Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Словообразование как раздел языкознания
Словообразование как отрасль языкознания изучалось лингвистами в течение длительного времени. В дореволюционный период наиболее ценной теоретической разработкой проблемы словообразования были работы профессоров Казанской лингвистической школы, среди которых был выдающийся лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ, который одним из первых оценил теоретическую лингвистическую значимость дневников, в которых записывались детские речи. В своей работе по словообразованию он подчеркивает необходимость различать синхронический подход (языковые отношения на определенном этапе) и диахронический подход (как образовывались слова в прошлом).
Важный вклад в теорию словообразования внес Ф.Ф. Фортунатов: в своих лекциях 1901-1902 гг. он провел четкое различие между подходом к словообразованию, учением о форме слова и учением о способности расщепления слов на корни и суффиксы.
Г.О. Винокур сформулировал принцип синхронного анализа формы слова в своей книге "Заметки о русских словоформах".
На основе работ В. В. Виноградова словообразование оформилось как самостоятельная дисциплина: в своих работах 1951-1952 годов он сформулировал связь словообразования с лексикой и грамматикой, дал классификацию способов словообразования русского языка [6].
С середины 1950-х годов появилось много работ Б.Н. Бловина, В.П. Григорьева, Е.А. Земской и Н.М. Шанского, в которых рассматриваются различные варианты словообразования.
В последние десятилетия словообразование в русском языке активно развивается. Этот процесс напрямую отражает тот факт, что лексика русского языка постоянно меняется в связи с различными изменениями в нашем обществе.
Термин "словообразование" в лингвистике употребляется в двух смыслах: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела лингвистики, изучающего систему словообразования в языке [6].
Словообразование как специализированный раздел русского языкознания изучает важные части структуры слов и их взаимодействия, а также способы словообразования.
Словообразование в русском языке как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательную систему языка, сформировался сравнительно недавно. Термин "словообразование" иногда используется для обозначения системы словообразования, характерной для того или иного языка. Процессы словообразования на основе одного и того же слова могут также привести к образованию слов, имеющих разные значения и части слова [26].
Словообразование как специализированный раздел науки лингвистики включает в себя два компонента: морфологию и собственно словообразование. Морфология — это наука о морфемах, которые являются важной частью языка, т.е. учение о строении и составе слов.
Объектом словообразования является слово и способ его образования.
Система словообразования в языке тесно связана с другими частями (уровнями) языка, а именно с лексикой и грамматикой. Связь со словарем проявляется в пополнении словарного запаса языка новыми словами. Связь с грамматикой, особенно с морфологией, проявляется в образовании новых слов по законам структуры русской грамматики.
Иными словами, новые слова, образованные в языке, всегда образуются как определенная часть слова (существительное, прилагательное, глагол) со всеми грамматическими признаками этой части слова.
Долгое время образование слов рассматривалось не отдельно, а как часть грамматической системы языка. В этом смысле словообразование, наряду со словоизменением, признавалось "аналогичным явлением" (например, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) и считалось важнейшим аспектом изучения грамматики родного языка. Однако очевидно, что этот процесс не является "односторонним", поскольку в процессе словообразования от слова, отличающегося от него, образуются другие слова, а тождество слов (словарный запас) в процессе словообразования не разрушается, т.е. одно и то же слово используется в разных грамматических формах. Тем не менее, некоторые ученые-лингвисты (например, Ф.Ф. Фортунатов, А.И. Смирницкий, А.А. Зализняк) утверждают, что граница между словообразованием и словоизменением не является абсолютной. Более того, утверждается, что между этими процессами существует множество промежуточных явлений [19, с. 45].
Словообразовательная система - это составные элементы слова, то есть семантические части слова - корни, приставки, суффиксы и окончания, их структура и роль в словообразовании, а также законы, по которым одно слово мотивируется другим. [15].
С одной стороны, лексическое словообразование — это особый способ развития лексики и один из основных путей обогащения словарного состава языка, с другой стороны, оно является частью морфологической системы языка, так как образование слов осуществляется путем соединения и сочетания морфем.
Словообразование — это образование слова из другого слова с помощью определенных операций и предполагает концептуальные и формальные изменения характеристик слова.
Слова, образованные в результате этого процесса, называются производными словами. Исходное слово называется словом-мотивом. Словообразование как лингвистический процесс также называется деривацией, а результат - производным словом.
Основной концепцией словообразования является мотивация словообразования.
Другим важным понятием словообразования является значение словообразования. В основном это относится к значению прилагательных, используемых на том или ином этапе словообразования. Возможно множество одинаковых слов, с различными словообразовательными мотивами. Существует два основных подхода к выведению значения словообразования. В первом подходе оно определяется как "семантическая редукция", как повторяющееся семантическое различие между образованным словом и словом-мотивом. Во втором подходе она определяется как общая часть семантики каждого производного слова. Производные, образованные от одного и того же действия, относящиеся к одной и той же части речи и имеющие одно и то же значение, образуют тип глагольной формы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 128 с.
2. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования //Филологические науки, 1960, №2. 235 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 1999. 473 с.
4. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004. 225 с.
5. Виноградов, В.А., Арутюнов Н.Д. Энциклопедический словарь языкознания [Текст] / В.А. Виноградов, Н.Д. Арутюнов. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998. 363 с.
6. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы. М., 1959. 348 с.
7. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. 456 с.
8. Волкова, Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, 2003. 278 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Спб., 1997. 743 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. 578 с.
11. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка /А.Н.Гвоздев. – СПб.: Акциден, 1995. 364 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985. 185 с.
13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда/ Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: изд-во АРД ЛТД, 1998. 320 с.
14. Лопухина, И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М., 1995. 330 с.
15. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. 189 с.
16. Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М., 1978. 445 с.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000. 378 с.
18. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб., 1997. 594 с.
19. Реформатский, А.А. Введение в языкознание. - М., 1985. 732 с.
20. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. 287 с.
21. Смирнова, И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // Рубрика №6. СПб., 2006. 666 с.
22. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982. 220 с.
23. Ушакова, Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970. 125 с.
24. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии № 6. М., 1970. 227 с.
25. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. 299 с.
26. Цейтлин, С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978. 229 c.