Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения лексики обучающихся на уроках английского языка в основной общеобразовательной школе 6
1.1 Лексика как аспект языка 6
1.2 Особенности обучения иноязычной лексике 10
1.3 Анализ УМК за 6 класс на предмет лексических упражнений 14
Глава 2. Практические аспекты применения системы LearningApps.org в формировании лексических навыков обучающихся основной школы 18
2.1 Потенциал LearningApps.org в развитии лексических навыков у обучающихся 18
2.2 Педагогическая работа по формированию лексических навыков у обучающихся 6 класса на основе 22
Заключение 27
Список используемых источников 29
Приложение 32
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы обучения лексики обучающихся на уроках английского языка в основной общеобразовательной школе
1.1 Лексика как аспект языка
Понятие «лексика» многоаспектно, поэтому его следует рассматривать как совокупность слов языка. В контексте нашего исследования наиболее важным является изучение понятия «лексический навык». Психологи (И. А. Зимняя , А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев) и методисты (Е.И. Пассов , А.М. Шамов ) обратили внимание на эту мысль и рассматривали ее с разных сторон.
Под лексическим навыком понимается понимание синтезированного процесса выбора лексической единицы на основе ее значений и сочетания с другими лексическими единицами языка . Кроме того, основой лексических навыков являются лексические динамические связи, которые действуют в форме слов и выражений.
Вопрос формирования лексических навыков в рамках методики обучения ИЯ является одной из важнейших проблем обучения языку в общеобразовательной школе. Знание лексической иноязычной системы и ее практическое использование позволяют развить вербально-семантический уровень вторичной языковой личности обучающегося.
Е.И. Пассов и И.Н. Дмитрусенко указывают на сложность и структуру лексического навыка как элемента овладения иностранным языком. И. Н. Дмитрусенко выделяет три основных компонента лексического навыка:
1) вызов лексической единицы из памяти;
2) объединение лексической единицы с предыдущими и последующими единицами;
3) определение конформности выделения лексической единицы по содержанию .
Рассмотрение отдельных компонентов лексического навыка имеет первостепенное значение, поскольку они отражаются при выборе наиболее подходящих методов обучения и при выборе лексических единиц, предназначенных для формирования лексического навыка в рамках изучения иностранного языка. Согласно Н.Д. Гальсковой лексические навыки делятся на две группы:
― продуктивные лексические навыки, то есть навыки выбора и использования слов в речи и письме;
― рецептивные лексические навыки, то есть навыки распознавания и понимания слов во время чтения и прослушивания .
Лексический навык имеет отношение формы и значения и, по сути, заключается в том, что он вызывает в сознании обучающихся непосредственное значение воспринимаемого слова или его формы и наоборот, требуемое значение вызывает соответствующую форму. В связи с этим в рамках формирования лексического навыка большое значение имеет учет семантической составляющей словаря. Что касается семантических компонентов лексики, то «единицы более дробные, чем значения, составляющие его структуру», являются носителями этих стандартов [идеальных стандартов измерения, которые выделяются в определенных аспектах в проецируемой реальности], и их соответствие признакам проецируемой реальности позволяет выразить этот объект словом» .
Лексический навык тесно связан с концепциями активного и пассивного лексического минимума или словаря. Активный словарь содержит слова, которые обучающиеся часто используют для выражения своих мыслей в устной и письменной форме. Что касается пассивной лексики, то она состоит из лексических единиц, которые обучающиеся должны понимать при чтении и прослушивании английского языка. Кроме того, выделяется так называемый потенциальный словарный запас, состоящий из лексических единиц, которые обучающиеся могут понимать без словарного запаса во время чтения и прослушивания, с навыками угадывания, сформированными на начальном этапе изучения английской языка .
Лексика активного и пассивного словаря может свободно переходится их одного словаря в другой. Более того, объем активного и пассивного словарного запаса варьируется на разных этапах изучения английского языка. Например, к концу периода обучения в начальной школе пассивный словарный запас обычно в четыре-пять раз превышает активный .
Лексические единицы на этапе формирования лексического навыка называются «тематическими примитивами». Тематические примитивы - это традиционные темы, применимые для изучения английского языка (например, семья, дом, город, транспорт, магазин), но они практически не используются в повседневной жизни .
