Фрагмент для ознакомления
2
1 Влияние социальных сетей на коммуникативное поведение личности
1.1 Теоретический анализ основных подходов к понятию «коммуникативное поведение»
Коммуникативное пространство организуется коммуникацией, как имманентной формой взаимодействия людей между собой в определенном пространственно-временном континууме. В этом случае для характеристики коммуникативного пространства имеет значение место и время. Н. Луман считает, что коммуникация устанавливается через синтез трех различных селекций: селекции информации, селекции сообщения и селективного понимания или непонимания сообщения и его информации
Теорию коммуникативных систем Никласа Лумана принято относить к так называемому структурно-функционалистскому подходу в социальной теории, к которому принадлежат более ранние концепции Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. Однако в более раннем структурном функционализме основным предметом интереса и базовым социальным фактом («системной референцией») полагалось социальное действие .
Теория коммуникативных систем Никласа Лумана
Н. Луман, в шутку называющий свой подход «функциональным структурализмом», полагает необходимым поменять «системную референцию», т. е. основной предмет интереса социальной теории. В этой новой наблюдательной перспективе не действие, а коммуникация рассматривается в качестве «социального атома» и одновременно – минимального проявления общества. С точки зрения своей внутренней структуры коммуникация – объединение сообщения и информации (действия и переживания соответственно). Но по своей природе коммуникация – это отдельный подвид наблюдения. Психическая же система сопряжена с коммуникативной системой, так как в каждом элементе связывается с психикой при помощи языка. Последний – уже не система, а способ распространения коммуникации и выражения переживания .
Если коммуникация – это минимальное проявление общества, то социум – общность всех коммуникаций, формирующих социальные системы коммуникаций в сфере экономики, политики, науки, религии, права, культуры. Социальные системы – динамические последовательности коммуникаций, каждая последующая связывается с предыдущей. Для «выживания» коммуникации формируют ресурс, который Луман обозначает как «медиа коммуникации» и приписывает им два главных свойства: символизировать и обобщать коммуникацию. Здесь имеются в виду абстрактные символы: власть, деньги, истина, вера, любовь и др. Они интегрируют прошлые и будущие коммуникации осмысленно. Общим понятием такого способа интеграции системных элементов является понятие смысла. Смысл любого сообщения определяется в трехмерном пространстве, которое формируется предметным, временным и социальным измерениями. Именно так можно сообщению приписывать значение, которое присоединяет следующее событие, ответ на сообщение и формирование системы.
Предметное измерение коммуникации в интерактивных системах коррелирует со значениями, которое сообщение получает в социальном измерении, что обременяет возможности информационно-объективного описания ситуации и внешнего мира. Нужно принимать во внимание не только объективные положения дел, но и настроения, установки других людей. Смысл такого общения – интеграция сообщества, мотивация его членов на принятие запроса на общение.
На сегодня коммуникация реализуется на больших расстояниях при помощи телекоммуникации. Телекоммуникация (письменная, печатная, телевизионная, интернет-сетевая) предполагает передачу сообщений без перемещений тел общающихся лиц, что в значительной степени исключает непосредственное социальное влияние и социальный контроль, и зачастую (как, например, в социальных сетях) обращается к огромным и социально неоднородным и неопределенным массам читателей, установки, настроения, знания которых чаще всего неизвестны автору сообщения.
Коммуникация становится информационной, в ней теряются характеристики мотивации и интеграции. Данная идея системно-коммуникативной теории нашла выражение во влиятельной теории социального контроля. Система есть различие системы и внешнего мира. Внешний мир системы есть все то, от чего система способна себя отличить, и одновременно то, чью превосходящую сложность (или комплексность) система способна переработать . В этом смысле внешний мир может пониматься только как продукт системы, как результат применения системой того или иного различения, некой схемы отбора своего, внутрисистемного, и отклонения всего чужого, внешнего, системе не принадлежащего. Система наблюдает, различая себя во внешнем мире, тем самым себя обозначая.
