Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Виды мер государственного принуждения
Категория «вид» государственного принуждения отражает от¬раслевую характеристику, применяемых должностными лицами ор¬ганов государственного управления методов (приемов, способов) принудительного воздействия на соответствующего участника обще¬ственного отношения.
Ключевыми, на наш взгляд, классификационными критериями, позволяющими дифференцировать государственное принуждение на отдельные виды принуждения являются:
- сфера (область) реализации государственного принуждения, отражающая предмет отрасли права, в рамках которой осуществляет¬ся принудительное воздействие;
- правовое положение субъектов, реализующих принудительное воздействие и субъектов, в отношении которых данное принудитель¬ное воздействие применяется;
- особый (специфический) способ принудительного воздействия, характеризующий нормативно установленную меру государственного принуждения. Данный классификационный критерий является опре-деляющим при характеристике вида государственного принуждения, т.к. именно посредством реализации определенного способа прину¬дительного воздействия происходит индивидуализация абстрактного вида государственного принуждения в конкретную отраслевую либо комплексную меру государственного принуждения с присущими данной мере особенностями и отличительными признаками.
С учетом того обстоятельства, что государственное принужде¬ние реализуется как в материальных, так и в процессуальных отрас¬лях российской системы права первичное деление категории государ¬ственного принуждения на виды может быть осуществлено с учетом данного критерия с выделением в системе государственного принуж¬дения двух видовых, обладающих специфическими признаками и особенностями реализации, групп принуждения: материальное и про¬цессуальное государственное принуждение. Каждая из обозначенных видовых групп, в совою очередь, с учетом выше обозначенных кри¬териев государственного принуждения может быть дифференцирова¬но на отдельные отраслевые виды принуждения:
К материальным видами государственного принуждения следу¬ет отнести:
1. Административно-правовое принуждение, представляющее собой отраслевой вид государственного принуждения, реализуемый в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти, регулируемый нор¬мами административного законодательства. Субъектами, реализую¬щим принудительное воздействие, выступают уполномоченные на применение принуждения органы исполнительной власти и их долж¬ностные лица (сотрудники правоохранительных, контрольно-надзорных и иных государственных органов, уполномоченные руко¬водители государственных (муниципальных) учреждений и органов), а также судьи. Субъектами, в отношении которых данное принуди¬тельное воздействие применяется, являются лица, не обладающие специальным отраслевым правовым статусом и выступающие в каче¬стве граждан, должностных лиц государственных иных органов и ор-ганизаций, а также юридических лиц. Отдельную категорию субъек¬тов, в отношении которых реализуется административно-правовое принуждение, являются, обладающие особым административно-правовым статусом, обусловленным выполнением функций органа исполнительной власти сотрудники данных органов (учреждений) исполнительной власти, т. е. государственные служащие.
В качестве административно-правовых способов принудительного воздействия выступают, закрепленные в законодательстве администра¬тивно-правовые меры государственного принуждения, реализуемые как во внешневластной правоохранительной деятельности должностных лиц органов исполнительной власти (собственно меры административ¬ного принуждения), так и внутриорганизационной деятельности в си¬стеме исполнительной власти (государственной службы).
Особенностью административно-правового способа принуди¬тельного воздействия, составляющего стержневой элемент мер адми¬нистративного принуждения является его межотраслевой (комплекс¬ный) характер, сущностной характеристикой которой выступает це¬левая направленность мер административного принуждения на предотвращение и пресечение любых правовых аномалий (под «пра¬вовой аномалией» автор понимает виновное или объективно проти¬воправное неисполнение лицом юридической обязанности по соблю¬дению наказуемых запретов или по исполнению законных требова¬ний уполномоченных должностных лиц; неисполнение лицом кон¬кретных обязанностей, в том числе дополнительных, в связи с совер¬шением правонарушения или возникновением иной потенциальной или реальной угрозы; иную опасность, возникшую для урегулиро¬ванных правом и охраняемых законом общественных отношений , в т. ч. преступлений и правонарушений различного вида, а также негативных социальных процессов и явлений природного, тех¬ногенного и иного характера. Данная особенность обусловлена зако¬нодательно установленными полномочиями для отдельных категорий субъектов (должностных лиц органов исполнительной власти) на применение широкого спектра мер принудительного воздействия в отношении лиц, нарушающих (способных нарушить) установленные в государстве требования и нормы в качестве мер реагирования на соответствующую правовую аномалию в целях ее предотвращения либо пресечения.
