Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
1.1.Характеристика жизненных ценностей подростка
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает осмысленное отношение человека к социальной реальности и в этом качестве описывает мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.
Как элемент структуры личности ценностные ориентации описывают внутреннюю готовность к ведению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, показывают направленность ее поведения.
Ценность каждого человека - это все, что имеет для него определенное значение, личный или социальный смысл. Понятие "ценностная ориентация" тесно связано с понятием ценности.
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, описывающий направленность и содержание деятельности личности, характеризующий уникальный подход человека к миру, к самому себе, придающий значимость и направленность личным позициям, поведению, действиям.[4]
В. Артюхова пишет, что понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенную социальную психологию как аналог философской концепции ценностей, но точное концептуальное разделение между этими понятиями до сих пор отсутствует.
Хотя ценностные ориентации рассматривались как индивидуальные формы представления надиндивидуальных ценностей, ценностные концепции и ценностные ориентации различались либо по параметру «общее - индивидуальное», либо по параметру «действующее - рефлексивно-сознательное», в зависимости от того, было ли наличие индивидуально-психологических форм в ценностных ориентациях. [3]
С. Я. Ермолич считает, что ценностные ориентации являются основной составляющей сознания личности, которая оказывает большое влияние на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Являясь компонентом структуры личности, они отображают ее внутреннюю готовность действовать для удовлетворения потребностей и целей, обеспечивают направление ее поведения во всех сферах деятельности.
Особенность ценностных ориентаций в том, что эта группа более тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как сознательным действием. Ценностные ориентации - это специально структурированная и иерархическая система ценностных представлений, которые выражают субъективное отношение индивида к объективным условиям жизни, реально определяют поступки и поступки человека, проявляют себя и заметны в реальном поведении.
Ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности, субъективным отражением объективного мира в сознании конкретного индивида. Будучи осознанными, ценности играют огромную роль в определении ориентации личности, ее ориентации в социальной среде.
Развитие ценностных ориентаций особенно важно в подростковом возрасте. Подростковый возраст-это возраст от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным возрастом, потому что на этом этапе совершается особый скачок от состояния ребенка к взрослой жизни, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток наполовину ребенок и наполовину взрослый.
Э. Стерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, Центральной непоследовательностью любой психологии должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности главную роль играет ценность, которую человек воспринимает как высшую жизненную характеристику.
Исходя из того, какая ценность переживается как высшая, характеризующая жизнь, абсолютно любым способом формируется личность. Жизненные ценности определяют тип человеческой личности.
Э. Стерн описал шесть таких типов:
1. теоретический тип - это личность, все стремления которой направлены на объективное познание реальности;
2. эстетический тип - это личность, для которой объективное знание чуждо, она стремится понять единичный случай и " исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;
3. экономический тип-жизнью такого человека управляет идея выгоды, Желание «с наименьшими затратами сил достичь наибольшего результата»;
4. социальный « " смысл жизни - это любовь, общение и жизнь для других»;
5. политика - такому человеку свойственно стремление к власти, господству и влиянию;
6. религиозный - такой человек соотносит «любое уникальное явление с общим смыслом жизни и мира ".
Определяя каждый из типов, Э. Стерн не считает, что в жизни человека существует только одно направление ценностей. Напротив, все направления ценностей присущи каждой индивидуальности. Но один из этих различных ценностных переживаний приобретает руководящую ценность и в первую очередь определяет жизнь [2]
Ценностные ориентации подростка, - пишет С. Я. Ермолич, - формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуальный психологический мир ребенка. Формирование системы ценностной ориентации - это процесс формирования личности, и эта система является средством достижения определенных социальных целей.
В подростковом возрасте очень ярко проявляется желание общаться со сверстниками, жить в коллективе сверстников, значительно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на основе общих интересов, общих увлечений и занятий.
Помимо внутренних факторов, на формирование ценностных ориентаций подростка влияют и внешние факторы. Социальное становление человека происходит на протяжении всей жизни и в разных социальных группах.
Семья, детский сад, школьный класс, студенческий коллектив, трудовой коллектив, общество сверстников-все это социальные группы, которые составляют наиболее близкое окружение индивида и выступают внешними факторами формирования ценностных ориентаций подростка.
Семья ребенка была и остается главной движущей силой социальных и культурных ценностей. Сила воспитательного влияния семьи обусловлена характером процесса усвоения в ней нравственного опыта.
Для формирования ценностей, пишет И. Ю. Шилов, важно знать, как воспитывается подросток в семье. Семья сможет выступать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. В то время как ни одно другое социальное учреждение не способно нанести такой ущерб воспитанию детей, какой может нанести семья. Семья - это своего рода коллектив, который играет важную, устойчивую и важную роль в воспитании.
По мнению Ю. В. Васильковой, моральные качества человека, жизненные установки, стиль поведения - все это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает внешность его родителей. Все: слова, действия и поведение родителей - играет определенную роль в воспитании ребенка [6].
Именно от родителей зависят ценностные ориентации подростка, понимание социальных проблем, моральные оценки событий и поступков. Если счастливые моменты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и неспособность удовлетворить их может обернуться трагедией.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абраухова, В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития.: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.01/Абраухова Валентина Владимировна.- Ростов на Дону,2017. - 21с.
2. Антонова, Н.А. Дополнительное образование как социологическая проблема: Автореферат дис.канд. философ. наук: 13.00.01/ Антонова Н.А. - Екатеринбург, 2018. - 19 с.
3. Белова, В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01/Белова В.В., М.,2020 г. - 23 с.
4. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Березина В.А., М., 2022 - 147 с.
5. Болотова, М.И. Организация семейной досуговой деятельности в УДО: Дисс… канд. пед. наук .: 13.00.05/ Болотова Марина Ивановна., М., 2019 - 363 с.
6. Буйлова, Л.Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06/ Буйлова Любовь Николаевна., М., 2018 - 183 с.
7.Валеева, М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: Дисс… канд.пед.наук. : 13.00.01/Валеева М.А.,Оренбург, 2019 - 167 c.
8. Власов В.А. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ Власов Вадим Александрович, Пятигорск, 2020 - 188 c.