Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В нынешнее время отмечается рост общей заболеваемости женщин репродуктивного возраста. Примерно 70% беременных женщин имеют разнообразные патологические состояния. Частота нормальных родов не превышает 31%. У больных матерей рождаются, как правило, больные дети. Эти факторы показывают необходимость более чуткого и внимательного отношения к беременным женщинам. Исследователи отмечают приоритет медицинских знаний на этапе практической поддержки женщин во время беременности.
Изучение беременности и родов сводится к изучению физиологических процессов. Проблема психических состояний беременных женщин изучалась, в основном, лишь с точки зрения психофизиологии, по остальным направлениям имеются лишь отдельные теоретические разработки и незначительное число рекомендаций по коррекции психических состояний женщин в период беременности. Психические реакции, возникающие у женщин с момента развития беременности до ее завершения в настоящее время изучены недостаточно. Как отмечают исследователи, неподготовленные женщины приходят к родам с отрицательными эмоциями, непониманием и чувством беспомощности.
Таким образом, актуальность проблемы эмоциональных состояний беременных определяется недостаточной изученностью факторов, влияющих на протекание беременности, а также обоснованностью целей, подходов, средств воздействия на них.
Цель: выявить особенности психоэмоциональных состояний молодых беременных женщин.
Задачи:
1. Дать определение понятию «психоэмоциональное состояние»
2. Изучить психоэмоциональные состояния беременных женщин в молодом возрасте.
3. Выделить перспективы для дальнейшего изучения исследования.
Объект: эмоционально-личностные особенности
Предмет: влияние беременности на эмоционально-личностные особенности женщин.
Гипотеза: существуют особенности психоэмоциональных состояний молодых женщин во время беременности.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по данной проблеме исследования; обобщение материала по проблеме исследования; проведение констатирующего этапа эксперимента; изучение особенностей эмоциональных состояний при помощи различных методик диагностики.
Глава 1. Теоретический анализ психоэмоциональных состояний беременных
1.1. Понятие психоэмоциональных состояний в психологии
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [16]. Психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции ещё недостаточно изучены, авторы интерпретируют это явление по разному.
П. К. Анохин трактует эмоции как физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. Кэрол Изард выделяет одиннадцать базовых эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, смущение (застенчивость), вина [16].
Определение понятия эмоциональных состояний по Л. Куликову в это – варьирование эмоционального фона, изменяющее поведение человека и течение мотиваций, которые выполняют функцию согласования потребностей и стремления человека с его возможностями и ресурсами в данный момент времени [24]. Учёный Е. П. Ильин подразделяет эмоции на первичные и вторичные. Эмоции, которые присущи человеку и животному это первичные эмоции. Сумма двух и более первичных эмоций, это вторичные эмоции. Эмоции и эмоциональные состояния, очень сложная система в организме человека. Она выполняет свою роль и имеет свои виды.
Аффект Е. П. Ильин описывает быстрым возникновением, кратковременностью, большой интенсивностью переживания, бурным выражением, диффузностью, снижением контроля над своими действиями, поэтому аффективное поведение практически неуправляемое [18]. Стресс – сильное, длительное, психологическое напряжение, возникающее у человека, когда его нервная система подвержена эмоциональной перегрузке. Стресс является результатом эмоциональной напряжённости, по мнению Е. П. Ильина [18]. В 1975 году Ганс Селье установил, что существуют три стадии реакции на стресс: тревога, сопротивление, истощение. Тревога – стадия мобилизации. Человек находясь в особых условиях, испытывает внутри повышающееся треволнение [35].
Очень похожи по своим реакциям состояние стресса и фрустрации. Фрустрация (от лат. frustration – обман, расстройство, разрушение планов). Это отрицательное состояние, которое вызвано тем, что человек не может получить свои потребности. Реакции психики на этот обман сугубо индивидуален. Проблема этого вопроса ещё мало изучена. Существует достаточно много теорий фрустрации. В научном мире существует идея этого состояния. Простым языком её можно выразить следующим образом: у меня есть потребность – возникает препятствие – у меня плохие эмоциональные реакции. Выделяются много причин на её возникновение. Подводя итог, можно сказать, что причиной получается неважная живучесть в преодолении судьбы. Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию [12].
Часто повторяющиеся состояния фрустрации, могут перейти в черты характера человека, по мнению Е. П. Ильина, такие как, агрессивность, завистливость, озлобленность, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность [18].
