Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы правотворчества определяется тем, что она дает жизнь праву, формирует и оформляет его. Правотворческий процесс является отражением социально-нормативного регулирования общественных отношений.
По общему правилу под правотворчеством понимается интеллектуальная деятельность по созданию компетентными органами правовых норм, которые в последующем регулируют общественные отношения.
Эффективное правовое регулирование отношений не может быть обеспечено в условиях отсутствия стройной, непротиворечивой системы норм, выраженных в официальных источниках, издаваемых государственными органами власти. Тем самым, вопросы систематизации как вида правотворчества являются актуальными и востребованными. Систематизация проводится в рамках соответствующей системы законодательства и имеет вторичное значение для правотворческого процесса, являясь тем итогом, к которому приходит законодательный орган на определенном этапе правотворческой деятельности.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в области систематизации законодательства.
Предмет исследования – систематизация законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования.
Цель исследования - комплексный анализ проблем систематизации законодательства и ее значения для совершенствования правового регулирования.
Для достижения поставленной цели в курсовой решались следующие задачи:
- выявить сущность системы законодательства;
- проанализировать значение и результаты систематизации законодательства;
- выявить особенности соотношения системы права и системы законодательства;
- исследовать основные виды систематизации законодательства
Методы исследования: анализ, синтез, нормативный, комплексный, формально-юридического и др.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Понятие и значение систематизации законодательства
1.1. Систематизация законодательства: общая характеристика
О понятии систематизации законодательства, ее юридической природе в литературе высказаны разные мнения. Не рассматривая данную проблему подробно, мы выражаем солидарность с мнением А.Р. Нематова в том плане, что сегодня одним из актуальных вопросов в сфере права является выработка понятия «систематизации законодательства». По мнению автора, причиной плюрализма мнений в данной сфере является множественность субъектов систематизации законодательства, ее формы, а также сфера охвата актов, подвергающихся систематизации . И тут возникает вопрос: является ли «систематизация законодательства» правотворческой деятельностью?
По данному вопросу также существует плюрализм мнений. Например, «систематизация законодательства» в буквальном смысле является составной частью правотворческой деятельности, способом совершенствования законодательства, тогда как «систематизация законодательства» в обыденном ее понимании, связанная с учетом и рубрицированием правовых актов, выдачей справок по законодательству, относится к сфере «правовой информатизации» .
По мнению Н.Н. Литягина, систематизация законодательства рассматривается в двух аспектах: правотворческом и информационно-правовом. По его мнению, если учет и инкорпорация нормативных правовых актов не изменяют содержания правовых норм и относятся к информационно-правовой деятельности, то консолидация и кодификация направлены на упорядочение и совершенствование законодательных актов, переработку их содержания и являются поэтому частью правотворческой деятельности .
Придерживаясь такого мнения, Д.А. Казаков тоже подчеркивает правотворческий характер систематизации законодательства, принятие консолидированных и кодифицированных актов, объединяющих ранее изданные акты по одному и тому же предмету правового регулирования. По мнению автора, учет и инкорпорация нормативных правовых актов не изменяют содержания правовых норм, являясь информационно-правовой деятельностью, тем самым предусматривают только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений .
На этом основании можно утверждать, что систематизация законодательства отчасти является правотворческой деятельностью.
В определенной степени мы не согласны с мнением Т.В. Жуковой и Е.Ю. Одиноковой, ибо если процесс систематизации законодательства действительно является составной частью правотворческой деятельности методом (способом) уточнения законодательства, то, как предполагают указанные ученые, систематизация законодательства в ее обыденном понимании должна быть рассмотрена в двух аспектах. Это, прежде всего, систематизация законодательства как информационно-правовая деятельность, которая рассматривает «учет нормативных правовых актов» и «инкорпорацию законодательства» как самостоятельные формы систематизации законодательства. В процессе реализации этих форм систематизации законодательства внутреннее содержание нормативных правовых актов не изменяется, а также не создаются новые правовые нормы. Здесь наблюдается только внешняя обработка нормативного материала. А систематизация законодательства есть правотворческая деятельность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова А. И. Кодификация российского законодательства: современность и перспективы развития // Журнал российского права. 2016. №12. С. 27-38.
2. Алексеев С. С. Архипов С. И., Корельский В. М. и др. Теория государства и права: учеб. / под общ. ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. 570 с.
3. Алексеев С. С. Общая теория права. 2-е изд. М., 2008. 565 с.
4. БабаеваВ.К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993. 533 с.
5. Большой юридический словарь / В. А. Белов и др.; под ред. А. Я. Сухарева. 2 изд. М.: Инфа- М. 2003. 624 с.
6. Власова Т. В., Дуэль В. М. Теория государства и права: учебник. М.: Российский государственный университет правосудия, 2017. 551 с.
7. Жукова А. Проблемные вопросы консолидации как способа систематизации законодательства // В сборнике: Сравнительное правоведение в условиях интернационализации науки и образования. Материалы IV Всероссийской научной конференции молодых ученых Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета. Редколлегия: М.Ю. Воронин (председатель редколлегии) [и др.]. Москва, 2022. С. 46-50.
8. Жукова Т.В., Одинокова Е.Ю. К вопросу о необходимости организации работы по систематизации законодательства в органах исполнительной власти // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2010. № 4 (48). С. 12-16.
9. Исаков В. Б. Некоторые проблемы новой российской кодификации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №4. С. 83-91.
10. Казаков Д.А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 168 с.
11. Кодан С. В. Акты систематизации законодательства: юридическая природа и место в системе источников российского права // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2008. № 8. С. 385-401.
12. Кожевников В. В. К проблеме консолидации нормативных правовых актов в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. № 1. С. 29-36.
13. Козырин А.Н. Современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Ежегодник российского образовательного законодательства. М.: ФГУ ФЦОЗ, 2008. Т. 3. Вып. 2 (декабрь). С. 5-20.
14. Ксенофонтов В.В. Систематизация российского законодательства: принципы и процедуры: дисс. ...канд. юрид. наук. М., 2003. 167 с.
15. Литягин Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 29-32.
16. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Норма: ИНФРА-М, 2021. 529 с.
17. Нематов А. Правотворчество в Республике Таджикистан. Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 412 p.
18. Поленина С. В., Колдаева Н.П. О Своде Законов Российской Федерации: (науч. взгляд на практ. проблему) // РАН. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право. 1998. №3. С. 6-10.
19. Пучков О. А. Эффективное государство: постановка // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. № 2(3). С. 73-76.
20. Сайт Министерства юстиции Российской Федерации: (http://pravo-minjust.ru/) (дата обращения: 18.05.2023).
21. Соболевская А.И. Систематизация законодательства в современной России: автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. 22 с.
22. Тарбеева К.А. Понятие инкорпорации и основные ее классификации // В сборнике: Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием. 2020. С. 169-171.
23. Черняковский А. В. Свод законов Российской Федерации в нормативных правовых актах и научной литературе // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16. №1. С. 45-50
24. Шокиров Г. А. Теоретические вопросы инкорпорации законодательства // Вопросы российского и международного права. 2017. №1А. С.51-61.