Лексический навык тесно связан с понятием лексическая компетенция, под которой понимается знание словарного состава языка, включающего лексический и грамматический компонент и умение их применять. Начиная с первого этапа школьного образования и заканчивая углубленным изучением иностранного языка, подчеркивается следующее словарное знание обучающихся:
― фонетические и орфографические знания;
― знания этимологии отдельных слов;
― знание различных компонентов значений лексической единицы, денотативного, коннотативного, ассоциаций со словами и т.д.;
― знание словообразовательной структуры слова;
― знание семантической структуры многозначных слов;
― знание грамматической формы слова, его принадлежности к части речи;
― знание наиболее частотных синонимов и антонимов слова;
― знание омонимов;
― понимание сходств и различий со значениями других единиц, входящих в лексико-семантическое поле;
― знание лексической и грамматической сочетаемости слов;
― понимание и интерпретация переносных метафорических знаний лексических единиц;
― знание типичных грамматических моделей, в которых употребляется слово .
Таким образом, под лексическим навыком в этой работе будет пониматься синтезированный, сложный процесс выбора лексической единицы в соответствии с ее значениями и принципами совместимости. Лексический навык делится на два типа (продуктивный и восприимчивый) и имеет трехчленную структуру, которая влияет на его формирование в рамках изучения английского языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Джули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – 2-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. – 136 с.
2. Бадалян, А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А. Х. Бадалян // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 20.05.2023).
3. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников / В. С. Бронская // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 705–706.
4. Гальскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. Москва : Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
5. Давыдова, Ю.Г. К вопросу о понятии «лексическая компетенция» на продвинутых уровнях владения иностранными языками / Ю. Г. Давыдова // Альманах современной науки и образования. 2013. - №5(72). - С. 55-60.
6. Джанелли, М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях / М. Джанелли; пер. с английского Л. Трониной // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 81-98.
7. Дмитрусенко, И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка / И. Н. Дмитрусенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. - №25. - С. 126-127.
8. Еремин, Ю.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие / Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова. - Санкт- Петербург : ООО «Книжный Дом», 2007. - 248 с.
9. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
10. Жежерова, В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка : когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова / В. П. Жежерова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. - №1. - С. 36- 43.
11. Игнатова, И. Б. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранных студентов грамматическим основам РКИ. / И. Б. Игнатова, К. А. Виноградов / / IХ Международная научная конференция «РУСИСТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ». - Одесса, 2006. - 18 с.
12. Коваленко, Е.Г. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка / Е. Г. Коваленко, Ю. С. Цатковская // The Scientific Heritage. - 2020. - №45-7 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-leksicheskih-navykov-mladshih-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 20.05.2023).
13. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие / В.А. Маслова. - 2-е изд., испр. - Москва: Флинта, 2006. - 293 с.
14. Михеева, Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. / Н. Ф. Михеева. – Москва : РУДН, 2010. - 73 с.
15. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2008. - 91 с.
16. Орехова, Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) / Ю. М. Орехова // Крымский научный вестник. - 2015. - №4. - С. 290-300.
17. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – Москва : Просвещение, 2000. – 232 с
18. Пакшиванова, Е.О. Формирование лексического навыка на среднем этапе обучения на уроках английского языка / Е. Об Пакшиванова // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. - 2016. - №48. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksicheskogo-navyka-na-srednem-etape-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 20.05.2023).
19. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – Москва : Русский язык, 1989. — 276 с.
20. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - Москва : Просвещение, 2014. - 239 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2011.
22. Шамов, А.Н. Обучение лексическому аспекту иноязычной речи в трудах П.Б. Гурвича / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2016. - Вып. 3. - С. 13-19.
23. Шамов, А.Н. Лингводидактические основы когнитивного подхода в организации обучения лексике на уроках немецкого языка в средней школе: монография / А. Н. Шамов. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. - 28 с.
24. Шамов, А.Н. Моделирование учебного процесса по овладению лексической стороной иноязычной речи / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе, 2014. - Вып. 2. - С. 2-10.
25. Щукин, А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А.Н. Щукин. – Москва : ВК, 2012. - 335 с.