Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Межличностные отношения имеют особое значение для детей школьного возраста. В младшем подростковом школьном периоде активизируется познавательная субъектная активность в общении со сверстниками, формируется значительный опыт межличностного общения, а следовательно, и нравственного поведения. Очевидно, что пяти-классники этого возраста нуждаются в общении, а стремление к общению де-лает группу сверстников чрезвычайно ценной и привлекательной. Участие в групповом общении со сверстниками способствует повышению ценности об-щения у ребенка, а также оказывает положительное влияние на его физиче-ское и психологическое развитие.
Каждый подросток - это человек, который также участвует в группе межличностных отношений. Когда ребенок ходит в школу, он приобретает навыки активного общения в группе, начинает осознавать ценность общения, испытывает симпатию и сопереживание в отношениях со сверстниками. Ха-рактер отношений учащегося со сверстниками определяет его статус в группе, в результате чего формируются коммуникативные навыки и собственный подход к отношениям. Межличностные взаимодействия развиваются парал-лельно с ростом ребенка, их формирование происходит под влиянием окру-жающих личностей. Из вышесказанного очевидно, что межличностные отно-шения являются своеобразным фактором, влияющим на формирование лич-ности ребенка и развитие социального и личностного развития детей.
В этой связи многие выдающиеся ученые современности обращают внимание на проблемы формирования гармоничных межличностных отноше-ний подростков школьного возраста. Среди этих авторов можно выделить та-кие имена, как Е.П. Ильин, У. Мишел, А.В. Кидинов, Г. Салливан, Дж. Роттер и другие. Кроме того, многие учебные пособия содержат собрание професси-ональных психодиагностических методов и авторских разработок в единое целое, которые уже известны и достаточно популярны в практической дея-тельности педагогов и психологов. Например, такими пособиями являются работы Н.П. Локаловой, С.В. Духновского, И.Ю. Кулагиной, В.Г. Ромека и других.
Разнообразие научной литературы по изучаемой теме подтверждает важность межличностных отношений учеников и указывает на актуальность данной курсовой работы.
Каждый младший подросток - уникальная личность, и поэтому каждый использует свой собственный подход к общению. Однако психологи пытают-ся раскрыть общие правила межличностного взаимодействия. Таким образом, целью нашего исследования будет изучение наиболее важных характеристик межличностных взаимодействий в группе сверстников школьного возраста. Над проблемой взаимного воздействия и влияния детей друг на друга работа-ли многие известные психологи и педагоги, такие как, например, Г. Крайк, Г.А. Роков, А.А. Реан, В.П. Вахтерев, Б.С. Волков, И.В. Дубровина, Я.Л. Ко-ломинский, В.С. Мухина, М.В. Гамезо.
Объектом исследования является часть межличностных отношений, складывающихся в коллективе обучающихся 5 класса.
Предметом исследования являются особенности межличностных от-ношений в коллективе 5 класса.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является теоретически обосновать и выявить особенности межличностных отношений в коллективе обучающихся 5 класса.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- проведение диагностики межличностных отношений в 5 классе.
Гипотеза исследования: межличностные отношения обучающихся в 5 классе характеризуются доброжелательностью, отзывчивостью, с периодиче-скими всплесками эмоций, учитывая подростковые возрастные изменения; от-личаются от периода младшего школьного возраста повышенным проявлени-ем тревоги в связи с изменением преподавательского состава и увеличением количества изучаемых предметов.
База исследования: исследование проходило на базе МБОУ СОШ № ____ города ____________ (вписать свой город). В исследовании приняли участие 108 учащихся 5-х классов в возрасте 11-12 лет.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В 5 КЛАССЕ
1.1 Сущность и содержание понятия межличностных отношений
Межличностные отношения - это концепция социальной психологии, интерес которой не зависит от тенденций времени. Межличностные отноше-ния, которые естественным образом включаются в самые различные сферы человеческой деятельности и являются одним из основных факторов любого социального процесса, всегда остаются актуальным объектом исследования.
