Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. История государственного вмешательства в экономику
1.1 Основные этапы развития государственного регулирования экономики в РФ
В 2023 г. исполнился 31 год с начала экономических реформ в нашей стране. Сравнивая с прошлыми годами, можно оценить уровень их установления. И сегодня нет окончательного ответа на вопрос о том, какую систему мы строим. За этот период стране удалось принципиально отойти от административно-командной системы и начать движение в сторону рыночной. Важнейшим моментом перехода к рыночной экономике стало изменение отношений собственности. Следует отметить, что до сих пор происходят сдвиги в сторону рынка. Примером могут послужить широкомасштабные процессы приватизации, создание АО всех типов, создание объектов смешанной экономики, становления более открытой хозяйственной системы для международного взаимодействия.
В то же время эффект экономических реформ оказался противоречивым. Увеличивающийся уровень инфляции и последующее вытеснение денежной массы в первую очередь оказали негативное влияние на малообеспеченные слои населения. В течение 1992 г. темп роста потребительских цен увеличивался в 2,6 раз. 40 млн. человек (27 % от общей численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Вдобавок, устранение государственного регулирования экономики только подготовило условия для перехода к рыночной экономике, но само по себе не могло осуществить этот переход. Население, долгое время имеющие дело с дефицитом, всевластием государства в условиях приватизации собственности и относительного картбланша, не были способны адекватно и рассудительно отнестись к сложившейся ситуации, что и послужило причиной утоления жажды «быстрой наживы». И в наши дни эта тенденция четко просматривается в малом и среднем предпринимательстве.
Следует признаться, что государство все же использует некоторые инструменты для решения экономических задач путем предоставления субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований, льготных кредитов. Опыт показывает, что прямое вмешательство власти в экономику, хотя и может дать скорый впечатляющий эффект, неизбежно нарушает базу товарно-рыночных отношений. Уклонение от самой сути проведения рыночных преобразований ведет к усилению позиций государства в экономике утрате подлинно рыночных перспектив. Стоит отметить, что здесь прослеживается двойственность - в уже сложившихся условиях государство просто не может оставаться в стороне, потому что не стоит забывать о предпосылках перехода России к рыночному хозяйствованию.
Одна из важнейших проблем российского рынка – большая доля теневой экономики, существовавшая всегда и везде. В России она имеет особые размеры и характеристики, причиной чего, можно полагать, стало долгое чувство всезапрещенности в СССР. При сегодняшних налоговых ставках ни один хозяйствующий субъект, ни один предприниматель не может работать, не укрывая налоги. Вдобавок эта незаконная деятельность обязательно влечет за собой дачу взяток государственным чиновникам.
Государственное регулирование современной экономики в РФ осуществляется с помощью системы законов, контроля государственных учреждений за социальными и экономическими условиями . При регулировании экономики государство обычно акцентирует внимание на следующих моментах:
1. Совершенствует законы, которые являются правовой основой деятельности предпринимателей и защищают их интересы. Предоставляет льготы по налогообложению.
2. Поддерживает сбалансированные общеэкономические соотношения оптимальных общеэкономических пропорций.
3. Совершенствует структуру отрасли.
4. Оказывает поддержку промышленности.
5. Создает условия для накопления капитала.
6. Регулирует занятость, способствует снижению безработицы.
7. Создает возможность для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
8. Заботится об экологии .
9. Обеспечивает комплексную безопасность территории Российской Федерации .
Проведенные исследования экологической ситуации в Российской Федерации позволяют определить важные направления для преодоления экологического кризиса и успешного проведения дальнейшей государственной экологической политики. Перечень базисных направлений:
1. Технологическое. Технологии охраны окружающей среды и природопользования должны постоянно совершенствоваться. Данное направление позволяет скоординировать работу по осуществлению проектов по внедрению безотходных и малоотходных производств, созданию экологически чистых технологий природопользования, модернизации основных фондов, созданию технологических процессов, не загрязняющих окружающую среду.
2. Экономическое направление. В основе данного направления лежат процессы формирования и модернизации экономического механизма окружающей среды. Приоритетная задача, которая требует разрешения: слияние усилий по охране окружающей среды с производственно-коммерческой деятельностью. Необходимо создать привлекательные условия, чтобы заинтересованность бизнеса в охране окружающей среды была сопоставима с интересом в выпуске продукции, востребованной рынком.
3. Эколого-просветительское направление. Это направление является системой мер, целью которых является повышение уровня экологической культуры через информирование населения и экологическое просвещение.
Экологическая трансформация мышления человека включает в себя перестройку потребительского отношения к природе, экологическое воспитание и образование.
4. Административно-правовое направление. К сожалению, не все граждане и организации осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Необходима тщательная разработка свода законов для административного пресечения экологических правонарушений.
Юридическая ответственность, в том числе приостановление, прекращение работы организаций, осуществляющих деятельность в нарушении природоохранного законодательства, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нанесении ущерба природе, должна быть неотъемлемой частью экологической политики России.
5. Международно-правовое направление. Только принятие единых экологических стандартов во всем мире позволит преодолеть экологический кризис. Сотрудничество России с международными организациями поможет решить одну из важнейших проблем человечества .
1.2 Основные этапы государственного регулирования экономики
в зарубежных странах (на примере США)
Регулирование экономики государством представляет собой процесс контроля для целенаправленного влияния правительства на конкретные части внутреннего и внешнего рынка при помощи регуляторов макро и микроэкономического характера для достижения экономического роста амой системы.
По мере развития общества появились определенные воззрения относительно целесообразности и методов государственного вмешательства в экономику. Однако наибольшее распространение получили кейнсианская, неоклассическая и монетаристская теории.
