Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы работы с фортепиано и звукозаписи
1.1. Общее понятие об музыкальном инструменте
Фортепиано в двух его разновидностях (фортепиано и фортепиано) чаще всего используется как самостоятельный инструмент и как аккомпанемент для солиста.
Рояль – струнный ударный инструмент со сложным клавишным перкуссионным механизмом, ударяющим по струнам. Звук на фортепиано производят многочисленные стальные струны (225-230 штук), натянутые на прочную чугунную раму, закрепленную на прочном деревянном ящике. Важнейшей акустической частью фортепиано является резонатор, изготовленный из еловых досок и расположенный под струнами и рамой (приклеен краями к корпусу инструмента). Резонансная дека получает энергию от колебаний струн и излучает ее в окружающее пространство, благодаря чему звук фортепиано многократно усиливается [1].
Качество звука фортепиано определяет, как технику игры пианиста, так и техническое состояние инструмента. Также важен резонанс пары дека-струна, а также реверберация в помещении. Звуки фортепиано излучаются из верхней части деки и, отражаясь от верхней части инструмента, направляются в основном параллельно струнам.
Рис. 1. Зоны направленности звучания рояля [3]
На рис. 1. показаны несколько характерных зон направленности излучения фортепианных звуков. Область перед стороной АВ представляет собой зону звуков пониженной интенсивности, но однородных. Зона В характеризуется преобладанием высоких частот. Изогнутая часть компакт-диска отличается большим разнообразием тембров – это рабочая зона. В зоне D преобладают низкие частоты. Зона DA заштрихована, имеет очень слабый и неравномерный вывод звука. При записи микрофон обычно устанавливают в рабочей зоне. Расположение микрофона в этой зоне позволяет сбалансировать интенсивность звучания музыкального произведения, исполняемого обеими руками [3].
Баланс в звучании верхнего и нижнего регистров зависит не только от характера музыкального произведения, но и от акустики помещения и свойств самого фортепиано. Расположение микрофона также может влиять на звуковые планы различных регистров фортепиано. Так, например, из-за неправильного размещения микрофона иногда при прослушивании фонограммы кажется, что вместо одного звучат два рояля: первый, передающий верхний регистр, звучит на переднем плане, а второй, передающий нижний регистрация в далеком самолете.
Техника записи может варьироваться в зависимости от характера работы. Например, бравурные мелодии требуют более отдаленного плана, чем лирические. В первом случае звукорежиссер должен уметь сделать запись широкой и мощной, во втором добиться мягкого и спокойного звучания, сохранив его достаточную четкость.
Обычно микрофон устанавливают на расстоянии 1,5-2 м от инструмента, на высоте 1,8 м от земли, направив его прямо в сторону струн. Выбирая угол наклона микрофона относительно инструмента, имейте в виду, что при полностью поднятой крышке фортепиано иногда возникает интерференция между прямым звуком и звуком, отраженным от крышки.
При записи фортепиано в эстрадных и джазовых композициях необходимо подчеркивать все переходы и остроту атак, четкость отдельных нот и аккордов. В этом случае микрофон ставится почти на край рояля (в районе компакт-диска) с уклоном прямо над струнами.
В некоторых случаях при записи фортепиано можно использовать два микрофона: один устанавливается под фортепиано на расстоянии нескольких сантиметров от деки, второй на расстоянии 2-3 м ближе к зоне D. В этом случае, первый микрофон хорошо воспринимает четкость атак, второй - общий звук [2].
В записи фортепиано обычно используется однонаправленный микрофон, но, если время реверберации короткое, можно использовать двунаправленный микрофон в форме восьмерки, чтобы увеличить «воздух» в записи. В то же время следует иметь в виду, что если пианист активно использует педаль, микрофон сильнее воспринимает реверберацию в эти моменты, и тогда исполнение теряет четкость.
Приведенные выше примеры размещения микрофона при записи фортепиано далеко не исчерпывают всех возможных случаев. В театре этот инструмент можно установить в самых разных местах: на сцене, в кулуарах, в репетиционных залах, фойе и т. д. Поэтому выбор и расположение микрофонов необходимо производить исходя из конкретных акустических условий и технических условий. возможности процесса записи.
Фортепиано, Различие формы и конструкции рояля и фортепиано обуславливает различие их акустических свойств и качеств, выражающееся главным образом в различном характере излучения звуковой энергии в окружающее инструмент пространство. Поэтому фортепиано имеет более короткие и менее массивные басовые струны, а также меньшую резонансную деку. Большая часть излучаемой энергии остается в корпусе пианино и поглощается передней крышкой – декоративными панелями. Следовательно, частотный диапазон и звуковая энергия фортепиано меньше, чем у рояля.
При записи фортепиано для улучшения его звучания можно снять верхнюю и нижнюю передние декоративные крышки и разместить микрофон на расстоянии 1,5-2 м, на высоте 1,0-1,2 м от пола, желательно справа. сторона исполнителя. Не рекомендуется размещать микрофон на пианино или рояле, так как в записи обязательно будут слышны посторонние звуки, исходящие от инструмента (щелканье педалью или удары молоточка по струнам) [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня фортепиано – это один из самых распространенных в мире музыкальных инструментов. Более того фортепиано считается базовым классическим музыкальным инструментом, который активно используется современными музыкантами для создания своих музыкальных произведений.
1.2. Особенности акустики фортепиано и меры по ее улучшению
Особенность звукоизвлечения фортепиано заключается в четком разграничении звука на две части: атаку в момент удара молоточков по струнам и колебания самих струн, усиленные и облагороженные чугунным каркасом. деревянный звуковой ящик.
Удар молоточков вызывает колебания струн, основные тона которых можно регулировать с помощью вращающихся металлических колков, прочно запрессованных в деревянные гнезда.
Помимо основных тонов, в колебаниях струн проявляются и их гармоники. Теоретически, если молоточки считать абсолютно жесткими, а струны бесконечно гибкими, то число гармоник может быть бесконечным, а амплитуды гармоник будут кратны основному тону. На практике условные параметры имеют конечное фиксированное значение. Однако большая часть энергии возбужденной струны содержится в гармониках. Первые шесть обертонов гармоничны и способствуют созданию нужного тона, седьмой, девятый, одиннадцатый и другие обертоны придают струне некоторый диссонанс [4].
Некоторые обертоны даже способны вызвать резкий металлический привкус. Чтобы несколько уменьшить негативный эффект, молоточки стараются располагать так, чтобы они ударяли по струнам в узловых точках седьмых обертонов, чтобы не возбуждать колебания седьмой гармоники. На некоторых роялях ударные точки мотков смещены к узловым точкам девятой гармоники, чтобы избежать возбуждения седьмой и девятой гармоник. Высшие гармоники можно гасить, покрыв молотки войлоком, что увеличивает время контакта струны с ударником бойка. Классически амортизаторы из войлока не лишены недостатков. При сильном ударе по клавишам войлок сжимается и перестает выполнять свои основные функции по гашению высокочастотных колебаний.
Показать больше