Фрагмент для ознакомления
2
Глава I. Теоретические основы развития медиа в современном обществе (социально-политический контекст)
1.1 Особенности современных социо-политических трансформаций
Рассмотрим характеристики современной технологической революции. Маклюэн говорит о том, что безграничное развитие информации приводит к тому, что люди вовлекаются в дела других, как будто это их собственные проблемы. И действительно, люди обсуждают в Интернете события в других государствах. Чувство сопричастности, которое дает Интернет, не является давно чем-то невозможным. На сегодняшний день это реально .
Причина совершения 5-ой технологической революции – распространение цифровых инноваций, которые так изменили модель человеческого развития, что электронные платежные системы, интернет-магазины, различные электронные сервисы стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни.
Признаки цифрового общества:
1) переход на электронный вариант общения и деятельности;
2) количественное возрастание числа людей, использующих цифровые технологии в производственной деятельности, в том числе как непосредственно занятых как разработкой цифровых технологий, так и созданием коммуникаций и производством цифровых продуктов и услуг;
3) нарастающая цифровизация всех сторон деятельности общества (в настоящее время около 70% всех рабочих мест в мире поддерживается средствами цифровых технологий;
4) появление новой платформы образования, которую называют «цифровое образование», и которая стала представлять собой одну из разновидностей педагогического труда.
Следствия цифровизации:
1) формируются новые модели взаимодействия и сотрудничества в новой цифровой реальности, где расстояние в принципе не играет никакой роли;
2) появились новые модели профессионального труда, так называемая «удаленка», где по-другому организуется деятельность сотрудников и руководителей;
ИТ-технологии меняют вектор своего приложения и из помощника человека переходят в ранг «локомотива» развития всего общества и человечества. «ИК-технологии переходят от фазы полезного дополнения к базовым производственным технологиям в фазу, когда они сами становятся не менее базовыми. Они не только превращаются в ключевой элемент, без которого индустрия не может существовать, но и сами становятся производительной силой, генерируя поток больших данных и виртуальные модели, становящиеся объектами обработки и купли-продажи на рынке» .
Возникает мир взаимосвязанной цифровой информации-коммуникации-деятельности:
1) это новые экономические модели, называемые цифровыми и удаленными;
2) это принципиальное влияние цифровых технологий на все сферы жизни;
3) это переход на цифровые модели работы с данными;
4) это необходимость выработки новых категорий интеллектуальной собственности;
5) это возникновение нового понимания безопасности, в том числе на индивидуальном, коллективном, региональном, государственном и мировом уровнях.
Важность протекающих процессов позволила поставить вопрос о формировании нового типа экономики, где доминирующее значение приобретают отношения по поводу производства, обработки, хранения, передачи и использования увеличивающегося объема данных, и как следствие, появление новой экономической модели, именуемой цифровой экономикой.
В настоящее время можно говорить о третьем этапе цифровизации, связанном с распространением цифровых валют и технологий распределенного реестра в мировой экономике, потому что для интерпретации концепции цифровой экономики используются разные подходы - от процесса создания до полного непрерывного цифрового продукта для использования онлайн-приложений.
Современная инфовойна
Протестные движения или правительства наращивают силы в инфосфере, а также в киберпространстве для вирусной пропаганды и подрывных атак на ИТ-инфраструктуру. В результате вновь уделяется внимание массовой кибермобилизации и концентрации как части информационной войны. Сетевые действия, кибермобилизация и организация лежат в основе популярных форм конфликтов, а не только деятельности, связанной с киберпространством, с меньшим воздействием, такой как нарушение работы веб-сайтов. Эти мероприятия требуют участия общественности для успеха и социальных сетей, таких как вирусные организации .
В будущем можно ожидать, что эта форма мобилизации будет еще более эффективной. Развитие искусственного интеллекта, вероятно, изменит характер кибервойны в частности. Вместо того, чтобы полагаться на хакеровлюдей для осуществления своих атак, антагонисты в будущем будут продолжать автоматизировать информационную войну, полагаясь на системы искусственного интеллекта для исследования защиты противника, проведения атак и защиты от искусственного интеллекта противников.
Вполне вероятно, что эта конкуренция может в конечном итоге превзойти человеческий контроль или даже мониторинг.
В современном поле борьбы между суверенной страной и негосударственными субъектами также становится необходимым обратиться к информационной войне, которая ведется в новых и традиционных средствах массовой информации, а также на других технологических платформах, от Интернета до виртуальной реальности и компьютерных игр.
Такие группы, включая террористические организации, продолжают вкладывать усилия в инструменты информационной войны, которые позволяют им преодолевать физический разрыв между этими организациями и их обычными правоохранительными органами и силами безопасности.
Нерегулярные возможности некоторых из этих образований, вероятно, превысят полномочия государств в этом отношении.
Эти в значительной степени асимметричные боевые возможности, которые включают информационную войну, даже расширяют возможности человека вести войну. Хотя концепция асимметричной войны восходит к древним временам, большинство современных конфликтов изменили природу такой борьбы. Как показывает проявление информационной войны, она превращается из закрытого, спонсируемого государством дела в такое, где средства и ноу-хау для ведения боевых действий легко найти в Интернете и социальных сетях . Этот открытый и глобальный доступ к все более мощным технологическим инструментам фактически позволяет небольшим группам объявлять войну государствам. Можно ожидать, что повстанческие группы будут все чаще формировать свободные и неиерархические сети для реализации общего видения. Объединенные этим видением, они обмениваются информацией и совместно работают над задачами, представляющими взаимный интерес.