В данном контексте административно-правовой способ прину-дительного воздействия может рассматриваться как в качестве «узко» отраслевого (регулируемого исключительно административным за-конодательством), так и комплексного, обеспечивающего выполне¬ние задач иного отраслевого законодательства (например, уголовного в ситуации, связанной с пресечением сотрудником правоохранитель¬ного органа преступления; уголовно-исполнительного, связанного с применением к осужденному специальных средств в случае наруше¬ния им требований режима отбывания наказания) способа принуди¬тельного воздействия.
2. Финансово-правовое принуждение - самостоятельный отрас¬левой вид государственного принуждения, реализуемый в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов мест¬ного самоуправления, необходимых для решения публичных целей и задач, т. е. общественных публично-правовых отношений, составля¬ющих предмет финансового права. Нормативно-правовое регулиро¬вание финансово-правового принуждения осуществляется актами специального финансового законодательства в бюджетной и налого¬вой сферах (кодифицированными финансово-правовыми актами), а также в области государственного страхования, государственного кредитования, денежного и валютного регулирования. Субъектами, реализующим принудительное воздействие и в отношении которых данное принудительное воздействие применяется, являются закреп¬ленные в специальном финансовом законодательстве участники, об¬ладающие особым отраслевым финансово-правовым статусом (нало¬говый орган - налогоплательщик; финансовый орган - бюджетополу¬чатель; орган валютного контроля - валютный резидент). Финансово-правовыми способами принудительного воздействия являются фи¬нансово-правовые санкции в форме бюджетных мер принуждения, налоговых санкций и др.
3. Гражданско-правовое принуждение отраслевой вид государ-ственного (публичного) принуждения, реализуемый в сфере имуще¬ственных и связанных с ними неимущественных и корпоративных отношений, составляющей предмет гражданского права. Несмотря на то, что гражданское право регулирует частно-правовые отношения, посредством присущего данной отрасти права дозволительного спо¬соба воздействия норм на поведение участников правоотношения, гражданское законодательство располагает широким арсеналом пуб¬лично-правовых способов принудительного воздействия, применяе¬мых в отношении участников гражданского оборота, а также в усло¬виях, создающих либо способных создать угрозу охраняемым граж¬данским законодательством интересов. Субъектами, реализующим принудительное воздействие, выступают уполномоченные на примене¬ние принуждения участники гражданского оборота, должностные лица органов государственной власти и судьи. Субъектом, в отношении кото¬рого реализуется гражданско-правовое принуждение принуждения явля¬ется установленный в законе либо договоре участник гражданского обо¬рота (продавец, покупатель, арендатор и др.). Нормативно-правовое ре¬гулирование данного вида принуждения осуществляется нормами граж¬данского законодательства. Основными гражданско-правовыми спосо¬бами принудительного воздействия являются, регулируемая граждан¬ским законодательством ответственность за нарушение обязательств, внешней формой проявления которой является институт возмещения (компенсации) вреда, убытков и потерь, а также иные законодательно установленные случаи, связанные с принудительным отчуждением соб¬ственности (лишением иного вещного права) в целях обеспечения лич¬ной, государственной и общественной безопасности, а также решения публично-правовых задач.
4. Дисциплинарно-правовое принуждение представляет собой от-раслевой вид государственного принуждения, реализуемый в сфере тру-довых отношений, составляющих предмет самостоятельной отрасли российского права - трудового права. Субъектами, реализую¬щим принудительное воздействие выступают работодатели, а также уполномоченные на применение дисциплинарного принуждения госу-дарственные и негосударственные органы и их должностные лица, судьи. Субъектом, в отношении которого реализуется дисциплинарно-правовое принуждение принуждения является работники организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы соб¬ственности. Нормативно-правовое регулирование данного вида государ¬ственного принуждения осуществляется нормами трудового законода¬тельства. В качестве дисциплинарно-правовых способов принудитель¬ного воздействия можно выделить, закрепленные в трудовом законода¬тельстве меры государственного принуждения, представленные дисци¬плинарной ответственностью работников, а также иными превентивны¬ми, пресекательными, правообеспечительными, правовосстановительными и компенсационными мерами .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195—ФЗ : принят Гос. Думой 2о декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря г. : [ред. от 28.04.2023] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 1.
Научная литература
3. Агапов А. Б. Административное право : учеб. для бакалавриата и магистратуры : в 2 т. – М., 2019. Т. 1. Общая часть. – 472 с.
4. Аксенова О.В., Алешукина С.А., Антонова Н.А. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (поглавный) / под ред. А.А. Муравьева. – М.: Проспект, 2015. – С. 11.
5. Анискина H. В. Классификация мер административного принуждения, применяемых сотрудниками ФСИН России // Вестн. ин–та: преступление, наказание, исправление. – 2019. – Т. 13, № 2. – С. 200–206.