1. Кейнсианская теория. Дж. Кейнс показал, что, несмотря на способность рынка к саморегулированию, ей внутренне присущи определенные недостатки, на устранение которых требуются большие затраты, именно поэтому государство должно оказывать воздействие на рыночный механизм. В данной теории, одним из важнейших направлением считали формирование совокупного эффективного спроса, в том числе и инвестиционного, который стимулирует расширение производства и предложение товара.
Самые существенные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:
1) Самые важные вопросы воспроизводства нужно разрешать не с помощью изучения предложения ресурсов, а с помощью спроса, который обеспечивает фактическую реализацию ресурсов.
2) Рыночная экономика не умеет заниматься саморегуляцией, вследствие этого государственное вмешательство неотвратимо.
3) Нежелательными являются кризисы перепроизводства, следовательно, проблему равновесия, возможно, решать в макроэкономике с точки зрения «эффективного спроса», который в свою очередь формулирует равновесие между производством и потребителем, занятостью и доходом.
4) Включение дефиниции «эффективный спрос» выступило стимулом для процесса анализа всех макроэкономических показателей, что дало возможность понять, как действует в целом система экономическая, как происходит движение потока стоимости, который производится, распределяется и потребляется.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 23.05.2023)
2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 23.05.2023)
3) Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р <Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года>// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256217/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 23.05.2023)
4) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 23.05.2023)
Монографии
5) Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. С. 108-115
6) Дойников И.В., Эриашвили Н.Д. Проблемы государства и права переходного периода: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2019. – С. 10-15
7) Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.:Эксмо, 2019.
8) Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения): Монография. – М.: Проспект, 2007.
9) Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. - Т. 3. - М., 1970.
10) Преступность и реформы в России / А.И. Долгова, В.А. Серебрякова, Е.М. Юцкова и др. – М.: Криминологическая ассоциация: научно-исследовательский ин-т проблем укрепления законности и правопорядка, 1998.
11) Рудый, К. В. Финансовые кризисы: теория, история, политика / К. В. Рудый. М. : Новое знание, 2003.
Статьи
12) Бадыкова И. Р., Зарубежный опыт и тенденции развития корпоративной социальной ответственности: особенности инструментального подхода // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 11. — С. 130-135
13) Бойматова Д.П. О роли государства в регулировании экономики// XII ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Дню таджикской науки и 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Том Часть II. Душанбе, 2022. С. 451-460
14) Гайнудинова А.Р. Риски законотворчества в условиях чрезвычайных ситуаций. В сборнике: Право, экономика и управление: актуальные вопросы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020. С. 320-323.
15) Дорофеев М. Л., Актуальные проблемы регулирования экономического неравенства и пути их решения // Банковское дело. — 2021. — № 8 (330). — С. 24-35
16) Камаева Я.М., Левченко Л.В. Государственное регулирование экономики//ВЕСТНИК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2019. № 2. С. 56-60
17) Карапетян С., Магистральный тупик западной экономической мысли: (демографически угасающая западная модель не может служить «образом будущего» для России) // Экономист. — 2019. — № 5. — С. 84-89
18) Кислых К. А., Иванова И. К. Государственное регулирование экономики России в условиях санкций// СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 190-195
19) Красильников, А. Б. Вопросы комплексной безопасности территории Российской Федерации / А. Б. Красильников, В. Н. Кузьменкова, А. В. Дадаев// Инновационные технологии и вопросы обеспечения безопасности реальной экономики : Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 марта 2020 года / Под редакцией Г.В. Лепеша, О.Д. Угольниковой, С.Ю. Александровой.– Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 87-90
20) Кузьменкова, В. Н. Совершенствование экологической политики с целью решения экологических проблем защиты окружающей среды / В. Н. Кузьменкова // Экологическая деятельность и экологическое просвещение: региональный аспект: материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, 16 декабря 2020 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2020. – С. 121-126
21) Курбанов М.М., Коновалова И.А. Государственное регулирование экономики как одно из условий обеспечения ее стабильности//УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА – РЕГИОНУ. Материалы VII ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета преподавателей, студентов и молодых ученых. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В Савцовой. 2019. С. 50-52
22) Мальцев А. А., Кейнсианская теория: релятивистское или абсолютистское происхождение // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2019. — № 3. — С. 5-10
23) Морозов В. А., Совместимость элементов теории управления экономическими системами в кейнсианстве, монетаризме, марксизме и институционализме // Менеджмент в России и за рубежом. — 2019. — № 5. — С. 27-30
24) Москвин В., Кризис мировой системы - стрела возмездия // Инвестиции в России. — 2021. — № 6. — С. 21-25
25) Мусинова Т. М. Цели и методы государственного регулирования экономики// ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. С. 8-15
26) Ореховский П. А., Левая утопия в XXI веке // Общественные науки и современность. — 2020. — № 2. — С. 162-165
27) Попова А.О. Некоторые особенности построения системы защиты прав потребителей в России и Германии//ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВЕ. Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Симферополь, 2022. С. 378-383
28) Степаненко Р.Ф. Социальная ответственность государства и личности: актуальные проблемы общей теории права//ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Материалы V Национальной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 38-45
29) Хасбулатов Р. И., Иррационализм чрезмерного влияния фактора политики на экономику: общемировые тенденции // Федерализм. — 2018. — № 2. — С. 112-115
30) Эбзеев Б.С. Актуализации Конституции России: собирательный образ поправок президента РФ В.В. Путина и новые смыслы основного закона. Государство и право. 2020. No4 – с. 10-15