Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Проблема одиночества пожилых людей
1.1. Положение пожилых людей в современном российском обществе
В современном российском обществе существует, пожалуй, единственная социальная группа, экономический статус которой оказался жестко привязанным к такому, сравнительно нейтральному с точки зрения стратификации показателю, как возраст. Достижение пенсионного возраста и прекращение трудовой деятельности есть всего лишь переход на новую социальную позицию, однако в наших условиях этот переход почти всегда является не просто изменением, а нисходящей мобильностью, потерей прежнего социального статуса.
В таком случае возраст - не просто очередной рубеж, а величина «знаковая», аккумулирующая почти все другие «факторы риска»: ухудшающееся здоровье, недостаточно высокое или устаревшее образование, низкий («пенсионный») уровень материальных возможностей, потребительские запросы по стандартам прошедшей эпохи, проблематичная занятость и т.п.
В Российской Федерации к категории старшего поколения относятся женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет в связи с нормативно установленным пенсионным возрастом по старости. Следующая возрастная группа лиц именуется пожилыми людьми, и третья — лица пожилого, старческого и престарелого возраста. Всемирная организация здравоохранения относят лиц в возрасте от 60 до 74 лет к пожилым, 75 лет и старше — к старым, от 90 лет и старше — к долгожителям. Эксперты ВОЗ, ссылаясь на решение ООН от 1980 г. рекомендуют возраст в 60 лет рассматривать как границу перехода в пожилой возраст.
В нашей стране этот возраст называют «периодом дожития», в общей численности населения страны число людей этого возраста составляет 22,7 %.
Переход из зрелого трудозанятого возраста в пенсионный для многих россиян часто является кризисом, который влечет за собой новые проблемы и новый стиль жизни. Он может сопровождаться изменением занятости в трудовой сфере — главного источника существования, сменой социального окружения на семью, соседей и друзей, отходом от привычных социальных ролей и примирением с новыми.
Пожилые люди являются самостоятельной категорией граждан со своими потребностями, особенностями и проблемами. Одной из мало исследованных проблем является одиночество пожилых людей. В целом, феномен одиночества мало исследован, имеет трудности выражения в статистических данных и требует большего внимания со стороны специалистов. Одиночество можно охарактеризовать, как ощущение человеком отсутствия или нерегулярности социальных связей, которое приводит к негативному эмоциональному состоянию. Признаки одиночества пожилых людей :
- ощущение отдаления от окружающих;
- чувство ненужности; - страх покинутости;
- тревога и пессимистичный взгляд на мир; - снижение активности. Одиночество делят на три вида. Хроническое одиночество, как правило формирующееся по истечении двух лет потери контактов с семьей и друзьями. Ситуативное одиночество, формирующееся в результате стрессовой потери социальной связи (смерть близкого человека). Приходящее одиночество, формирующееся в результате смены ценностей, деятельности или обстановки. Исходя из этого, можно разделить одиночество на внутреннее и внешнее. Первое характерно при ситуативном одиночестве и происходит по воле человека в силу необходимости эмоционального уединения, второму свойственно появляться в силу потери социальных связей, как правило не по желанию человека. Стоит так же разделить одиночество пожилых людей по гендерному признаку. Это прослеживается после выхода на пенсию, когда пожилые люди лишаются трудовой занятости, но женщины быстро перестраиваются на бытовую занятость, мужчинам это менее свойственно. Нельзя не отметить существование вынужденного одиночества, обусловленного физическими ограничениями здоровья пожилого человека. Это связано с процессом старения, собственно, как и психологические трудности, возникающие в результате потерь ровесников по естественным причинам, неизвестности перед будущим и прекращения трудовой деятельности.
Выделяют следующие причины одиночества пожилых людей [2]:
- смена или потеря интересов; - смена характера, отталкивающая желание окружающих к коммуникации; - потеря социальных связей с близкими людьми; - сужение круга общения в результате утрат; - превращение трудовой деятельности; - психические и физические нарушения. Проблема одиночества пожилых людей требует внимания психологов, социологов, специалистов по социальной работе, медиков, демографов и в целом, государственного регулирования, которое помимо социально-экономической помощи, должно включать общество в решение этой проблемы.
На государственном уровне разрабатываются механизмы решения проблем пожилых людей, функционируют социальные организации, оказывающие медицинскую и бытовую помощь, организовывают досуг, но необходимо также создавать условия для реализации потенциала пожилых людей. Это подтверждается теорией активности в социальной работе с пожилыми людьми, которая прослеживает взаимосвязь потери трудовой занятости пожилым человеком, а вместе с ней и потерей возможности продолжать самореализацию и проявлять активность, в силу чего объективно создается потребность в поиске новой занятости пожилым человеком.
