Фрагмент для ознакомления
2
1.Теоретико–методологические основы организации публичной власти в России
1.1 Публичная власть: понятие, сущность, признаки
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект и средства (ресурсы), а также процесс (механизм или метод, с помощью которого субъект и объект взаимодействуют), который приводит в движение все эти элементы.
Власть – это всегда двустороннее взаимодействие между субъектом и объектом. Власть никогда не является отношением только между одним человеком (или одним субъектом). Власть – это отношения зависимости между людьми, когда один человек навязывает свою волю, с одной стороны, а другой подчиняет ее, с другой. Суть власти – это волевые отношения (руководства/контроля/подчинения). Власть предполагает исключительное право субъекта принимать обязательные и значимые для него решения ("авторитетные решения") и возможность принуждать к исполнению принятых обязательств, то есть контролировать субъект. Общество объективно нуждается во власти. Она противостоит анархии и предотвращает деструктивные действия, опасные для всей социальной организации. Авторитет, закон и насилие – это средства, с помощью которых власть обладает способностью и возможностью осуществлять свою волю и оказывать определенное влияние на деятельность и поведение людей [11, с.104].
Чтобы возникли властные отношения, субъект должен обладать следующими качествами:
–воля к власти, т.е. желание доминировать и готовность нести за это ответственность;
–воля к власти, то есть готовность использовать ресурсы и способность нести за них ответственность;
– компетентность, то есть знание рассматриваемого вопроса, состояния и характера подчиненных и способность использовать ресурсы и осуществлять власть.
Воля к подчинению субъекта управления зависит от ряда факторов:
–от качеств человека;
–от качеств человека, от требований, предъявляемых к человеку,
–от средств воздействия на ситуацию и объект подчинения;
–обстоятельства и средства воздействия, имеющиеся в распоряжении субъекта;
–признание субъекта объектом, в соответствии с наличием или отсутствием авторитета.
На сегодняшний день отсутствует нормативно закрепленное определение института публичной власти. Однако стоит подчеркнуть, что данная категория активно используется в научном обороте и имеет особое значение в связи с вступлением в силу Закона № 1–ФКЗ от 14 марта 2020 г[2]. При этом понятие "публичная власть" не просто упоминается в названии самого закона, а вводится в текст Конституции РФ, придавая ему существенное нормативное содержание. Несмотря на отсутствие легального определения понятия "публичная власть", систематический анализ положений ст.3 и 132 Конституции РФ позволяет сформулировать следующее определение данного понятия
Публичная власть – это форма общественных отношений, выражающаяся в самоорганизации людей для управления своими делами (достижения общественных интересов, реализации общего блага) путем принятия обязательных решений и использования профессиональных механизмов и процедур непосредственно или через специально созданные институциональные системы.
Важными характеристиками государственной власти являются следующие:
–целью осуществления власти является достижение (реализация) общественного интереса и, следовательно, осуществление власти на благо всего народа;
–публичная власть направлена одновременно против государства, общества в целом и каждого индивида;
–публичная власть обладает свойством общедоступности: все члены общества имеют возможность участвовать в осуществлении определенных форм власти (реализации определенных властных функций) (например, ч.1 ст.32 Конституции РФ);
–публичная власть осуществляется не только непосредственно народом и его частями, проживающими на определенных территориях, но и через специально созданные органы представительства народа и государственной и муниципальной системы, а также через органы местного самоуправления;
–публичная власть должна быть прозрачной: осуществление публичной власти должно быть открытым и прозрачным, а значит, находиться под своеобразным общественным (народным) контролем [7, с.4].
Учеными разработано несколько подходов к определению государственной власти. Так, многие ученые отождествляют публичную власть с государственной властью; Л.А. Григорян пишет, что термин "публичная власть" означает только "государственную власть". А публичная власть существует в любом обществе"; М.И. Байтин утверждает, что "политическая и государственная власть – это разновидность публичной власти"; Л.И. Каск утверждает, что "публичная власть" была властью и в патриархальных обществах. Аналогично, можно говорить о власти в рамках государственной организации как о "публичной власти".
Другой подход связан с тем, что публичная власть является синонимом государственной или политической власти. В свое время В.Ф. Силенко приравнивал публичную власть к государственной и называл ее государственной публичной властью; И.М. Степашин писал: "Публичная, т.е. политически организованная власть – это власть правящего класса". Ким писал: ". . общественная и государственная власть не тождественны; тождественны общественная и государственная власть, возникающие из политических отношений".
Однако, в отличие от государственной власти, задача публичной власти не в том, чтобы регулировать все и вся, а в том, чтобы наилучшим образом сочетать контроль "сверху" и саморегулирование "снизу".
В советское время понятие "государственная власть" не имело особого значения. Единственной общественно значимой властью была государственная власть. Государственная власть рассматривалась как основное средство упорядочения общественных отношений, а также как инструмент формирования нового общества.
Более точным, на наш взгляд, является определение, предложенное В.И. Савиным. "Государственная власть – это право (возможность) и суверенная власть лица, занимающего государственную или муниципальную должность, воздействовать от имени государства на граждан государства или муниципальных образований в целях реализации политики государства".
В свою очередь, Конституция РФ не использует понятие "публичная власть", а указывает, что народ осуществляет власть через органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому с некоторой долей условности его можно назвать высшим органом государственной власти. Основой создания и функционирования системы публичной власти в РФ является не воля какого–либо органа государственной власти или верховной власти, а воля народа. Исходя из этого, можно сделать вывод, что субъектом публичной власти в РФ является народ, который имеет право осуществлять власть посредством прямой и представительной демократии. Именно народ прямо или косвенно формирует другие субъекты публичной власти – государственные органы и органы местного самоуправления. Субъектом публичной власти всегда является человек, выступающий в различных социальных и правовых позициях.
После принятия Конституции РФ термин "публичная власть" стал использоваться как обобщенное понятие, объединяющее государственную власть РФ, государственную власть субъектов РФ и местное самоуправление.
Публичная власть имеет свою явную форму правления. Однако в юридической литературе нет единого мнения.
Поэтому некоторые ученые считают, что управление – это процесс осуществления власти и его динамика. "Процесс управления – это осуществление государственной власти", – пишет В. Е. Чиркин. Другие считают, что управление – понятие более широкое, чем власть, и что это особая форма – средство управления людьми В. М. Горшенев писал в свое время, что "термин "управление" как содержательный элемент означает способность управлять" По мнению Р. Айринга, управление – это это свободное достижение целей средствами общества в границах, установленных нормами. Другие рассматривают власть не просто как средство контроля, а как непременное условие господства. Контроль как процесс упорядочения и согласования поведения людей невозможен без чьей–то направляющей воли – будь то воля большинства или воля тех, кто лучше отстаивает свои решения. А.А. Югов утверждает, что публичная власть – это процесс влияния, контроля и воздействия на поведение индивидов. Он утверждает, что это процесс
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1–ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"// Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416
3. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
4. Какимова М. Основы теории государства и права. Учебник. М: Фолиант, 2019. 256 с.
5. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
6. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
7. Малютин Н.С. Публичная власть // СПС КонсультантПлюс. 2023. – С.4.
8. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
9. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник для вузов / Л. А. Морозова. – 6–е изд.,перераб.и доп. – М. : Норма:Инфра–М, 2017. – 464с.
10. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
11. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 516 с.
12. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 487 с. – (Высшее образование).
13. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. 568 с.
14. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. – 4–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 582 с.
15. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.