Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Китайская Народная Республика – одно из самых влиятельных государств современности. Занимает 2-е место во многих рейтингах экономик мира после Соединённых Штатов Америки. Китай обладает колоссальными объемами производственных мощностей, огромным количеством научных специалистов и т.д. Сейчас, в России и во многих других странах, строится особенный интерес к этой стране как к потенциальному стратегическому партнеру, в связи с происходящими изменениями на политической арене.
Чтобы знать методы ведения политики Китаем, для знания современного Китая в целом, необходимо углубиться в его мировоззрение и историю, потому как в Китае политика тесно связана с историей. Основным фактором формирования этого мировоззрения истории является уникальная и неповторимая культура этой страны. Именно ей обязано состоявшееся современное китайское устройство.
Неотъемлемой составляющей китайского мироздания и культуры является традиционная философия. Она не является одной лишь частью китайской культуры, а послужила для формирования имиджа большинства стран Восточной Азии и за пределами её, стала естественным шаблоном для массового сознания, сформировав быт народов. Это фундамент, который формировался тысячелетиями, с самого рождения этого азиатского государства. Если у немцев, по утверждению Карла Гаусса, математика – царица наук, то это место у китайцев однозначно занимает философия.
В древнем Китае расцвет общественно - политической мысли приходится на VI - III века до н. э. В этот период происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлёк за собой возвышение зажиточных слоёв, ослабление патриархальных клановых связей, углубление социальных противоречий. В этот период обострилась борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране сложился, затянувшийся на длительный период, политический кризис. В поисках выхода из кризиса, в общественно - политической мысли складываются различные школы и направления.
Цель работы – рассмотреть наиболее влиятельные политические учения в Древнем Китае – конфуцианство и легизм.
Задачи работы:
• Рассмотреть общую характеристику Китая в V-III в. до н.э.
• Изучить возникновение философии в Китае
• Рассмотреть влияние конфуцианства и легизма на государство
• Охарактеризовать политико-правовые идеи Конфуция
• Проанализировать политико-правовые идеи в легизме
Объект исследования - правоотношения, возникшие в Древнем Китае в связи с развитием конфуцианства и легизма.
Предметом исследования являются непосредственно учение Конфуция и Шан Яна как основоположников политико-правовой мысли Древнего Китая.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. Китай V-III в. до н.э. Характерные черты социального строя
1.1 Общая характеристика Китая в V-III в. до н.э.
Китай в 3 веке до нашей эры был временем значительных политических и социальных изменений. В этот период, часто называемый периодом Воюющих царств, возникло несколько могущественных государств, которые соперничали за господство над землей. Это было время ожесточенных войн, но также и время большого культурного и интеллектуального брожения. Рассмотрим Китай в 3 веке до нашей эры с акцентом на его политический ландшафт, философские разработки и технологические достижения.
Период Сражающихся царств начался в V веке до нашей эры и продолжался до объединения Китая под властью династии Цинь в 221 году до нашей эры. За это время семь крупных государств — Цинь, Ци, Чу, Янь, Хань, Чжао и Вэй — боролись за господство. Эти государства вели постоянную войну, применяя все более изощренные военные стратегии и технологии. Частые конфликты стимулировали технологические достижения, такие как разработка железного оружия и использование арбалетов, которые сильно повлияли на ход войны в древнем Китае.
Среди хаоса военных действий появились философы-мыслители, которые предложили руководство, как вести себя в смутные времена. В этот период возникло несколько основных школ мысли, включая конфуцианство, даосизм, легизм и мохизм. Конфуцианство, основанное Конфуцием (551–479 гг. до н. э.), подчеркивало важность нравственных ценностей, социальной гармонии и воспитания добродетельных правителей. Даосизм, приписываемый Лао-цзы, выступал за возвращение к природе и стремление к простоте и спонтанности. Легизм, с другой стороны, продвигало строгие законы и суровые наказания как средство поддержания общественного порядка, в то время как моизм выступал за всеобщую любовь и беспристрастность.