Такая занятость должна включать в себя возможность проявления коммуникации и осваивать социально значимые роли, что поможет не потерять полноценность жизни, которая сложилась в до пенсионном периоде, эту гипотезу подтверждают постулаты, выявленные из принципов ООН:
- необходимо поддерживать спонсорские организации, деятельность которых способствует улучшению условий жизнедеятельности пожилых людей; - необходимо организовывать комплексную социальную защиту пожилых людей; - необходимо содействовать межпоколенной коммуникации посредством социально-досуговой деятельности; - необходимо включать пожилых людей в общественные процессы и в решение вопросов, связанных с их развитием. Согласно этим принципам, главным инструментом в организации благополучной жизни пожилых людей является содействие развитию их социальной активности.
На сегодняшний день этому способствуют разные учреждения социального обслуживания граждан, которые наряду с социально-психологической поддержкой, оказывают образовательно-досуговые услуги, например, обучение английскому языку или компьютерной грамотности. Это формат клубной работы, которые нацелен на удовлетворение потребностей пожилых людей и способствует решению проблемы одиночества пожилых людей, но в результате вышесказанного, можно выделить другие направления деятельности, способствующие решению проблемы одиночества пожилых людей через решение сопутствующих проблем: - совершенствование медицинского обслуживания; - создание возможностей для сохранения самооценки, самореализации и поиску новых социальных ролей; - вовлечение пожилых людей в общественную деятельность; - формирование позитивного образа пожилых людей в социуме; - сохранять возможность проявления ответственности пожилыми людьми в решении их проблем.
Проблема одиночества пожилых людей в большинстве случаев взаимосвязана с другими проблемами этой категории и требует комплексного подхода в ее решении.
Возникает интересный социальный феномен: старшее поколение, являющееся номинальной (возрастной) группой выступает носителем достаточно гомогенной экономической субкультуры.
Основными чертами последней являются:
- сильная ориентация на «выживание» с сохранением привычного уровня потребления;
- осознание необходимости продолжения трудовой деятельности в условиях острого дефицита рабочих мест, доступных пожилому человеку;
-утрата на рынке труда стратифицирующего значения со стороны такого фактора как образование: последнее перестает быть своеобразным капиталом, не только не определяет перспективы, но не гарантирует даже элементарной занятости;
- невостребованность на рынке престижных и достойно оплачиваемых профессий и, как следствие, готовность на любую работу;
- переориентация на труд в домашнем или приусадебном хозяйствах, т.е. на сферы занятости, где нет прямой прибыли или вознаграждения, но возможна максимизация полезности;
- отношение к деньгам как к средству накопления (на «черный день»), а не как к средству получения прибыли или источнику развития,
- накопление не от избытка средств, а как следствие минимального потребления;
- снижение запросов, изменение не только объемов, но и самой структуры потребления;
- актуализация потребности в патернализме со стороны государства (социальная защищенность, стабильность и предсказуемость, контроль над «сверхдоходами») с целью обеспечения если не прежней стабильно-уравнительной системы, то хотя бы от «справедливого» неравенства;
- обращение к «традиционным» ценностям бережливости ,честного труда, крепкой семьи отчасти из ностальгических соображений и в противовес широко распространенным «современным взглядам»;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. БегидоваТ.П. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с инвалидами: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.П.Бегидова, М.В.Бегидов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 98 с.
2. БегидоваТ.П. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с инвалидами: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.П.Бегидова, М.В.Бегидов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 98 с.
3. БороздинаЛ.В., МолчановаО.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Московского университета, 1988 г. 11. БороздинаЛ.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета, 2011 г.
4. ВовкА.И. Методология преобразующего взаимодействия. // Реальность и субъект. — 2000. — Т. 4. — № 1–2.
5. ГершунскийБ.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. — 2002. -№ 7. — С. 3–12.
6. ГригорьеваИ.А., КеласьевВ.Н., ПервоваИ.Л. Теории социальной работы и реалии социального благополучия. Коллективная монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2012–173 с. 23.
7. ДовыденковВ.Н. Концепция развития вспомогательных средств ориентирования инвалидов по зрению с использованием мобильных устройств. -СПб: Из-во Политех. Ун-та, 2018. — 62 с. 177
8. КозловаТ.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. Москва, 2003 г.
9. Лобода М. Новые технологии в социокультурном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов // Вопр. социал. обеспечения. - 2009. - № 10. - С. 11-13.
10. МаронА.Е., СтепановаМ.В., РезниковаА.В. Непрерывное образование людей пенсионного возраста: педагогическая модель //Человек и образование № 3 (56) 2018 с. 106–110.
11. НагорноваА.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Ю.Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 133 с.
12. НагорноваА.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Ю.Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 133 с.
13. Нестерова Г.Ф. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. - М. : Академия : Моск. учебники, 2011. - 320 с.
14. СвердловА.З. Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно- образовательном пространстве: монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2018. — 144 с.
15. Соколова В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста : учеб. пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая ; Рос. акад. образования, НОУ ВПО "Московский психологосоциальный ин-т". – М. : Флинта : НОУ ВПО " МПСИ", 2012. - 194 с.
16. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми : учеб. пособие / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М. : Дашков и Кш, 2003. - 295 с. - Библиогр.: с. 293-296.
17. Щукина, Н. П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: 2004. - 235 с.