Киберпространство, в отличие от предметной реальности, обладает особенностями, связанными с опосредованностью коммуникации технологиями. Все это требует трансформации и этики в сфере коммуникации, так как с изменением формы взаимодействия меняются и нормы общения в этой сфере.
«Современная жизнь предполагает, что я наблюдаю за тем, что и как наблюдают другие, и при этом сам наблюдаем другими. Это нетехническое основание кризиса подлинности, реакцией на который является культ аутентичности» . В связи с этим неудивительно, что виртуальная самопрезентация, например, подростков представляет собой набор шаблонных, зачастую гендерно стереотипных элементов: красивых цитат известных личностей, заимствованных картинок/постов, подписок на популярных и известных личностей. Зачастую именно медиа не оставляют им другого выбора .
Самым мощным и эффективным инструментом воздействия на общественное сознание являются СМИ. На первом месте по манипулированию людьми стоит телевидение (далее – TV), т.к. в процессе его восприятия задействуются и аудиальный, и визуальный канал получения информации. Для успешного проведения информационно-пропагандистской компании на TV существуют правила отбора материалов. Они должны быть доступными для понимания, облечены в доступную и интересную (развлекательную) форму. В настоящее время, содержание передач, включая новостные и аналитические программы, рассчитано на возрастной уровень, соответствующий 13 – 14- летнему подростку.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0CC8QF jAC&url=http%3A%2F%2Fstavroskrest.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Ffiles%2Fbooks%2Faronson_pratkanis.pdf&ei=EsACVZKlFovjywOCh 4KQDA&usg=AFQjCNEKZY73At_C2ztuazWyHGJ8gCCNqw&bvm=bv.88198703,d.bGQ. Дата обращения: 16.05.2023.
2) Артамонова И.М. Технологии информационной войны в современных медиа /И.М.Артамонова // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы IV Международной научной конференции (Донецк, 31 октября 2019 г.). – Том 4: Филологические науки. Культура и искусство. Часть 2 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2019. – 410 с. – С. 227-230
3) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018.
4) Ахмадулин, Е. В. Основы теории журналистики: Учебное пособие / Е. В. Ахмадулин. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2008. - 320 с.
5) Бернейс Э. Пропаганда. – [Электронный ресурс]. – URL: http://commondatastorage.googleapis.com/brainmod/book/Edward- Bernays-Propaganda.pdf. с. 4-5. Дата обращения: 16.05.2023
6) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
7) Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебное пособие / Е.Л. Вартанова. – М.: Аспект Пресс, 2003 // URL: http://www.gumer.info/bib-liotek_Buks/Gurn/Vart/52.php/
8) Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – Издательство «Прогресс», Москва, 1981.
9) Гриффин Эм. Коммуникация: теории и практики. Пер. с англ. –Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», Науменко А.А., 2015.
10) Гончаров В. Ю. Концепция информационной войны//ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Сборник материалов VIII Международной научно-практической очно-заочной конференции. Оренбург, 2022. С. 366-370
11) Гончаров Д.К., Григорьева С.Н. Информационные технологии информационной войны//MODERN SCIENCE. 2020. № 7. С. 281-285
12) Дорохин В.Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. No 1. – С. 103-105
13) Игнатьева, А. С. Метафорика научно-публицистического медиа-текста online-формата: дис... канд. филол. наук / А. С. Игнатьева. — Иркутск, 2006.
14) Лукина, М. М., Фомичева, И. Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. -М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. 87 с.
15) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
16) Матисон Д. Медиа-дискурс: анализ медиа-текстов: исследования медиа и культуры. Харьков: Гуманитар. центр, 2013.
17) Матюшенко С.В., Домащенко Г.А. Пятая технологическая революция//АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАХ. Материалы всероссийской научно-практической конференция. Омск, 2022. С. 175-180
18) Минаева Л.В. Стратегическая коммуникация как инструмент продвижения национальных интересов страны // Российская школа связей с общественностью. 2021. No 20. С. 52-76.
19) Минаева Л.В. Стратегическая коммуникация и информационная война//РОССИЙСКАЯ ШКОЛА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. 2022. № 26. С. 59-62
20) Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2014.
21) Пак Е.М. Сетевые платформы как инструмент продвижения СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. No 2. – С. 128-130
22) Политтех. Идеология, пропаганда и агитация. – [Электронный ресурс]. – URL: http://polittech.org/2013/08/16/ideologiya- propaganda-i-agitaciya/. Дата обращения 16.05.2023.
23) Сайфутдинова А. Р. Противоборство в глобальном информационном пространстве//СТУДЕНТ ГОДА 2021. Сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса в 6-ти частях. Том Часть 5. Петрозаводск, 2021. С. 375-380
24) Чихрадзе Д. С. Методы воздействия СМИ на общественное сознание// СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 75-80
25) Шагалова, О.В. Интернет-СМИ: типология и описание / О.В. Шагалова //URL: http://smi.susu.ru/sites/default/files/%20Монография.pdf (дата обращения 16.05.2023).
26) Шарп Д. Общественная оборона. Система вооружения в эпоху постмилитаризма. Вильнюс, 2002
27) Шарп Дж. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения / 2-е исзд., испр. М. Новое издательство, 2012. 84 с.
28) Lasswell H. D. The Theory of Political Propaganda. The American Political Science Review, Vol. 21, No. 3. (Aug., 1927), pp. 627-631