Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Северные регионы нашей страны располагают огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма, который используется не в полной мере. Развитие туризма для Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в условиях нестабильной политической и экономической ситуации на международной арене остается актуальной задачей, о чем свидетельствует целый ряд документов стратегического планирования. Так, в «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества [1].
Отличительная особенность российского туризма заключается в искаженной структуре отрасли, то есть в историческом преобладании выездного туризма над въездным и внутренним. Соответственно, основную выгоду от денег, потраченных российскими туристами, получают другие страны, кроме России. Такая структура является следствием стихийного подчинения туристического бизнеса потребительскому спросу в условиях значительного роста личных доходов российских граждан в 2000-е годы и недостаточного развития местной инфраструктуры, позволяющей внутренние путешествия.
Также особое геополитическое внимание органов государственной власти уделяется развитию арктических территорий нашей страны, к которым относится часть муниципальных образований Архангельской области [2]. Так, в документах стратегического планирования по развитию Арктической зоны РФ, развитие арктического туризма отмечено в качестве приоритета развития [6]. В данном регионе в связи с целевыми установками документов федерального уровня осуществляется государственная поддержка туристической деятельности в рамках региональных государственных программ [2]. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Архангельской области, до 2035 года планируется установление лидерских позиций в регионе в сфере арктического туризма, развитие сети сельских туристских дестинаций этнографического, экологического и агротуризма [3].
В соответствии с изложенной информацией установлено, что изучение туристической деятельности, является необходимым условием достижения показателей стратегий развития Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование туристической деятельности Архангельской области с использованием экономико-статистических показателей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать туристическую деятельность в Архангельской области
2. Проанализировать экономические показатели туризма Архангельской области
3. Проанализировать статистические показатели туризма Архангельской области
4. Оценить эффективность деятельности фирм в сфере туризма
Методы исследования: анализа и синтеза информации, описательной статистики, динамических рядов, корреляционного анализа, анализа эффективности туристической отрасли.
Теоретическая база изложена в трудах авторов: Берлин С.И., Хуако Х.Ш., Адаменко А.А., Елисеева, Н. В., Жагина С. Н., Евсеев А. В., Пахомова О. М., Лисьев, М. Е., Павлова Ю.Ю, Смиренникова В.Д.
Для выполнения расчетов использованы данные федеральной службы статистики.
Глава 1. Теоретические основы туристической деятельности в Архангельской области
1.1 Характеристика Архангельской области
Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части страны, а также крупнейшим регионом Европы. На территории Архангельской области на острове Рудольфа находится крайняя северная точка России, Европы и Евразии — мыс Флюгели. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 года семь из двадцати четырех муниципальных образований Архангельской области отнесены к арктическим территории (города Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, а также Новоземельский, Мезенский, Онежский и Приморский районы). На территории области расположены крупнейшие в Европе месторождения алмазов (месторождение им. М.В. Ломоносова, месторождение имени В. Гриба). Северодвинск, второй по величине город региона, является центром атомного судостроения России. В 180 км от Архангельска находится первый государственный испытательный космодром «Плесецк» — самый северный космодром в мире.
Архангельская область расположена на северо-западе европейской части России, на севере Восточно-Европейской равнины. Омывается Белым, Баренцевым и Карским морями. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Граничит с Мурманской областью (через Белое море), Вологодской, Кировской областями, Республикой Коми, Республикой Карелия, Ямало-Ненецким автономным округом и Красноярским краем (через Карское море) [14].
Архангельская область омывается Белым, Баренцевым и Карским морями. Одной из особенностей региона является густая сеть рек и озер. К наиболее крупным речным долинам Архангельской области относятся реки Северная Двина (длина 774 км), Пинега (779 км), Вычегда (1130 км), Мезень (966 км). Всего в области насчитывается более 70 000 больших и малых рек. Крупнейшее озеро и главный пресноводный водоем области — озеро Лаче в Каргопольском районе. Его площадь составляет 334 квадратных метра. км. Всего в области насчитывается более 60 000 озер.
В Архангельской области действуют 4 некоммерческие организации в сфере туризма: некоммерческая организация «Архангельская областная ассоциация туризма», некоммерческое партнерство «Ассоциация туризма и сервиса Архангельской области» и некоммерческое партнерство «Ассоциация Развитие спорта, туризма и отдыха в Архангельской области. Архангельская область, «Общественная организация «Федерация спортивного туризма Архангельской области». "
Согласно областному закону от 24 марта 2014 г. № 99-6-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Архангельской области» приоритетными направлениями туристской деятельности в Архангельской области признаны [14]: автотуризм - туризм с использованием собственного или арендованного автомобильного транспорта; активный туризм - туризм с использованием активных средств передвижения, в том числе спортивный и самодеятельный туризм; водный туризм - туризм с использованием транспортных средств, предназначенных для передвижения по воде; деловой туризм - туризм в профессиональных и деловых целях, а также организация конгрессно-выставочных мероприятий; детский и юношеский туризм - туризм детско-юношескими группами в целях организации досуга, патриотического воспитания, обучения, профориентации, реабилитации и социальной адаптации детей и молодежи; культурно-познавательный туризм - туризм, основной целью которого является ознакомление с памятниками истории и культуры, иными достопримечательностями Архангельской области, традициями местного населения, народными промыслами и прикладным искусством, достижениями в области науки и культуры в совмещение с экскурсионной программой; оздоровительный туризм - туризм, организованный для лечения и профилактики различных заболеваний и основанный на использовании специфических туристских ресурсов; религиозный туризм - туризм, связанный с оказанием услуг и удовлетворение потребностей туристов, путешествующих по святым местам и религиозным центрам; сельский туризм - туризм, связанный с использованием природных, культурно-исторических, сельскохозяйственных и других ресурсов сельской местности; событийный туризм - туризм с целью посещения социально-культурных, спортивных и иных массовых мероприятий; экологический туризм - туризм связан с посещением природных территорий с относительно низким уровнем антропогенного воздействия с целью получения представления об их природно-культурных и этнографических особенностях.
1.2 Понятия и характеристика статистики туризма
Статистика туризма – это неотъемлемая часть социально-экономической статистики, которая изучает вопросы развития туризма и туристской индустрии.
Основная цель статистического изучения туристической деятельности является изучение явлений, не только ограниченных рынками отдыха, но и охватывающих мировой рынок путешествий в связи с различными характеристиками туризма, как для самостоятельного исследования деятельности в данной области, так и для использования в качестве источника информации для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса [2].
Превалирующими задачами статистического изучения туристической деятельности выделяют организацию мониторинга потоков туристов, мест их расположения, характеристик поездок, оптовой и розничной торговли, транспорта, строительства, занятости, финансового посредничества, доходов и расходов, связанных с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международным правилам и стандартам.
Показать больше