Наблюдение есть, таким образом, одновременно осуществляющееся обозначение и отличение. Но ведь и животные не поедают собственные конечности, а желудок не переваривает собственные стенки. Осуществляют ли они тем самым наблюдение? Другими словами, биологические организмы (так называемые «живые системы») осуществляет некоторые операции, осуществляют выбор между возможными действиями, клетки делятся и воспроизводятся именно как клетки, а не как внешняя природа. Значит ли это, что организм наблюдает уже тем, что существует, размножается, продолжается во времени и поколениях?
Как бы то ни было, системно-коммуникативная теория утверждает в качестве постулата определение системы как различения между системой и ее внешним миром (признавая, что такое определение допускает присутствие определяемого понятия в самом определении). Так, в случае систем коммуникаций внешний мир конструируется в виде тем коммуникаций, а сама система репрезентирована коммуникативными вкладами ее участников, языковыми выражениями – как устными, так и письменными, печатными или электронными . Вышеозначенное системное понимание коммуникации предполагает два других аскиоматических положения. Речь идет, во-первых, об универсальной структуре коммуникации, во-вторых, о направлении социальной эволюции. С точки зрения ее внутренней структуры коммуникация состоит из этапа (1) коммуникативного сообщения (= действия) Другого, (2) его переживания (= информации) некоторым Эго и (3) заключительного этапа понимания (= связанности информации с сообщением). Этот заключительный этап понимания состоит в оценке извлеченной информации на предмет ее адекватности (или неадекватности) сообщению, как и на предмет того, что является более важным – факт сообщения или содержащаяся в нем информация. На основе коммуникативного понимания Эго принимает решение о том, акцептировать ли запрос на контакт, принимать ли коммуникацию (т. е. отвечать на нее своим сообщением, что в перспективе могло бы привести к образованию системы коммуникаций) или отклонять ее.
Коммуникация в этой связи выглядит принципиально бинарной. Ведь смысл сообщения (т. е. информация, которую извлекает Эго) может быть двояким: либо в качестве такого смысла выступает объективная информация о внешнем мире, либо в качестве такой информации выступает само сообщение. Эго может понять коммуникацию в том смысле, что Другой лишь мотивирует, но не информирует Эго. В этом смысле коммуникация имеет самореференциальный характер, т. е. как бы направлена сама на себя, а не на внешний мир (инореференцию). Так, если кто-то говорит «идет дождь», информация, которую извлекает Эго, может состоять в том, что действительно «идет дождь». Но он может извлечь и другую информацию, например, о том, что Другой мотивирует его остаться дома, не выходить на улицу или просто заводит разговор о погоде, чтобы продолжить общение.
Итак, то или иное понимание одной или другой возможной связи сообщения и информации заставляет Эго принимать или отклонять предложенный запрос на контакт .
Отсюда же вытекают следствия и для некоторой теории социальной эволюции. В традиционном, дописьменном обществе ключевой акцент делался на самореференциальной установке «я сообщаю, что я что-то сообщаю». Например, когда то или иное примитивное сообщество практиковало коллективный ритуал вызова дождя, эта коммуникация – явным образом – представала как обращенная к внешнему миру, собственно атмосферному явлению, божеству, которое за него «отвечает». Однако ее латентной функцией оказывалось самообсуждение сообщества, утверждение внутренней родовой солидарности. Сообщество выживало не потому, что инореференциально регулировало атмосферные явления, а потому, что неявно генерировало и утверждало собственную сплоченность за счет того, что самореференция в религиозной коммуникации словно трансформируется в инореференцию. Социальную эволюцию в этом смысле можно понимать как процесс постепенной объективации коммуникации, ее выхода из-под влияния социального окружения, обеспечивающего социальный контроль, и обращения к самому предмету обсуждения. Как следствие, в процессе такой эволюции разрушался трехмерный контекст понимания коммуникативного сообщения, обеспечивающий сцепление коммуникаций друг с другом. Должны были возникнуть какие-то другие средства сцепления и образования систем в условиях отсутствия в больших сообществах общего знания о временном, предметном и социальном контексте, который обеспечивал понимание и акцептацию запросов на контакт в небольших примитивных коллективах.
