Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Все многообразие явлений нашей психической жизни принципиально делится на три группы, отлича-ющиеся одна от другой: познание, чувство и воля, которые представляют собой три основные, наиболее традиционные единицы обычной классифи-кации явлений психической жизни. Конечно, в истории нашей науки было несколько попыток сгруппировать психические явления по другим призна-кам, но традиционная классификация по-прежнему доминирует.
В то же время на поведенческие реакции в нашей повседневной жизни влияют заложенные в психике человека предрасположенности действовать тем или иным образом, что дает основания рассчитывать на формирование в психике человека определенных установок, хотим мы этого или нет. И именно поэтому изучение процесса формирования установок всегда будет оставаться актуальной темой, независимо от исследований в области пси-хологической науки.
Сейчас кажется совершенно очевидным, что установка - это устойчи-вая предрасположенность индивида к определенной форме реакции, осно-ванная на опыте, которая побуждает его направлять свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми она связана. Однако уже на пер-вых этапах работы выяснилось, что тема взаимосвязи установки и мышле-ния в современной экспериментальной психологии отнюдь не является наиболее разработанной.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наибо-лее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить проблему установки в психоло-гии.
Объектом исследования является процесс изучения проблемы уста-новки в психологии.
Предметом исследования являются основы и принципы изучения проблемы установки в психологии.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для изучения проблемы установки в психологии.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие и свойства психологической установки;
- изучить историю исследования психологических установок;
- детально проанализировать экспериментальное исследование Д.Н. Узнадзе;
- проанализировать слово как объективный фактор установки в пси-хологии.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТАНОВКИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие и свойства психологической установки
Значительная часть психических состояний в основном связаны с эмоциями или каким-то образом связаны с ними. Более того, считается, что они распознаются человеком, то есть представляются в его сознании в виде конкретных, эмоционально окрашенных переживаний. Общей чертой дан-ных психических состояний было то, что они не оказывали существенного влияния на организацию и цель человеческого поведения. Эти психические состояния в основном играют регулирующую, а не мотивирующую или направляющую роль.
В отличие от них, другие психические состояния не имеют эмоцио-нальной окраски, характерной для других психических состояний, и, как правило, на самом деле не осознаются человеком. Однако они оказывают значительное влияние на поведение человека, делая его стабильным и целе-направленным. Это психические состояния, которые охватывают весь орга-низм и психику человека и определяют особенности проявления отдельных психических процессов и свойств человека, а также характер других психи-ческих явлений. К таким состояниям, которые обладают вышеупомянуты-ми характеристиками и выполняют эти функции, относятся человеческие установки [7].
Установка - это состояние психофизиологической предустановки че-ловека на выполнение определенных психологических или практических действий в сложившейся ситуации.
Установки представляют собой комплекс динамических, иерархиче-ски построенных психофизиологических состояний человека, которые участвуют в регуляции практически всех психических процессов и поведе-ния. Разница между установками и другими психическими состояниями также заключается в том, что они влияют не только на поведение, но и на психику человека, например, на другие психические состояния, которые определяют его характер. Другими словами, установки представляют собой нечто оригинальное, фундаментальное с точки зрения психики и поведения человека.
Однако эту идею нельзя понимать как означающую, что установки, определяющие все остальное, сами по себе ни от чего не зависят. Связь между установками, психикой и деятельностью человека представляется системной и довольно сложной. Эти отношения можно кратко описать как взаимную динамическую детерминацию отношений и действий. Ниже при-ведены аргументы А.Г. Асмолова, основанные на теории деятельности А.Н. Леонтьева и указывают на зависимость самих установок от структуры и организации человеческой деятельности. Полагаю данные аргументы до-вольно убедительными и заслуживающими отдельного внимания [12].
Установки, определенные таким образом А.Г. Асмоловым и понима-емые аналогично, представляют собой стабильные психофизиологические состояния, лежащие в основе избирательности восприятия и обработки ин-формации всеми сенсорными системами, за направленность поведения, эмоции, которые испытывает человек, отвечают за процессы, происходя-щие в организме. Отношения действуют одновременно как бессознатель-ные психические состояния. О наличии или отсутствии тех или иных устройств в данный момент можно судить по их косвенным проявлениям в психике или деятельности человека, но никакие конкретные переживания, реально представленные в сознании человека, им не соответствуют.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. - М., 1978.
2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979.
3. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977.
4. Бассин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. О перспективах дальнейшего развития научных исследований в психологии (к проблеме бессознательного и собственно психологической закономерности) // Вопро-сы психологии, 1979.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1969.
6. Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ.- М., 1972.
7. Иосебадзе Т.Т., Иосебадзе Т.Ш. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе. В кн. Бессознательное. Природа, функ-ции, методы исследования. // Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В.Бассина. - Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1985. Том 4.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М., Политиз-дат, 1975.
9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., ЛГУ, 1960.
10. Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. - Тбилиси, 1974.
11. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. - Тбилиси, Мецниереба, 1967.
12. Прангишвили А.С. Установка как неосязаемая основа психическо-го отражения. В сб.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследо-вания. // Под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. - Тбили-си: Издательство «Мецниереба», 1985. Том 4.
13. Узнадзе Д. Н. Основы экспериментальной психологии // Известия Тифл. Ун-та. - 1925, Т. XVI.
14. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М. 1966.
15. Узнадзе Д.Н. Иллюзия скорости движения // Сообщения Груз. филиала АН ГССР. - 1940, Т. 1. - № 3.
16. Узнадзе Д.Н. К вопросу об основном законе смены установки // Психология. - М., 1930. Т. III, Вып. 3.
17. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. Психологические ис-следования. - М.: Наука, 1966.
18. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Труды. - Тбилиси, Мецниереба, 1977, Т.6, С. 263-326.
19. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.
20. Узнадзе Д.Н. Теория установки. - Москва-Воронеж, 1997.
21. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
22. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Современ-ные проблемы, 1925.
23. Чхартишвили Ш.Н. К вопросу об онтологической природе бессо-знательного. В кн.: Бессознательное: природа: функции, методы исследова-ния. - Тбилиси, Мецниереба. - 1978, Т.1.