Фрагмент для ознакомления
2
Уместные паузы делают живую речь естественной, четкой и выразительной. Они не только расчленяют речь, но и объединяют её. Слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство. Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности и незавершенности. Под средствами выразительности понимают специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к тому, или иному высказыванию. Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину и красочность. Они акцентируют внимание слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или на событии. Выразительными языковыми средствами наполнена и поэзия, и проза.
Чтение играло и играет огромную роль в образовании и воспитании каждого человека. Можно говорить о том, одной из главных задач обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС НОО определил следующие требования по навыку чтения при работе с текстом:
-школьники должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-определять тему и главную мысль текста;
-делить тексты на смысловые части и составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 признака;
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблиц, схем, диаграмм;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения и ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках и др.
Уроку чтения отводится главенствующая роль в учебном процессе. Этот процесс должен быть ориентирован на решение таких задач, как совершенствование навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения; как речевое, эмоционально-нравственное и творческое развитие [23]. Чтение – это довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на текст какой-либо особой стороной своей личности. Школьники реагируют на текст эмоционально.
Современная школа при этом ставит перед собой задачу эмоционального развития учеников, но решить её не так просто. Для этого учителю необходимо владеть определённой методологией и знать конкретную методику урока. В процессе чтения ученики в первую очередь видят героев, сюжет и отдельные события. При этом, они не всегда реагируют на знаки препинания, строфы, или эпитеты. Деление на абзацы школьники не замечают, а это значит, что они пропускают это мимо. Но без осмысления их, не может быть и понимания прочитанного. Таким образом, особенности восприятия школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к процессу чтения. На уроке учителю необходимо постоянно показывать ученикам, что чтение - это общение. Это диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, который создан автором. Именно так происходит влияние книги на читающего школьника [10].
В методике выделяют следующие основные критерии чтения:
- правильность;
- беглость;
- осознанность;
- выразительность.
Под правильностью понимают плавное чтение без искажений, которое может влиять на смысл прочитанного текста. Педагоги практики, в ходе наблюдения становления навыка чтения у школьников выделяют несколько групп типичных ошибок, которые они допускают при чтении:
- пропуски букв, слогов, слов и строчек;
-перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
-искажение звуко - буквенного состава;
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
- замена одних единиц чтения другими.
Причины подобных ошибок возникают из-за несовершенства зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Причиной искажений может стать чтение по догадке. Под беглостью понимают такую скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором, для иных качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения. Главным ориентиром для учителя является устная речь ребёнка.
Осознанность чтения - это понимание замысла автора и осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел. Это осмысление своего собственного отношения к тому, что человек прочитал.
Выразительное чтение (чтение вслух) - это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания. Это оценка содержания и смысла текста, а также, отношение к тексту. Это стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести прочитанное до слушателя или всей аудитории. Для читающего важно сделать понятным то намерение, с которым он взялся за чтение, и попытался раскрыть это намерение посредством своего чтения.
Выразительное чтение должно отвечать следующим требованиям:
- достаточная громкость, четкость и правильность произношения;
-ясная передача мыслей автора;
-правильная расстановка пауз и ударений;
- выявление в чтении чувств и настроений, которые содержатся в тексте;
-раскрытие основных черт характера, мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения [2].
Выразительное, осознанное и беглое чтение это очень важные и значимые средства, благодаря которым учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, или иные чувства и эмоции. Учитель помогает не только верно понять, но и ощутить замысел автора, обогатиться его помыслами и благородными чувствами, а также уловить суть и смысл прочитанного текста. Формирование данных навыков чтения у школьников – это значит обучать их пониманию живого слова чувства и мысли, которыми насыщено как художественное произведение, так и читательское восприятие.
Очень многое в этом процессе зависит от того как умеет говорить школьник. Умение говорить выразительно, эмоционально, грамотно и полно является залогом успешного обучения школьников выразительному чтению. Исследователь Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как важный аспект при выразительном чтении ученика. Речь идёт о реализации мышления, основанного на использовании средств языка, т.е. слов, фраз, предложений и др. Согласно требованиям ФГОС НОО, каждый педагог должен проводить систематическую работу по формированию языковой компетенции у школьников. В связи с чем, большое значение приобретает методически скоординированная работа педагогов по развитию способности выразительного чтения. Основным способом подобной организации является работа по развитию связной устной речи на уроках литературного чтения. Специалисты филологи часто признают, что овладение выразительным чтением школьниками затруднено рядом причин. Это не всегда правильная речь, недостаточный запас слов, непонимание знаков препинания и др. [4]. Причин может быть достаточно много. Несмотря на большое количество исследований в данной области, задача формирования и развития выразительного чтения школьника не находит сегодня своего однозначного решения. В любом случае каждый школьник должен хорошо понимать следующее:
1. Каждое слово, или предложение имеет определенный контекст.