Но что же тогда служит мотивацией для продолжения коммуникации в современном обществе в условиях незнания того, что известно, а что неизвестно участникам коммуникации? Как уже говорилось, коммуникацию движет понимание, т. е. различение между информацией и сообщением (самореферентным и инореферентными интерпретациями запроса на общение). Лишь зная общий трехмерный контекст, мы способны понять, что же имеет в виду наш собеседник, когда говорит «идет дождь» .
Но все-таки социальная эволюция нашла решение. Современные дифференцированные системы коммуникации легко справляются с проблемой принятия или отклонения предложенных запросов благодаря появлению особого рода «катализаторов общения», т. е. особых абстрактных символов, апелляция к которым делает возможным «продавить» самые невероятные типы современной коммуникации. И действительно, многие формы современного общения нам представляются естественными и понятными. Среди них - притязание на чужой продукт и навязывание своего (экономика); коллективно-обязательные распоряжения, которым безропотно подчиняются члены сообщества (политика); ожидание ответной любви в условиях, когда ее объектом могут оказаться сотни других претендентов; производство копий несуществующих вещей, отрицающих наличные формы мира (искусство); требования к прочтению сотен скучных текстов и проведению сотен экспериментов, завершающихся лишь в высшей степени гипотетическими и, в конечном счете, фальсифицируемыми гипотезами (наука).
Все эти сами по себе невероятные формы общения оформились в устойчивые и стандартизированные типы коммуникации сравнительно недавно, несмотря на то, что генерируют внутренние конфликты (полемика в науке, партийная борьба в политике, конкуренция в хозяйстве и т. д.). Должны были возникнуть особого типа социальные структуры, подкрепляющие валидность соответствующих невероятных типов общения. Эти структуры (обсуждавшиеся выше символические медиа коммуникации – деньги, власть, истина, любовь, вера и т. д.) выступают триггерами соответствующих ожиданий по поводу приемлемости или неприятия коммуникаций.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аудитория Интернета в России [Электронный ресурс] / Mediascope WebIndex, 2019 – Режим доступа: https://webindex.mediascope.net
2) Батанина И. А., Киняшева Ю. Б., Муращенков С. В. Социальные сети как инструмент публичной коммуникации молодежи и власти//МОЛОДЕЖЬ XXI ВЕКА: ОБРАЗ БУДУЩЕГО. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Ответственные редакторы Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. 2019. С. 142-150
3) Бетильмерзаева М.М. К вопросу о коммуникативном поведении субъекта цифровой эпохи//МАТЕРИАЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ БИЛИНГВОВ». Чеченский государственный педагогический университет. 2020. С. 29-34
4) Бетильмерзаева М.М. Сознание как свойство социального бытия: ментально-когнитивное осмысление / М.М. Бетильмерзаева. – Вестник психофизиологии, Санкт-Петербург, 2017. – С. 16-20.
5) Бетильмерзаева М.М. Этническая ментальность в системе культуры. – Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / М.М. Бетильмерзаева. – Ростов-на-Дону, 2005. – 198 с
6) Гончаров А. Н., Дорогойченко Н. Ю. Целевая аудитория в сети интернет // Актуальные вопросы в науке и практике: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: БГУ, 2018. С. 63-70
7) Гребельник Т.В. Мессенджер-коммуникация как инновационная форма межличностного взаимодействия// ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ РУСИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией З.Р. Аглеевой, Л.Ю. Касьяновой, М.Л. Лаптевой. Астрахань, 2021. С. 74-78
8) Губанова Д. С. Влияние социальных сетей на социализацию современной молодежи//СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Том Часть 2. Пенза, 2022. С. 184-186
9) Гутова С.Г. Особенности современной информационной молодежной культуры /Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Д.А. Погонышев. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2019. – С. 547-550
10) Джацаева З.М., Жеребило Т.В., Бахия Н.Г. Работа с моделями исследования коммуникативного поведения учащихся-билингвов. – Lingua-universum. 2020. No 1. С. 59-66
11) Котова Н. С., Вареца Р. А., Линева О. Д. Психологические девиации в цифровом обществе//СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ОБРАЗОВАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ. Сборник по итогам научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону, 2022. С. 262-265
12) Луман Н. Эволюция науки // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. No 1. С. 215‒233.