Соответственно, говоря об «отношениях», подразумевается субъектив-ная связь, которая устанавливается между индивидом и внешним объектом и проявляется в его эмоциональных реакциях, оценках и действиях. Это значе-ние закреплено в классическом определении личных отношений, восходящем к В.Н. Мясищеву принадлежит: «Отношения - это целостная система индиви-дуальных, избирательных, сознательных отношений человека с различными сторонами объективной реальности, включающая три взаимосвязанных ком-понента: отношения человека к людям, к самому себе, к объектам внешнего мира» [44].
Отношения, которые формируются между людьми, конкретизируются термином «межличностные отношения». Прежде чем перейти непосредствен-но к анализу сущности межличностных отношений и факторов, влияющих на них, нам необходимо остановиться на вопросе о том, какое место в системе других концепций социальной психологии занимает понятие «межличностные отношения» - без этого невозможно в полной мере оценить значение после-дующих теоретических и практических выводов нашей работы чтобы понять.
По мнению Е.П. Ильиной, межличностные отношения - это субъектив-но переживаемые отношения между людьми, которые объективно проявля-ются в виде взаимного влияния, оказываемого людьми друг на друга в про-цессе совместной деятельности и общения. М.Р. Битянова указывает, что межличностные отношения проявляются через систему установок, ориента-ций, ожиданий, стереотипов и представлений. Эти диспозиции в энциклопедии передаются через содержание, цели, ценности и организацию совместной дея-тельности и служат основой для формирования социально-психологического климата в коллективе.
По мнению психологов, межличностные отношения - это субъективно переживаемые отношения между людьми, которые объективно проявляются в виде взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе сов-местной деятельности и общения.
С точки зрения А.Н. Суховой, межличностные отношения следует рас-сматривать как объективно проявленные отношения людей, отражающиеся в содержании и направленности их реального взаимодействия и общения, фор-мирующие субъективный взгляд на свою позицию и позицию других, что, в свою очередь, определяет конкретный характер отношений.
Межличностные отношения, как указывает Б.С. Волков, представляют собой совокупность взаимодействий между индивидами, образующих соци-альную иерархическую лестницу. Человеческое отношение в первую очередь основано на связях, которые существуют между членами сообщества, благо-даря различным видам общения, в основном визуальному общению.
Тот факт, что термин «межличностный» основан не только на том фак-те, что объектом отношений является другой человек, но и на взаимной ори-ентации отношений, подтверждается в определении С.В. Духовского: «Меж-личностные отношения - это система установок, ориентаций и ожиданий чле-нов группы по отношению друг к другу, определяемому содержанием и орга-низацией совместной деятельности, а также ценностями, на которых основано общение людей». Современные ученые, в свою очередь, подчеркивают, что «межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у людей, находящихся в длительном контакте, относи-тельно стабильных отношениях». Таким образом, долгосрочный характер личных отношений предполагает учет фактора времени в качестве их основ-ной характеристики. Динамика отношений, их переход от одного этапа к дру-гому, сопровождающийся изменениями в чувствах и эмоциях, неуверенно-стью – все это важные вопросы теории межличностных отношений [8].
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений термина «межличностные отношения».
В структуру межличностных отношений входят следующие компонен-ты:
1) когнитивный компонент (подразумевает осознание того, что нравится и не нравится в межличностных отношениях);
2) поведенческий компонент (реализуется в определенных действиях. Например, если нравится человек, поведение будет дружелюбным);
3) эмоциональный компонент (переживание, оценка другого человека, обусловленная социокультурными нормами групп).
При этом основными феноменами межличностных отношений являют-ся: 1) симпатия; 2) влечение - процесс предпочтения, взаимного влечения, взаимной симпатии; 3) антипатия: 4) сочувствие (сочувствие-сопереживание-сопереживание), 5) совместимость- несовместимость (совокупность психоло-гических особенностей партнеров, способствующих оптимизации отноше-ний). способствовать их совместной деятельности); 6) гармония (последова-тельность действий).Отношения рождаются, укрепляются, достигают опреде-ленной зрелости, ослабевают, распадаются. Эти процессы зависят от следую-щих критериев: -1) наличие и глубина эмоциональных связей; 2) частота и ин-тенсивность контактов; 3) повторяемость контактов; 4) доверие к контактам.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства / В. В. Абра-менкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для сту-дентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
3. Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания / Г. М. Андреева // Межличностное восприятие в группе. – М.: Аспект Пресс, 1981. – 309 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
5. Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
6. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспек-тивы: сценарии// Дошкольное воспитание. - 1998. - № 8. - С. 96-107.
7. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безру-ких, В. Д. Сонькон, Д. А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
8. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 122-127.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
10. Брюхова, А. А. Коррекционная работа по формированию меж-личностных отношений у младших дошкольников /А. А. Брюхова // Молодой ученый. – 2016. – 208 с.
11. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентно-сти школьников//Вопросы психологии. – 2010-№2
12. Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоот-ношений учащихся начальных классов. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/5 26314/ (Дата обращения: 25.05.2023)
13. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестома-тия: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: Академия, 2000. - 624 с.
14. Воспитательная система «Вперед к вершинам!». – Режим доступа: https://infourok.ru/vospitatelnaya_sistema_vpered_k_vershinam125830.htm (Дата обращения: 25.05.2023)
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991.- 190 с.
16. Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников: экс-периментальное психологическое исследование – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
17. Детская практическая психология: учебник ; под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2010. – 255 с.
18. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Т. П. Мар-цинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
19. Диагностика межличностных отношений подростков и старше-классников: методические рекомендации ; сост. Л. В. Сгурская, Г. С. Тамар-ский. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 44 с.
20. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология. / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.
21. Дубровинская, Н. В., Фарбер, Д. А., Безруких, М. М. Психофи-зиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
22. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики архитектор-строитель. – Режим доступа: http://psyconst.ru/zadanie-doroga-kdomu-modifitsirovannyj-variant-metodiki-arhitektor-stroitel/ (Дата обращения: 25.05.2023)
23. Злобина, Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Зло-бина ; ред. Л. В. Сохань. – Киев: Наукова думка, 1982. – 116 с.
24. Игра как метод формирования межличностных отношений у младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ighra-kak-mietod-formirovaniia-miezhlichnostnykho.html (Дата обращения: 25.05.2023)
25. Игры на развитие коммуникативных способностей – [Электрон-ный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения: 25.05.2023).
26. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009. – 576 с.
27. Киричук, А. В. Опыт социально-педагогического изучения поло-жения ребенка в системе коллективных отношений. // Ребенок в системе кол-лективных отношений/А. В. Киричук. – М.: Просвещение, 2002. – 133с.
28. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Яро-славль: Академия развития, 1997. - 240 с.
29. Ковалько, В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развиваю-щих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы). – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
30. Козлов, Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/4-е изд., перераб. и доп. – М.: аст-пресс книга, 1999. – 336 с.
31. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых груп-пах//Вопросы психологии. – 2002-№2
32. Коломинский Я.Л., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977
33. Коломинский, Я. Л. Психология личных взаимоотношений в дет-ском коллективе. – Минск: Народная асвета, 1969. – С. 196-197.
34. Колоненко, Ю. В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях // Молодой ученый. – 2014. – № 20 (79). – С. 657-659.
35. Кравцова, М. М. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-pomoch-rebenku-naladitvzaimootnosheniya-s-odnoklassnikami (Дата обращения: 25.05.2023)
36. Крушельницкая, О. И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников // Начальная школа до и после. – 2009. – С. 68-73.
37. Кудыкина, Н. В. Дидактические игры и занимательные задачи. – Киев: Ряданська школа, 1990. – 142 с.
38. Куницына, В. Н. Межличностное общение. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. – СПб: Питер, 2001. – 370 с.
39. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей// Принцип развития в психологии/ Пол ред. Л. Анцыферовой. - М.: Педагогика, 1978. - 168 с.
40. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Об-щее и различное// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии/ Под ред. М. И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1980. - 190 с.
41. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997.-384с.
42. Лутошкин, Л. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / Л. Н. Лутошкин. – М.: Педагогика, 1998. – 157 с.
43. Марцинковская Т, Д. История детской психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
44. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологиче-ские труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2004.