восходит к работам К. Поппера, К. Ясперса и других. Управление признается как историческое явление, содержащее и нарушающее многие диалектические законы природы, общества и мышления [9,74].
Фундаментальные аспекты управления раскрываются и социологической мыслью (например, К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблена и др.), которая показывает глубокую взаимосвязь между состоянием управления и уровнем закономерности социальных процессов.
Управление можно анализировать и с других точек зрения, таких как культурная, историческая, информационная, политическая, юридическая и практическая. Важность этих подходов заключается в том, что, во-первых, каждый из них содержит познавательный смысл, во-вторых, они логически согласованы друг с другом, вытекают из единства сущности управления, т.е. каждый аспект связан с сущностью управления, отражает и характеризует ее, а не другие категории, и, в-третьих, они противоречат друг другу, поскольку каждый из них выполняет свою когнитивную функцию.
Поэтому управление может быть описано как целенаправленное, сознательное, преднамеренное, организационное и регулирующее воздействие, либо напрямую (в форме автономии), либо через специально созданные структуры (например, государство, политические партии, общественные институты) [5,87].
Государственное управление является одним из видов управления.
В юридической литературе вопрос о природе государственного управления является дискуссионным: Г.В. Атаманчук утверждает, что "государственное управление — это практическое, организационное и регулятивное воздействие государства, основанное на его полномочиях по регулированию, поддержанию и преобразованию общественной жизнедеятельности людей" [4,65].
Б.М. Лазарев обращает внимание на ярко выраженный организационный, административный и управленческий характер государственного управления.
По мнению И.Л. Бачило, государственное управление — это "целенаправленное и планомерное воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных особенностей государства на определенных этапах его исторического развития.
С точки зрения В. Кокова, понятие "управление" имеет глубокие последствия. Управлять — значит руководить, иметь должным образом уполномоченного управляющего.
Эффективное управление устраняет предпосылки, угрожающие единству государства.
Таким образом, хотя существуют различные определения понятия "государственное управление", его суть можно резюмировать следующим образом.
Это властное влияние, которое субъекты управления оказывают на объект управления.
В юридической литературе существует мнение, что государственное управление занимает особое положение. Это связано с соответствующими характеристиками, присущими данному виду государственного управления.
Первая характеристика сосредоточена на предмете государственного управления.
Прежде всего, субъект управления оказывает решающее влияние на характер целевого, регулятивного и регулирующего воздействия. Таким субъектом является государство. Существует множество подходов к пониманию этого понятия: Согласно Толковому словарю С. И. Ожегова, государство — это основная политическая организация, управляющая обществом и охраняющая его экономическую и социальную структуру. Государство — это система общественных отношений, институтов и учреждений, монополизирующая управление обществом и обладающая средствами принуждения над людьми.
Анализируя различные трактовки термина "государство", можно выделить силы внутри государства. Вполне корректно говорить, что государство — это структура, способная определять и принуждать поведение общества посредством принудительной власти. Таким образом, государство отличается от других социальных структур тем, что государственная власть сосредоточена в государстве и осуществляется над обществом. Другими словами, власть — это структура, в которую общество вовлечено по различным добровольно или по принуждению, признавая верховенство воли и правил и совершая определенные действия в соответствии с требованиями. Государственная власть — это власть государственных органов, обладающая юридической обособленностью в своем источнике и соответствующими средствами санкций при их реализации [9,100].
Следующей его характеристикой является то, что оно распространяется на общество в целом. Эта характеристика государственного управления обнаруживается во взаимных отношениях между государством и обществом.
Однако следует проводить различие между негативными и позитивными аспектами этих отношений. Негативный аспект связи между государством и обществом проявляется в государствах с тоталитарными политическими режимами. Происходит вмешательство во все сферы деятельности общества и господство над этим обществом. Однако попытки сделать это в государствах с крайними проявлениями тоталитарных политических режимов оказались невозможными, поскольку невозможно установить полный контроль над обществом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской̆ Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г (с учетом поправок, внесенных Законами Российской̆ Федерации о поправках к Конституции Российской̆ Федерации от 30.12.2008г. No 6-ФКЗ. от 30.12.2008г. No 7-ФКЗ. от 05.02.2014г. No 2-ФКЗ. от 21.07.2014г. No 11-ФКЗ) // СЗ РФ от 04.08.2014г, No 31, ст.4398
2. Федеральный̆ Конституционный̆ Закон от 21.07.2004 г. No 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской̆ Федерации” (с изм. и доп. от 28.12.2016.) // Российская газета No 138-139 от 23.07.1994г; Российская газета No 127 от 06.06.2014 г.
Специальная литература
3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е издание изд. М.: РЮИД. “САШКО”, 2000. 543 с.
4. Белозеров, Б.П. Теория государства и права. / Б.П. Белозеров, А.Г. Индык. — СПб. : ИЭО СПбУТУиЭ, 2010. 289 с.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. [для юрид. вузов] / А.Б. Венгеров. – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. 233 с.
6. Воронцов, Г.А. Теория государства и права: краткий̆ курс. За три дня до экзамена. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 199 с.
7. Комарова, В.В. Конституционная законность в реализации принципа разделения властей̆ — М.: Проспект, 2014. 142 с.
8. Кряжков В.А. Законодательство о Конституционном Суде РФ: новеллы 2014 года // Государство и право. 2014. 89 с.
9. Малько, А.В. Правоведение. / А.В. Малько, В.А. Затонский. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. 277 с.
10. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. — М.: Проспект, 2015. 376 с.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов Н.Ю. Шведова. М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. 325 с.
12. Осейчук В.И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2016. 269 с.
13. Основные вопросы советской̆ социалистической̆ законности / Строгович М.С. - М.: Наука, 1966. 47 с.
14. Пещеров Г.И. Современные проблемы государственного и муниципального управления. М.: Изд-во МГОУ, 2017. 338 с.
15. Радько, Т.Н. Теория государства и права. — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2015. 301 с.
16. Спасенников, Б.А. Теория государства и права. Курс лекций. — М.: ФЛИНТА, 2013. 188 с.
17. Старков, О.В. Теория государства и права. /О.В. Старков, И.В. Упоров. — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2015. 222 с.
18. Сырых, В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юстицинформ, 2012. 199 с.
19. Фадеев, В.И. Конституционное право. — М.: Проспект, 2015. 178 с.
20. Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе РФ. — М.: Проспект, 2015. 144 с.