Фрагмент для ознакомления
2
В каждом языке есть определенное количество звуков, которые создают звуковую форму слов. Звук вне языка не имеет значения, он просто приобретает его в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук, разделяющий смыслы, называется фонемой. Все звуки речи различаются в зависимости от особенностей артикуляции (разница в образовании) и акустических характеристик (разница в звучании).
Звуки речи являются результатом сложной мышечной работы различных отделов речевого аппарата. В их формировании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) - легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генератор (голос) - гортань с голосовыми связками и мышцами; резонатор (звонкий) - ротовая и носовая полости [12].
Взаимосвязанная и скоординированная работа трех отделов речевого аппарата возможна только благодаря центральному управлению формированием речи и голоса, т.е. процессы дыхания, формирования голоса и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под его влиянием действия совершаются на периферии. Таким образом, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа горла и голосовых связок - это его высота и тембр. Работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию в зависимости от характера и места артикуляции. Носовая полость действует как резонатор - она усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звучание.
Весь речевой аппарат (нос, зубы, язык, небо, язык, надгортанник, носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма) участвует в образовании звуков. Источником звуков речи является струя воздуха, которая выходит наружу из легких через гортань, горло, рот или нос. Голос участвует в образовании множества звуков. Поток воздуха, выходящий из трахеи, должен проходить через голосовые связки. Если они не напряжены, то разъединяются в стороны, тогда воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют и голос не формируется, а если связки напряжены, то они сливаются, струя воздуха между ними вибрирует, образуя голос.
Звуки речи образуются в полости рта и носа. Эти полости разделены небом, передняя часть которого представляет собой твердое небо, задняя часть - мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Полость рта играет самую большую роль в формировании звуков, поскольку она может изменять свою форму и объем из-за подвижных органов, таких как губы, язык, мягкое небо и маленький язык.
Наиболее активными подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые выполняют самую разнообразную работу и в конечном итоге формируют звук речи.
Язык состоит из мышц, которые расходятся в разных направлениях. Он может менять форму и выполнять различные движения. Язык различает кончик, спинку (переднюю, центральную и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык совершает движения вверх и вниз, взад и вперед не только всем телом, но и отдельными частями. Таким образом, кончик языка может находиться внизу, а передняя часть спины может подниматься к альвеолам (на звуке с); кончик, передняя и средняя части языка могут быть опущены, а спинка сиденья может быть высоко поднята (звук к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части спинки вместе с боковыми краями могут опускаться (звук л). Благодаря своей исключительной гибкости и податливости речи язык может воспроизводить широкий спектр артикуляций и создавать всевозможные акустические эффекты, которые воспринимаются нами как различные звуки речи [6].
Каждый отдельный звук характеризуется только присущей ему комбинацией характеристик, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих особенностей необходимо для правильной организации работы по формированию и коррекции звуковоспроизведения.
Различное звучание гласных и согласных звуков определяется главным образом тем, что ротовая полость способна изменять свою форму и объем за счет подвижных органов артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть, язык, мягкое небо), а также работы гортани.
Когда образуются гласные (а, э, о, и, у, ы), выходящий поток воздуха не встречает препятствий в полости рта. И наоборот, при образовании согласных струя выходящего воздуха встречает различные препятствия в полости рта.).
При образовании носовых звуков (м, м', н, н') мягкое небо опускается, воздух проходит через нос. Во время образования звуков изо рта (всех остальных) мягкое небо поднимается, маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, воздух поступает только в полость рта.
При образовании гласных, звонких (сонорных) согласных (j, м, м', н, н', л, л', р, р') и звонких согласных (в, в', з, з', ж, б, б', д, д', г, г') голосовые связки смыкаются и вибрируют, и образуется голос.
Согласные делятся на две группы: по типу образования и по месту формирования.
Процедура формования отражает природу барьера, то есть форму, в которой он формируется: изгиб суставных органов, зазор между ними.
Щелевой (фрикативный) звук - органы артикуляционного аппарата сближаются, образуя щель, в которую поступает поток выдыхаемого воздуха:
ф, ф', в, в' - Нижняя губа образует щель с верхними губами.
