Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы воображения как познавательного процесса
1.1Сущность понятия воображение: виды и свойства
Воображение можно определить как способность комбинировать образы. Суть воображения заключается в том, чтобы "схватить" целое раньше частей и построить целостный образ на основе одной подсказки. Воображение характеризуется своего рода "отрывом от реальности", созданием новых образов, а не простым воспроизведением известных представлений, что характерно для памяти и внутреннего планирования действий [20, с. 260].
В литературе встречаются различные определения воображения.
Л.С. Выготский утверждает, что "воображение — это не повторение ранее накопленных отдельных впечатлений в том же сочетании или в той же форме, а построение новой последовательности из ранее накопленных впечатлений". Другими словами, добавление чего-то нового в поток наших впечатлений и изменение их, так что в результате этой деятельности появляются новые образы, которых раньше не было, является основой деятельности, которую мы знаем как воображение". [11, с. 438].
Воображение — это психический процесс создания образов объектов, ситуаций и окружения путем преобразования существующих знаний человека в новые комбинации [1, с. 281].
З. Фрейд, отец психоанализа, рассматривал воображение как примитивную, первобытную форму детского сознания. Принцип удовольствия, преобладающий в раннем детстве, отражается в фантазиях и воспоминаниях ребенка. [14, с. 245].
С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение связано со способностью и потребностью создавать новое". Он добавляет: "Воображение — это уход от прошлого опыта и его преобразование. Воображение — это преобразование данного, реализованное в образной форме" [18, с. 317].
Е. И. Игнатьев пишет, что "основной чертой процесса воображения является преобразование и переработка перцептивных данных и других материалов прошлого опыта в какой-либо практической деятельности, в результате чего возникает новое впечатление" [20, с. 230].
Многие исследователи отмечают, что воображение — это процесс создания новых зрительных образов. Эта тенденция связывает воображение с чувственными материальными формами. Суть воображения - синтез, интеграция логического и чувственного.
Существует несколько категорий видов воображения, каждая из которых базируется на некоторых основных признаках воображения [16, с. 232].
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение, которое имеет непроизвольные формы (сны, мечты, фантазии), и активное, практически действующее воображение.
В активном воображении образы всегда создаются сознательно, с условной целью.
Сны. Роль сновидений в жизни человека до конца еще не определена, но известно, что многие важные потребности, которые по разным причинам не могут быть реализованы в реальности, удовлетворяются в сновидениях.
Галлюцинации — это воображаемые образы, практически не имеющие связи с окружающей действительностью. Галлюцинации часто являются результатом психического расстройства организма и сопровождаются сильными переживаниями.
В отличие от галлюцинаций, сны — это совершенно нормальные психические состояния, фантазии о желаниях, часто идеализированное будущее.
Мечты отличаются от грез тем, что они более реалистичны и приближены к действительности, то есть осуществимы.
Мечты являются предпосылкой для реализации творческой способности человека преобразовывать реальность. Мечты дают мотивацию и повод для деятельности, завершение которой откладывается по тем или иным причинам. Таким образом, все, что создано руками человека, по своей природе является воплощением его мечты.
В зависимости от независимости и оригинальности образа, воображение бывает как воссоздающим, так и творческим. Воссоздающее воображение — это представление чего-то нового для человека на основе лингвистического описания или традиционного представления (например, рисунков, схем, нотной записи) этого нового. Этот вид воображения широко используется в различных видах человеческой деятельности, включая обучение. Главным действующим лицом в этом контексте является образ памяти.
Творческое воображение — это создание новых образов без обращения к ранее существовавшим объяснениям или традиционным представлениям. Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов. Почти все человеческие культуры являются результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов ведущая роль памяти утрачивается и заменяется эмоционально окрашенным мышлением [6, с. 56].
Образы творческого воображения создаются различными приемами и методами. Преобразование материи в воображении происходит по определенным, свойственным ему законам. Для воображения характерны определенные процессы, включающие элементы визуализации. Так, обобщающим процессом в создании образов воображения является процесс типизации [24, с. 3].
Типизация как конкретное обобщение заключается в создании сложных, целостных образов, имеющих синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочих, врачей и т.д. [9, с. 41].
Комбинирование, отбор и сочетание определенных признаков предметов и явлений, является еще одним творческим приемом. Комбинации — это не простые механические сочетания исходных элементов или объединения по определенной логической схеме. Комбинации основаны на человеческом опыте.
Подчеркивание, выделение, преувеличение или преуменьшение определенных черт, качеств, аспектов или атрибутов также является важным способом создания творческих образов. Типичными примерами являются карикатуры, шаржи [20, с. 234].
