Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1.Теоретические основы понятия «музыкальная культура» и «музыкальное восприятие» в современной педагогике и психологии
Музыкальная культура и музыкальное восприятие являются неотъемлемой частью эстетического воспитания. В педагогике музыкальное обучение и воспитание интерпретируются как процесс организованной ассимиляции фундаментальных элементов социального опыта, трансформированных в различные формы музыкальной культуры.
В исследовании Г. В. Шостака музыкальная культура понимается как сложное интегративное образование, которое включает в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях.
Согласно деятельностному подходу к культуре М. С. Кагана, культура - это проекция человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивид, группа или пол) и включает в себя три модуса: культура человечества, культура социальной группы, культура личности.
Музыкальную культуру человека можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы. Он может различать два компонента:
индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкальное и эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, приобретенные в результате практической музыкальной деятельности;
музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, к которой относятся произведения популярного и профессионального музыкального искусства, используемые в работе с детьми, и различные учреждения, регулирующие музыкальную деятельность детей.[10,с 43]
Понятие возрастной музыкальной субкультуры можно представить как совокупность музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи выделяют такие его компоненты, как: внутреннее принятие или неприятие определенных жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкальный и литературный фольклор и др.
Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - это составляющая музыкальной культуры, которая представляет собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.
Некоторые аспекты эстетического сознания изучались в педагогических и психологических работах С. Н. Беляевой-Кострской, Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, М. Нильсона, А. Катинене, О. П. Радыновой, С. М. Шоломовича и др.
Элементы музыкально-эстетического сознания, выделенные О. П. Радыновой:
потребность в музыке является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке; возникает рано при потребности в общении со взрослым в музыкальной среде, насыщенной положительными эмоциями; развивается с приобретением музыкального опыта и с 6 лет, постоянный интерес к музыке может;
эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; сочетает эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Он писал « "чтобы понять музыкальное произведение, важно пережить его эмоционально и обдумать уже на этой основе".
развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
музыкальный вкус - способность наслаждаться музыкой, ценная в художественном отношении; не является врожденной, формируется в музыкальной деятельности;
оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусам, рассуждениям.
Людмила Валентиновна школьная, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, Искусство видеть, искусство чувствовать, Искусство мыслить. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии ее "индивидуального космоса" - я вижу, я слышу, я чувствую, я думаю, я действую.
Структура понятия "музыкальная культура" очень разнообразна, в ней можно выделить множество составляющих, параметров музыкального развития: уровень развития пения, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности и др. Но развитие, продвижение детей в различных аспектах понимания музыки все еще не является частью музыкальной культуры.
Компоненты должны быть обобщены, осмысленно выразить самое важное в нем, стать общими по отношению к частному.
Такой основой могут и должны быть новообразования в духовном мире ребенка, которые развиваются в результате преломления в его мыслях и чувствах морального и эстетического содержания музыки.
Ю. Б. Алиев считает, что основными критериями, определяющими развитие музыкальной культуры школьников, являются:
уровень развития художественных предпочтений;
вовлечение учащихся в область художественного творчества;
осведомленность о художественной культуре общества.
Аналогичные компоненты приписываются Л. В. Школьяру:
музыкальный опыт школьников;[9,с 54]
музыкальная грамотность;
музыкальное и творческое развитие школьников.
Критериями музыкального опыта могут быть:
уровень общей осведомленности о музыке;
наличие интереса, определенных предпочтений и предпочтений;
мотивация обращения ребенка к той или иной музыке - что ребенок ищет в ней, чего он от нее ждет.
В современной литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс мышления, формирования музыкального образа в сознании человека. Основой этого процесса является оценочное отношение к воспринимаемому произведению»
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит это в процессе всевозможных музыкальных занятий.
Например, чтобы выучить песню, ее нужно сначала прослушать, исполняя песню, важно прислушиваться к чистоте интонации мелодии, выразительности ее звучания; переходя к музыке, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать его отношение к работе в движении.
Однако восприятие музыки также является самостоятельным занятием в классе. В методической литературе это определяется как слушание или слушание-восприятие.
Здесь учащиеся знакомятся с более сложными музыкальными произведениями, чем те, которые они могут исполнить сами. Однако процесс прослушивания таких произведений не ограничивается только знакомством с музыкой. Важно развивать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также музыкальный интерес и вкус.
Таким образом, основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное прослушивание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, с помощью движения, игры на простейших музыкальных инструментах, а также озвучивания предметов) способствуют развитию интересов учащихся, формированию музыкального вкуса.
Музыкальное восприятие характеризуется определенными свойствами. Некоторые из них специфичны для музыкального восприятия (эмоциональность, образность), другие являются общими для всех типов восприятия (целостность, осмысленность, избирательность).
Свойства музыкального восприятия в настоящее время изучаются только теоретически и экспериментально. Чтобы судить о них, можно опираться на высказывания музыкантов-теоретиков, педагогов и на наблюдение конкретных проявлений этих свойств в восприятии музыки.
М. П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно формировать у детей элементарные навыки восприятия музыкальных структур, поскольку анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие.
Однако Б. М. Теплов писал, что одной из педагогических трудностей в развитии восприятия музыки является сохранение эмоционального настроя при растущем осознании.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров Ю. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 2020.
2. Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. - Воронеж, 2018.
3. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский. - М.: Музыка, 2019.
4. Арчажникова Л. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 2019.
5. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М. - Л.: Музыка, 2018.
6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 2021.
7. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. - М.: Педагогика, 2020.
8. Блонский П. П. Развитие мышления школьников. // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
9. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2017.
10. Возрастные и индивидуальные особенности развития образного мышления учащихся / Под. ред. И. С. Якиманской. - М., 2021.