с, с', з, з' - передняя часть языка образует щель с верхними зубами и мягкими тканями десны, которая покрывает альвеолярный (луночковый) край челюсти от шейки зуба и переходит в слизистую оболочку неба;
ш, ж, щ - приподнятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым небом. При нижнем сочленении шипящие звуки могут звучать правильно (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образована передней частью задней части языка с альвеолами или твердым небом);
х, х' - задняя часть языка образует щель с мягким небом;
j - средняя часть задней части языка образует щель с твердым небом.
Смычно-взрывной звук - органы артикуляционного аппарата образуют дугу, а затем эта дуга взрывается со звуком, который вырывается изо рта душной струей.
п, п', б, б' - губы образуют дугу;
т, т', д, д' - передняя часть задней части языка образует дугу с верхними зубами или альвеолами;
к, к', г, г' - задняя часть языка образует дугу с верхние зубы или альвеолы. язык образует дугу с мягким выступом или задним краем твердого неба.
Смычно-щелевые (аффрикаты) - органы артикуляционного аппарата смыкаются, но дуга не разрывается, а переходит в щелевую, то есть это согласные сложного сочленения, которые имеют начало дуги и щелевой конец, и переход от одного сочленения к другому происходит незаметно:
ц - передняя часть задней части языка, когда кончик языка опущен, образует дугу с верхними зубами или альвеолами, которая неизбежно переходит в промежуток между ними;
ч - кончик языка вместе с передней частью задней части языка создают дугу с верхними зубами или альвеолами и незаметно переходит в щель между ними (правильный звук получается при нижнем положении кончика языка).
Смычно-проходные - органы артикуляционного аппарата создают дугу, но для выходящей струи воздуха есть проход в другом месте:
м, м' - губы образуют дугу, струя воздуха проходит через нос;
н, н' - Передняя часть задней части языка образует дугу с верхними зубами или альвеолами, поток воздуха проходит через нос;
л, л' - Кончик языка образует дугу с верхними зубами или альвеолами, струя воздуха проходит по бокам языка, между языком и щекой.
Дрожащие (вибранты):
р, р' - кончик языка приподнят кверху и ритмично колеблется в проходящей струе воздуха.
Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые создают препятствие для выходящей струи воздуха.
Губно-губные: п, п', б, б', м, м' - барьер образован нижней и верхней губами.
Губные: ф, ф', в, в' - барьер образован нижней губой и верхними зубами.
Передние части: т, д, н, л, л', р, р', м, ж, ч, щ, т', д', н', с, с', з, з', ц - барьер образован передней частью задней части языка.
Среднеязычные: j (йот)- барьер образован задней частью задней части языка.
При классификации согласных по артикуляционным признакам, помимо вышеперечисленного, необходимо учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию - подъем средней части языка к небу. Когда средняя часть языка поднимается к небу при основной артикуляции звука, получается мягкий звук. В русском языке согласные в основном сочетаются по твердости и мягкости, например, лил': пыл - пыль, лук - люк и т.д. Однако существуют также непарные звуки: только твердые: ш, ш, си, только мягкие - ч, щ, j.
Особого внимания требует различение согласных по твердости и мягкости. Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а разница в написании достигается другими способами (написание мягких согласных в, я, е, ё, ю, и).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.
2. Алабужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. - 445 с.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем. - Биробиджан: ОблИУУ, 2005. -36 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей « - М., Просвещение, 2004. - 255 с.
6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду // Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. - Издательство: Москва, Мозаика-Синтез, 2005 год - 106 с.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
8. Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 1995. - №2
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с.
10. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка/А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2003.-201 с.
11. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание/М.Г. Генинг, Н.А. Герман. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001.-134 с.
12. Головица Л.А. Дошкольная сурдология: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведения.-М.: Гуманит. изд. уентр ВЛАДОС, 2001.-304 с.
13. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с.
14. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.-105 с.
15. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
16. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева, М.: Высшая школа 2008.-214 с.
17. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. -95 с.
18. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи/Т.Б. Филичева. - М.: 2008.-49 с.
20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей в условиях специального детского сада. - М.: Просвещение. - 2007.-268 с.
21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения/М.Ф. Фомичева. - М.: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
22. Характеристика связной речи детей 3-4 года/ Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Высшая школа, 2009.-147 с.
23. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов/М.Е. Хватцев. - М.: ВЛАДОС, 2008.-95 с.
24. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.