Другим методом, имеющим постоянное значение в образной деятельности, является метод реконструкции, при котором вся структура образа "придумывается" на основе определенных частей, свойств или качеств.
В повседневной жизни существуют метод агглютинации, который "склеивает" различные части, не связанные друг с другом. Например, классические сказочные персонажи: человек-животное, человек-птица.
Преувеличение — это парадоксальное увеличение или уменьшение объекта или его отдельных частей (например, мальчик-с пальчик) [13, с. 455].
Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших функций можно выделить:
1) гностически-эвристическую –позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности;
2)защитную–позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.);
3)коммуникативную – предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценке результата;
4)прогностическую – заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект [7с. 187].
Р.С. Немов отметил, что воображение включает интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий опыт субъекта и входит в разные виды его деятельности.
1.2Этапы развития воображения в онтогенезе
Способность к воображению не дается при рождении. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний и развития всех психических функций. Современная психология
это обширная совокупность исследований, посвященных развитию воображения в процессе онтогенеза. Основные области изучения включают в себя сроки развития в разных возрастах и виды деятельности, которые способствуют его развитию. Существуют следующие стадии развития воображения:
1 стадия (0-3 года) - предпосылкой воображения является представление, которое возникает на втором году жизни; примерно в 1,5 года дети начинают узнавать объекты, изображенные на картинках. Воображение помогает им распознать изображение. Воображение придумывает то, что не запомнилось. Ребенок не придумывает что-то новое, узнавая. Таким образом, воображение — это пассивный процесс. Воображение существует в рамках других психических процессов, на которых заложены его основы. Способность ребенка действовать в воображаемых ситуациях и с воображаемыми объектами является первым свидетельством игры воображения. Первая образная игра, которая появляется на втором году жизни, еще не имеет элементов воображения. Одной из причин появления воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, между ребенком и объектом желания. Ребенок воспринимает основные формы поведения взрослых, но отражает их в общем и условном виде, передавая лишь их смысл и внешний образ [10, с. 75].
По мнению В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, дети не сразу реагируют на предлагаемые взрослыми заменители и играют только с настоящими игрушками. Прорыв происходит тогда, когда они перестают использовать любые заменители, предлагаемые взрослыми. Самым важным фактором для переноса смысла на другие предметы является появление речевых форм. Овладение речью приводит к появлению первых независимых заменителей в игре. Формируются новые формы поведения с использованием субститутов. Выбор субститутов
Замещения становятся осознанными и сопровождаются развернутой речью. Таким образом, в игре маленьких детей появляется творческий элемент. На фоне интереса к новым видам деятельности дети вскоре начинают отклоняться от заданного взрослыми образа поведения и вносить в него свои нюансы. Однако воображение носит репродуктивный характер [13, с.48].
На втором этапе (3-4 года) происходит формирование языковой формы воображения. На третьем году жизни стремление к игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя и требует поддержки и поощрения со стороны взрослых. Главным действующим лицом в игре является развитая ориентация на предметную сторону человеческой деятельности. Эта ориентация начинается с подражания поведению взрослых и переходит к самостоятельному и творческому созданию моделей поведения с предметами на основе реальных объектов. В результате показателями воображения в игре становятся разнообразие сюжетов, поведение в воображаемых ситуациях, самостоятельный выбор альтернативных объектов, гибкость в изменении функции и названия объектов, оригинальность альтернатив игрового поведения и критика чужих альтернатив.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В. В. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. 431 с.
2. Белкина В. Н., Сивкова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Ярославский педагогический вестник, 2017. 345 с.
3. Волкова О. В. Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста // Практические проблемы психологии креативности, 2009. 432 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 96 с.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 2019. 336 с.
6. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб., 2003. 123 с.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003. 654 с.
8. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М., 1956. 167 с.
9. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. М., 2019. 352 с.
10. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 2018. 160 с.
11. Кудрявцев В. Т., Синельников В. В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Вопросы психологии, 2005. 138 с.
12. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1998. 271 с.
13. Микадзе Ю. В. Психологический словарь. / под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. В. Давыдова. М., 1983. 243 с.
14. Оклендер В. Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка. М., 2016. 271 с.
15. Поддьяков А. Н. Психодиагностика интеллекта: выявление и подавление способностей, выявление и подавление способных. М., 2004. 439 с.
16. Резванова Н. В. Методика преподавания для слабовидящего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Светлый, 2015. 12 с.
17. Ремезова Л. А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин. Самара, 2004. 228 с.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. 720 с.
19. Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения. Ростов-на- Дону, 2012. 125 с.
20. Сапего И. Г. Предмет и форма. М., 1984. 304 с.
21. Соловей Л. Б. Факторы, влияющие на развитие воображения детей. дошкольного и младшего школьного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008. 239 с.