Агрессивность – это физический акт, сопровождающийся эмоциями, считает К. Е. Изард. Согласно взгляду Зигмунда Фрейда склонность к агрессии и агрессивным реакциям поведения выступает первоначальной инстинктивной восприимчивостью каждого человека как представителя данного биологического вида живых существ. Таким образом, агрессию можно предположить естественной реакцией реагирования человека на стресс, фрустрацию его потребностей (актуальных в данный момент), проявление которой сопровождается серией различных негативных эмоциональных состояний, таких как враждебность, ненависть, гнев, озлобленность и т. п.
Таким образом, агрессия является деструктивной формой поведения, она наносит психический или физический вред человеку. Самым сложным видом эмоционального состояния также является страсть. С. Л. Рубинштейн считает, что страсть это стойкое, длительное состояние, которое захватывает человека и овладевает им. Она всегда выражается в собранности сил, сосредоточенности, направленности на единую цель. Для нее характерно своеобразие сочетание активности с пассивностью. Страсть порабощает человека. Индивид является инертным биологическим видом, который находится во власти силы, происходящей от него самого и владеющей им [45].
По концентрации эмоционального реагирования страсть близится к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Такая эмоция вызывается реакцией человека на материальные и духовные потребности: сильное желание чего-либо вызывает в нем вожделение к цели, которое является труднопреодолимым. В действиях человека можно увидеть активность, индивид чувствует подъем сил и чаще всего становится инициативен и импульсивен. Страсть являет собой внушительное, долгое, тотальное эмоциональное состояние личности, которое доминирует над остальными жизненными целями и потребностями человека и, как правило, ведет к сосредоточенности внимания и душевных сил на цели всех человеческих желаний.
Главный показатель страсти – это тяга к активным действиям и осознание того, что страсть захватывает. По сути, эмоциональное состояние страсти можно сопоставить с очень продолжительным состоянием аффекта. Разница заключается в том, что страсть поддаётся контролю, а аффект нет. Период эмоций очень ярок и краток. Периода эмоциональных состояний наиболее длительна и менее интенсивна, чем эмоции.
1.2. Особенности психических состояний женщин в период беременности
Анализ направлений развития в период беременности актуализировал значимость исследования факторов, определяющих характер развития. Современные исследования особенностей личностного изменения в период ее беременности позволяют рассматривать этот период как нормативный жизненный кризис, который по-разному переживается женщинами в зависимости от внутренней картины беременности. Формирующаяся у женщины внутренняя картина беременности рассматривается как комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с ее беременностью, как формирующийся у нее образ беременности, на основе которого она строит свое поведение (Арина Г.А., Тхостов А.Ш., 1990; Васина А.Н., 2005; Волков А.Е., 2003). Внутренняя картина беременности является одним из основных компонентов вторичных, психологических по своей природе симптомов беременности, которые в ряде случаев могут осложнять течение беременности.
В течение беременности меняется сценарий адаптивного поведения, и если процесс адаптации идет успешно, то женщина планомерно продвигается к реализации новой роли – матери (Коваленко Н.П., 2003). Внутренняя картина беременности, по нашему мнению, различается в соответствии с характером развития в этот период.
Нами было выделено три направления развития в ходе этого кризиса: здоровое, адаптивное и дезадаптивное развитие. Адаптивное развитие имеет два варианта:
1) развитие, заканчивающееся успешной адаптацией женщины к своему состоянию беременности, о чем свидетельствуют завершающие период беременности роды;
2) болезненное развитие в период беременности (появление, обострение психических, физических заболеваний, невынашивание беременности).
Анализ литературы позволяет заключить, что внутренняя картина беременности, обнаруживая существенные различия в зависимости от направления развития личности в этот период, определяет, в свою очередь, влияние физиологических, психологических и социальных факторов на эмоциональное и, в целом, функциональное состояние женщины.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы перинатальной психологии: обзор исследований Беляевских В.С., Зарипова Л.З.Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. № 1. С. 537-545.
2. Влияние беременности на психоэмоциональное состояние женщины / М.А. Амвросова, Е.А. Кондратенко, С.Н. Ожигина, Е.В. Тетерина // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2017. – Т. 2. – С. 257-261. – URL: https://e-koncept.ru/2017/570053.htm
3. Грибанова Д.Я. Особенности эмоционального состояния беременных на разных сроках / Д.Я. Грибано ва, С.С. Никонова // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 115-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева / под ред. Д.Я. Грибановой. – Псков, 2018. – С. 221-226. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38033139
4. Добряков, И. В. Перинатальная психология. – 2-е издание. – СПб.: ООО Издательство «Питер», 2015.
5. Захаров, А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение Беременности и родов [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Эксмо, 2010. - 302с.
6. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности и родов : Медико-социальные проблемы: диссертация доктора психологических наук. СПб, 2002. С. 21
7. Коваленко, Н.П. Перинатальная психология [Текст]/ Н.П. Коваленко. М.: Эксмо, 2008. - 304 с.