6. Анненков А. Ю. Государственно–правовое принуждение: философско–правовые основы понимания // Эконом. и юрид. науки. – 2017. – № 3–2. – С. 52–60.
7. Арсланбекова, А.З. Принуждение как метод государственного управления / А.З. Арсланбекова, М.Э. Абдуллаева // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. – 2016. – № 4. – С. 98–104.
8. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: Норма, 2013. – 575 с.
9. Вершинина С.И. Юридическая ответственность как вид государственного принуждения//Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Специальный выпуск «Правоведение». – Тольятти: Изд–во ТГУ, 2009. – № 5 (8). – С. 23–30.
10. Волков А. М. Административное право России : учеб. – М., 2019. – 328с.
11. Гришин Д.А. К вопросу об отраслевых и комплексных видах материального и процессуального государственного принуждения // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно–процессуального права (Сорокинские чтения). Сборник статей по материалам международной научно–практической конференции. Под общей редакцией А.И. Каплунова, сост.: А.И. Каплунов, А.О. Дрозд, Н.М. Крамаренко, Э.Х. Мамедов. – Санкт–Петербург, 2023. – С. 545–556
12. Демидов П. В, Частное правовое принуждение как категория современной теории права: научные и практические проблемы : дис. ... канд. юрид. наук. – H. Новгород, 2005. – 278 с.
13. Деревягин Е.В. Проверка документов сотрудниками полиции // Актуальные проблемы частного и публичного права: сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.–практ. конф. – Волгоград, 2011. – С.208.
14. Деревягин Е.В., Пупцева А.В. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Юридическая наука и практика: традиции и новации: сб. ст. Междунар. науч.–практ. конф. – Барнаул, 2016. – С.44.
15. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / Под общ.ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Санкт–Петербургский университет МВД России, 2014.– 283 с.
16. Кожевников С.Н. Государственное принуждение: сущностные аспекты//Социально–политические науки. – 2017. – №3. – С. 72.
17. Коловоротный А.А. Использование специальных психологических знаний при расследовании организации преступного сообщества // Судебная экспертиза. Выпуск 4 (32), 2012: научно– практический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. – С.19.
18. Колосков А. М., Шихнабиева О. Р. Понятие и виды мер государственного принуждения: сравнительный анализ концепций дореволюционного и современного периодов // lus publicum et privatum : сетевой научно–практический журнал частного и публичного права. – 2021. – № 1 (11). – С. 14–19.
19. Кострюк П. Е. Административное пресечение как мера административного принуждения: монография. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 277 с.
20. Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно–процессуальное право: курс лекций. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. – 455 с.
21. Макарейко H. В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка : дис. ... канд. юрид. наук. H. Новгород, 1996. 231 с.
22. Мельников В. Ю. Обеспечение и защита прав человека при применении мер процессуального принуждения в досудебном производстве Российской Федерации: дисс. ... д–ра юрид. наук. – Москва, 2014. – 363 с.
23. Нагорных Р. В. Административно–правовое принуждение // Сущность, формы и методы реализации исполнительной власти : учеб. пособие для магистратуры по направлению подготовки «Юрист в сфере государственного управления» / Васильева Я. В. и [др.]. – Вологда, 2019. – С. 133–155.
24. Нинциева Т. М. Общая теория процессуально–правового регулирования: концептуальные основы: автореф. дис. д–ра юрид. наук. – Грозный, 2022. – 33 с.
25. Сафоненков П.Н. Административное принуждение, применяемое таможенными органами, как научная проблема // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 4. – С. 295–298.
26. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. – М.: Норма, 2015. – 259 с.
27. Старостин С. А. Административный процесс в едином юридическом процессе // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). – 2015. – № 8 (12). – С. 114–121.
28. Сурина Л.Н. Юридическая ответственность как разновидность государственного принуждения // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально–экономических, политических и правовых реформ. Материалы XIII Всероссийской научно–практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 75–й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. – 2020. – С. 431–432.
29. Ходжоян, М.Е. Функциональные особенности административного принуждения: теоретико–правовая характеристика // Вестник экономической безопасности. – 2017. – № 1. – С. 162–166.
30. Чашников В. А. Государственно–правовое принуждение: общетеоретические вопросы : дис. ... канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2006. – 287 с.
31. Шубина Е.В. Административно–предупредительные меры в системе административно–правового принуждения // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 11. – С. 1160.
32. Щербакова К. В. Понятие и виды мер административного принуждения // Молодой ученый. – 2017. – № 33 (167). – С. 38 – 41.