Эти философские традиции оказали глубокое влияние на китайское общество и сформировали моральные, этические и политические ценности того времени.
В частности, конфуцианство позже стало доминирующей идеологией имперского Китая, подчеркивая важность иерархии, сыновней почтительности и уважения к власти.
Помимо философских разработок, 3 век до н.э. стал свидетелем значительных достижений в различных областях. В этот период наблюдался значительный прогресс в сельском хозяйстве, включая внедрение железных плугов, использование ирригационных систем и выведение новых сортов сельскохозяйственных культур. Эти инновации привели к повышению производительности сельского хозяйства и поддержали рост населения.
Торговля и коммерция также процветали в этот период. Государства занимались обширной экономической деятельностью, обмениваясь товарами и ресурсами между регионами. Развитие валюты, стандартизированных мер и весов и создание торговых площадок еще больше облегчили экономическое взаимодействие.
В 3 веке до нашей эры также произошли заметные достижения в области литературы и науки. Исторические тексты, такие как «Записки великого историка» Сыма Цяня, дали ценную информацию о событиях и личностях того времени. Поэзия и другие литературные формы также процветали, и такие известные поэты, как Цюй Юань и Сыма Сянжу, внесли свой вклад в богатую литературную традицию .
Социальная система в Китае в 5-3 веках до н.э., известная как период Сражающихся царств, характеризовалась сложной и иерархической структурой, которая находилась под сильным влиянием конфуцианства и других философских традиций. Рассмотрим характерные черты социальной системы того периода, включая классовую структуру, систему семьи и родства, гендерные роли, а также роль образования и социальной мобильности.
Одной из ключевых особенностей общественного строя Древнего Китая было наличие жесткой классовой структуры. На вершине социальной иерархии находились правящие аристократы, известные как ши, которые принадлежали к знатным семьям и занимали руководящие должности в правительстве.
Ниже их были простолюдины, включающие различные профессиональные группы, такие как фермеры, ремесленники и торговцы. На самой нижней ступени социальной лестницы находились рабы и прислуга, которые считались собственностью и не имели социального статуса или прав .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие — М. 2012. 341 с.
2. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Ч. 1. Москва, Мысль, 1969, 576 с.
3. Даньшин А.В. Роль конфуцианства и легизма в формировании правового и социального статуса купечества традиционного Китая, 2013. С. 50-52.
4. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. Москва, Мысль, 1972, 363 с.
5. Книга правителя области Шан. Москва, Ладомир, 1993, 392 с.
6. Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. Москва, Эксмо Пресс; Харьков, Фолио, 2000, 957 с.
7. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. НОРМА. М. 2012. 251 с.
8. Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. Москва, Наука, 1993, 414 с.
9. Медведев В.Г. Сущность морально-этической концепции конфуцианства и правовой доктрины легизма и их влияние на развитие права в древнем Китае. Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2012. № 6 (305). С. 190-198.
10. Меликсетов А.В. История Китая, Изд-во Московского университета, 1998.
11. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. ЮНИТИ-ДАНА. М. 2005. С. 89.
12. Нехамкин В.А. Контрфактическое историческое моделирование К. Клаузевица: теоретико-методологический аспект. Вопросы философии, 2006, № 6, С. 105-115.
13. Нехамкин В.А. Культурные перекодировки: механизмы развития (философский анализ). European Social Science Journal, 2014, № 8-3 (47), с. 55-62.
14. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. Москва, 1981.
15. Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь Юй». Москва, Восточная литература, 2001, 168 с.
16. Прудников М.Н История государства и права зарубежных стран. Москва, С.120-131.
17. Сидельникова А.С., Бакланов И.С. О законе в древнекитайской философии. Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 21. С. 145-149.
18. Сунь-цзы. Искусство войны. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, 288 с.
19. Халтаева О.Р. Конфуцианские принципы государственного управления. Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 14. С. 18-21.
20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. Москва, Высшая школа, 1981, 374 с.