2. Словесные выражения – это воспроизведение с помощью интонации, ударения и построения.
3. Речевые воздействия – это побуждение к выполнению задач и проявлению активности.
В основе ФГОС НОО лежит системно –деятельностный и личностно ориентированный подход. ФГОС регламентирует наличие у детей двух видов образовательного результата, предметный и метапредметный, не считая личностного образовательного результата. Предметный образовательный результат относят к содержанию учебных дисциплин, когда необходимо формировать у ребёнка знания, умения и навыки. Речь не идёт о том, что мы вновь возвращаемся к традиционной образовательной модели, где речь шла лишь о формировании знаний, умений и навыков. Речь идёт об индивидуальном подходе к каждому ребёнку, и соответственно, каждый из детей должен овладеть всем тем комплексом знаний, умений и навыков в рамках изучения предмета, в данном случае – литературы. Понятие навык сегодня часто заменяют понятием – компетенция [21].
Языковая компетенция – это тот основной результат, который необходимо формировать в рамках ФГОС НОО. Но есть ещё так называемый метапредметный результат, в рамках которого необходимо сформировать у ребёнка четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные коммуникативные. Выразительное чтение нельзя отнести лишь к предметному знанию, поскольку здесь многое зависит от личностных качеств того, кто читает. Педагогу в подобных случаях необходимо самому определять, какие конкретно современные образовательные технологии он сможет использовать в своей образовательной практике, чтобы обеспечить реализацию индивидуального подхода к каждому ребёнку. И по возможности каждого из них научить выразительному чтению.
Развитие выразительного чтения детей включает в себя решение многих других проблем, которые возникают при обучении родному языку:
1. Словарная работа. Достаточный словарный запас субъекта и умение его использовать при чтении.
2. Формирование грамматической структуры речи. Это умение субъекта выражать мысли простыми и общими сложными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа и падежа.
3. Воспитание у субъекта культуры речи, которая должна быть понятной, выразительной и ясной.
Таким образом, учителю необходимо осуществить отбор методов и приёмов работы по совершенствованию выразительности речи школьников в литературном образовании.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2008. — 134 с.
2. Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
3. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 17.05.2023).
4. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е. И. Казакова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 88 с.
5. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст]: пособие для учителей / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
6. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя [Текст] / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1983. –144 с.
7. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 17.05.2023).
8. Джаджиева, О. Е. Проблема развития детского литературного творчества школьников [текст] / О.Е. джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
9. Капская, А.И. Выразительное чтение [Текст] / А.И. Капская. – М.: Высшая школа, 1986. – 168 с.
10. Кубасова, О.В. Выразительное чтение [Текст]: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. В. Кубасова. – 3-е изд., стер. – М. : Дело, 2001. – 144 с.
11. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
12. Литературное выразительное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 [текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 233 с.
13. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования [текст] / под ред. М. В. Воюшиной. — 2-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
14. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата [текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
15. Нижегородцева, Н. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [текст] / Н.В. Нижегородцева - Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 2. — С. 257–262.
16. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [текст] / С. В. Плотникова, А. А. Краева. УРГПУ. — Электронные данные: Екатеринбург: [б.и.], 2017. — 160 с.
17. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
18. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения [Текст]: пос. для учителя / М.А. Рыбникова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1963. – 315 с.
19. Сафиуллина, Г.К. Сборник текстов для проверки выразительного чтения в начальных классах [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-tekstov-dlya-proverki-osoznannogo-chteniya-v-nachalnih-klassah-3405479.html (дата обращения 17.05.2023).
20. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывании [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М. : Либроком, 2009. – 112 с.
21. Фирсова, Т. Г. Современный урок литературного чтения. Методический конструктор [текст] / Т.Г. Фирсова // учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование) [текст] / Т. Г. Фирсова. — М.: Перо, 2018. — 211 с.
22. Формирование навыка выразительного чтения. Сборник приемов и техник [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-priemov-i-tehnik-formirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-2198714.html (дата обращения 17.05.2023).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
24. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ.- 2009. - 206 с.
25. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи [Текст] / Е.В. Язовицкий. – 2-е изд. – М.: Изд-во Просвещение, 2010. – 304 с.