Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА
1.1. Понятие «образ персонажа» художественного произведения
Словарь С. И. Ожегова дает различные определения понятию «образ» в зависимости от сферы применения. Для сферы искусства Ожегов определяет «образ» как «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления». Для художественного – тип, характер.
Понятие образ, подходы к его созданию и процесс его генерации изучаются различными науками, а подходы в изучении разнятся в зависимости от того, на чем та или иная наука концентрирует свои усилия, однако для лингвистики данное понятие имеет особенное значение, с этим связан комплексный подход, предполагающий рассмотрение всех аспектов этого феномена и те языковые среды, в которых он формируется.
Е. О. Опарина пишет, что под термином «образ» в лингвистике понимают «объект, возникающий в сознании человека и отражающий предметы или явления окружающей действительности».
Необходимо отметить, что в рамках данной работы при использовании понятия образ, имеется в виду именно образ художественный.
Одним из первых исследователей, применивших понятие художественный образ является А. А. Потребня. Еще в XIX в. он указал на значимость изучения образа, как аспекта лингвистики.
По мере развития науки лингвистики вырабатывались различные подходы к определению понятия художественный образ. Рассмотрим некоторые из них.
Е. Б. Борисова под художественным образом понимает «фрагмент, обладающий самостоятельной жизнью и содержанием, который создается автором с помощью богатства языка». При этом Борисова в качестве отличительных характеристик образа выделяет сильное авторское начало, т. е. именно автор имеет примат в создании образа и наделении его теми или иными характеристиками, а также экспрессивность, индивидуальность, многогранность. Включая в понятие образ такую характеристику как многогранность Борисова оставляет за потребителем произведения (зрителем, читателем и т. д.) возможность индивидуального восприятие и трактовки образа персонажа.
Е. И. Опарина, В. В. Виноградов, Е. А. Юрина и И. Б. Голуб в качестве главной характеристики образа выделяют именно его языковую составляющую, или языковую форму, под которой понимаются изобразительно-выразительные средства языка, используемые для создания образа.
В работах В. А. Масловой указываются приведенные ниже характеристики художественного образа:
- способствует возникновению ассоциаций с определенными предметами/явлениями окружающей действительности в сознании человека;
- образы входят в состав сигнификата;
- по содержанию образы устойчивы, но по форме воспроизводимы;
- образы являются «иллюстрацией» окружающей действительности;
- наличие в составе образов эмоционально-окрашенной лексики.
В современной науке в целом и в лингвистической науке в частности антропоцентризм оформился в один из ключевых принципов. Кубрякова Е. С. отмечает, что «человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, что он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели. Он знаменует, иными словами, тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования и обусловливает его специфический ракурс».
1.2. Речевая характеристика персонажа художественного произведения как одно из средств создания образа персонажа
В художественном произведении в отличии от научного, где выстраиваются отношения «писатель – читатель», образуется треугольник «писатель – персонаж – читатель», что позволяет писателю выражать свою позицию относительно событий, ситуаций и других персонажей глазами персонажа, устанавливая определённую связь с потребителем произведения через него. Поскольку в данной работе мы исследуем кинотекст, в дальнейшем мы будем оперировать понятием зритель, по аналогии с читателем, со случая литературного произведения. Зритель может контактировать с персонажем двумя способами косвенно или напрямую. Под первым понимается взаимодействие через автора, во втором – без его посредничества.
Как отмечают К. А. Долинина и И. В. Арнольд в целом все лингвистические средства, которые могут использоваться в тексте для создания портрета персонажа, разделяют на имплицитные и эксплицитные.
К имплицитным средствам относятся стилистические средства, например, фоновые знания зрителя, позволяющие ему, верно, интерпретировать образы. К таким фоновым средствам можно отнести топонимы, имена исторических деятелей и личностей и т. п.
В качестве эксплицитного средства выступает описание персонажа (профессия, возраст, социальное происхождение, национальная принадлежность и т. д.) для создания его более полного и точного образа.