13) Луман Н. Что такое коммуникация? / Н. Луман Перевод с немецкого и примечания кандидата социологических наук Д. В. Озирченко. Перевод выполнен по изданию Luhmann N. Was ist Kommunikation/Information Philosophic Marz 1987. S. 4-16. – Социологический журнал, 1995, No 3. – С. 114-125
14) Макаров Д. Г., Тимофеева Д. А. Мессенджеры как система мгновенного обмена сообщений//АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2020. № 2. С. 47-49
15) Мягкова Е. Ю. Цифровое слабоумие: миф или реальность? // Слово и текст: психолингвистический подход. 2019. No 16. С. 68-70
16) Назарова М. Г., Проблема формирования правовой культуры и правового сознания молодежи в современном российском обществе // Право и государство: теория и практика. — 2021. — № 10. — С. 49-52.
17) Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М., издательство «Флинта», издательство «Наука», 2006.
18) Рабиков Э. Э. Влияние социальных сетей на формирование современных форм девиантного поведения молодежи//СЕВЕР И МОЛОДЕЖЬ: ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КАРЬЕРА. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 2020. С. 536-540
19) Реут О.Ч. Анонимные телеграм-каналы в системе политических коммуникаций// СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник материалов по результатам научно-практических конференций. Том Выпуск 2. 2019. С. 314-316
20) Северская О. И. Есть контакт? О коммуникативных девиациях цифровой эпохи // Коммуникативные исследования. 2020. No 4 (10). С. 107-110
21) Солдатова, Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность : монография /Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. – Москва : Смысл, 2017. – 375 с.
22) Стернин И.А. Модели описания коммуникативного поведения / И.А. Стернин. – Воронеж: «Гарант», 2015. – 52 с.
23) Суровов С.Б., Коновалов И.Н. Cетевая коммуникация как политический мобилизационный ресурс (опыт анализа социальных сетей на региональном уровне) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. No 1 (114). С. 209-213.
24) Телицина Е. В., Минахметова А. З. Исследования влияния сети интернет на межличностную коммуникацию виртуальных пользователей // Международный журнал экспериментального образования. 2011. No 8. С. 72-78
25) Филипенко Е. В., Психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях воспитания семейного социума // Право и образование. — 2022. — № 7. — С. 63-65
26) Хуторной С.В., Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения//Современные исследования социальных проблем. 2013. No6. С. 92-96
27) Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник для вузов / Ф.И. Шарков. – М.: Экзамен, 2005
28) Шилов В. В., Социально-политические и педагогические аспекты формирования интернет-культуры // Власть. — 2019. — № 3. — С. 73-75
29) Юсупова Д.С., Шигапов А.А., Жиленко И.В. Мессенджеры. Что это такое? Как они повлияли на нашу жизнь?// МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА. 2020. № 2. С. 11-14
30) Masataka, N. Development of reading ability is facilitated by intensive exposure to a digital children’s picture book / N. Masataka. – Текст : непосредственный // Frontiers in Psychology. – 2014. – No 5. – P. 5-8.
31) Neumann, M. M. Touch screen tablets and emergent literacy / M. M. Neumann, D. L. Neumann. – Текст : непосредственный // Early Childhood Education Journal. – 2014. – Vol. 42. – P. 231-239.
32) Clarke, L. Young pupils’, their teacher's and classroom assistants’ experiences of iPads in a Northern Ireland school / L. Clarke, L. Abbott. – Текст : непосредственный // British journal of Educational technology. – 2015. – Vol. 47 (6). – P. 1051-1064
33) Cooper A. Sexuality and the Internet: Surfing into the New Millennium. Cyber Psychology & Behavior. Vol. 1, No. 2, 1998, pp. 181