8. Кулешова К.В. Беременность как период психологической трансформации / К.В. Кулешова, Н.Д. Творого ва // Русский медицинский журнал. Мать и дитя. – 2015. – № 14. – С. 857-860.
9. Лохина Е.В. Влияние медико-психологической подготовки к родам по программе «Счастливое материнство» на психоэмоциональное состояние женщины в период беременности / Е.В. Лохина, Т.С. Качалина // Медицинский альманах. – 2013. – № 2. – С. 199-202. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33829749
10. Лохина Е.В. Влияние психоэмоционального состояния беременной и дородовой медико-психологической подготовки на течение беременности и исход родов : автореф. дис. … канд. мед. наук / Лохина Елена Владимировна ; Моск. гос. мед.-стоматол. ун-т им. А.И. 5. Евдокимова. – Место защиты: Иванов. науч-исслед. ин-т материнства и детства им. В.Н. Городкова. – Электрон. копия доступна на сайте Рос. гос. б-ки. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005532474
11. Лохина Е.В. Особенности психоэмоционального состояния беременных и формирование психологического компонента гестационной доминанты в третьем триместре беременности // Современные проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. – 2013. – № 2. – URL: http://www.science-education.nl/108-9058
12. Мальгина Г.Б. Стресс и беременность: перинатальные аспекты – Екатеринбург, Изд-во Чариод, 2002. – 188с.
13. Манухин И.Б. Роль психопрофилактической подготовки беременных к родам / И.Б. Манухин, К.А. Силаев. – DOI 10.17116/rosakush20161669-13 // Российский вестник акушера-гинеколога. – 2016. – № 6. – С. 9-13.
14. Мягкова М. А. Основные направления изучения материнства в отечественной психологии [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 69-72.
15. Нечаева М.А. Классификация и психологическая диагностика отношения к беременности / М.А. Нечаева, М.А. Беребин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. №17 (193). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-i-psihologicheskayadiagnostikaotnosheniya-k-beremennosti
16. Особенности изменений структуры психоэмоциональной сферы у женщин по триместрам беременности / С.И. Знаменская, А.Г. Киселев, Е.А. Шаповалова, И.М. Максимова // Журнал акушерства и женских болезней. – 2012. – Т. 61, № 6. – С. 30-35.
17. Рылова О.В. Влияние различных методов дородовой подготовки на течение беременности, качество жизни и психоэмоциональный статус женщин : автореф. дис. … канд. мед. наук / Рылова Ольга Викторовна ; Самар. гос. мед. ун-т. – Самара, 2009. – 28 с.
18. Семенова М.В. Психологические особенности и состояние здоровья беременных женщин, угрожаемых на преждевременные роды / М.В. Семенова, Д.А. Набеева // Современные проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. – 2015. – № 3.
19. Силаев К.А. Влияние современной методики дородовой психопрофилактической подготовки беременных и альтернативных способов вагинального родоразрешения на течение и исход родов : автореф. дис. … канд. мед. наук / Силаев Кирилл Алексеевич ; Моск. гос. мед.-стоматол. ун-т им. А.И. Евдокимова. – Москва, 2018. – 26 с.
20. Силаев К.А. Психопрофилактическая подготовка к родам: новое о старом / К.А. Силаев, И.Б. Манухин, С.П. Синчихин // Астраханский медицинский журнал : электрон. версия журн. – 2016. – № 4. – С. 43-50. – URL: http://www.astmedj.ru/index.php/amj/issue/view/34/34
21. Скрипицкая Т.В. Психологическое сопровождение беременных женщин в рамках программ по подготовке к родам [Текст] / Т.В. Скрипицкая. М.: Аналог, 2009. - 84 с.
22. Соколова О.А. Личностный кризис женщины в период беременности / Соколова О.А. // Личность и бытие. – Краснодар, 2005. – С. 80-86.
23. Тютюнник В.Л. Психоэмоциональные расстройства при беременности. Необходимость их коррекции / В.Л. Тютюнник, О.И. Михайлова, Н.А. Чухарева // Русский медицинский журнал. – 2009. – № 20. – С. 1386-1388.
24. Филиппова Г.Г. Психологические факторы нарушения беременности и материнства. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции. / Под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. – с.- 35-36.
25. Хломов К.Д. Влияние психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей на течение беременности у женщин с угрозой прерывания / К.Д. Хломов, С.Н. Ениколопов // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 26. – С. 148-153.
26. Чумакова Г.Н., Сидоров П.И., Щукина Е.Г. Перинатальная психология – СПб.: Специальная литература, 2015.