И. Я. Чернухина вводить в число эксплицитных средств понятие немаркированной и маркированной лексики. В состав немаркированной лексики входят связанные тематические группы существительных и нейтральных качественных прилагательных. Маркированная лексика передает авторскую оценку субъекта через эпитеты-определения, сравнения, синонимы и антонимы.
Важно отметить, что для создания художественного образа наиболее востребованными языковыми средствами или тропами являются метафора, эпитет, гипербола, олицетворение, градация, оксюморон, литота.
М. И. Котович отмечает, что различные тропы позволяют усилить экспрессию, при их взаимодействии друг с другом. Например, в рамках словесного портрета эпитет, сравнение и метафора часто выступают в единстве: эпитет и сравнение могут быть метафорическими, в то время как метафора может определяться как скрытое сравнение.
Под речевой характеристикой или речевым портретом понимают подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и необработанный синтаксис и т. д., а также излюбленные “словечки” и обороты речи, пристрастие к которым характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
Речевая характеристика - составляющая характеристики героя или персонажа; включает в себя его манеру говорить, излюбленные интонации и словечки, обороты речи, словарный запас, т. е. складывается из самой речи героя и из описания ее особенностей автором.
Таким образом речь персонажей произведения приобретает особую значимость, являясь для зрителя прямым источником информации. Примером характеристики персонажа через особенности его речи, без каких-либо комментариев со стороны автора/повествователя является репродуктивный метод. Под ним подразумевается восприятие зрителем в том виде, в каком она воспроизводится персонажем, без каких-либо дополнительных комментариев. Такой подход непосредственного взаимодействия персонажа со всеми свойственными ему речевыми характеристиками со зрителем дает второму возможность делать выводы о персонаже напрямую, без посредничества автора.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений 4-е изд., доп. — М.: А ТЕМП, 2006. — С. 435
2 Светличная А. А. Художественный образ и средства его создания / Светличная А. А. // «Молодой ученый», Филология, лингвистика, №16 (306), 2020 – С. 213
3 Опарина, Е. О. Языковой образ в коммуникации: Сб. науч. Трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. М., 2017. - С. 85
4 Потебня, А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. – С. 114
5 Борисова, Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). – С.25
6 Борисова, Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). – С.24
7 Опарина, Е. О. Языковой образ в коммуникации: Сб. науч. Трудов / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. М., 2017. - С. 121
8 Маслова, В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. М.: Академия, 2001. – C. 77
9 Кубрякова, Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) / Е. С. Кубрякова // Язык и наука конца ХХ века, 1995. – М.: Институт языкознания РАН. – С. 112
10 Арнольд, И. В. Импликация как предмет филологического изучения // Вопр. языкознания, 1982. с. 83–91
1 Васильева, А. Н. Художественная речь. М., 1983. – С. 217
12 Чернухина, И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984. – С. 81
13 Котович, М. И. Языковые средства создания персонажа в художественном произведении // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. 2015. - С. 66
14Техтология, Режим доступа: [http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/rechevaya-harakteristika-rechevoy-portret/?q=486&n=1548], (Дата обращения: 25.05.2023)
15Русова, Н. Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба [Текст] / Н. Ю. Русова. — М.: Флинта, Наука. 2004. - С. 234
16 Техтология, Режим доступа: [http://www.jurnal.org/articles/2010/fill7.html], (Дата обращения: 25.05.2023)
7 Залевская А.А. Слово. Текст. Избранные труды. М.: ≪Гнозис≫, 2005 – С. 386
8 Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966.- С. 385
9 Хализев, В. Е. Теория литературы. М., 2013. - С. 207
ИСТОЧНИКИ:
21 ORORO. TV Режим доступа: [https://ororo.tv/ru/shows/downton-abbey] (Дата доступа 21.05.2023)
22 ORORO. TV Режим доступа: [https://ororo.tv/ru/shows/downton-abbey] (Дата доступа 21.05.2023)