Фрагмент для ознакомления
2
1 История возникновения готического романа
1.1 Становление готического романа как жанра мистической литературы
«Готическую» литературу называют литературой мистики, ужасов, черного фэнтази. Действительно, готика не мыслится без привидений, вампиров, встающих из могил мертвецов, семейных тайн и скрытых преступлений. События разворачиваются в «странных», «проклятых» местах – в старинном замке, имеющим дурную славу, мрачном особняке, расположенном неподалеку от кладбища, или в заброшенной оскверненной церкви. Само место должно навевать на читателя ужас и предчувствие «страшных» событий, нагнетать мрачную атмосферу.
Главные герои готических произведений не имеют какого- то определенного типажа, но чаще всего это молодые девушки, волею судьбы, оказывающиеся в странных, загадочных обстоятельствах. Что интересно, в готической литературе герой часто оказывается на стороне несчастных, которые являются ему в виде призраков, приведений, или каких- то других мистических существ, которые были убиты. Таким образом главный герой в готике становится соединяющим элементом между миром живых и миром мертвых.
В готической литературе, и как мне кажется, еще этим она интересна читателю, нет конкретного деления окружающего мира на зло и добро. Призраки оборотни не всегда изображают отрицательных персонажей на страницах готических романов, и наоборот, милая девушка может оказаться жестокой убийцей. Мир готических героев очень размыт и этим уникален, такая литература дает герою выбор, на чьей оказаться стороне. Впрочем, реалистически типизированные герои литературы XIX века и современной беллетристики тоже порой напоминают условных персонажей готической прозы.
Опорным моментом для выделения «готической» литературы в самостоятельное течение является, прежде всего, тот факт, что наряду с нею в эпоху предромантизма развивались и другие литературные направления. Так, продолжает существовать сентиментальная традиция, наиболее ярким выражением которой в предромантизме Англии стал роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760 – 1768); рядом с готическим романом появляется авантюрно-психологический роман Уильяма Годвина «Калеб Уильямс» (1794). И все эти направления нашли своё отражение и в готической литературе. Кроме того, многие литературоведы обращали внимание на специфическую, особенную «готической» литературы. Область непознаваемого как вне человеческого сознания, так и внутри него, сверхчувственное, необъяснимое в мире, обществе и человеке привлекает целую плеяду новых писателей, в творчестве которых формируется, соответственно, новый художественный метод.
У литературной готики есть четко обозначенная дата рождения в 1764 Хорас Уолпол опубликовал повесть «Замок Отранто». И снабдил ее подписью готик сторис.
Весь сюжет романа разворачивается в пяти главах, на протяжении которых в замке случается череда загадочных сверхъестественных событий . Владелец титульного замка Отранто – Манферд, чтобы избежать древнего пророчества и сохранить поместье идёт на преступления, против своего же рода. Казалось при таком банальном сюжете, роман должен остаться незамеченным, но при этом сюжетная линия сразу же захватывает читателя. В ней есть всё, и проклятие рода, и мистическое пророчество, и загадочные убийства. Уолпол вводит готические элементы, которые определяют сюжет, такие как загадочные смерти и давно скрытые тайны, мрачная атмосфера замка, и страшный конец, который оставляет главного героя один на один со своми преступлениями. И, конечно, же финал истории очень символичен- древнее пророчество сбывается, в результате вмешательства потусторонних сил. Готические мотивы в произведении превозносят средневековую историю и традиции.
Повесть была необычайна популярна у читающей публики в то время и к 1800 году выдержала 21 издание. Эта повесть положила начало волне всеобщего увлечения готическим романом, прокатившейся в литературе на рубеже 18 – 19 веков. Это произведение породило своеобразный новый литературный жанр. Для которого были характерны: связь с потусторонним миром, разные мистические, таинственные, полные загадок события, создание атмосферы страха, непонимания, ужаса и жутких. Чаще всего семейных тайн. Это произведение можно назвать родоначальником, из которого вырос обширный слой литературы ужаса и мистики.
Интересен сам по себе термин готика. Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Однако при этом стоит отметить, что стиль готика в литературе, отличается от стиля готика в той же архитектуре, и подразумевает под собой абсолютно разные направления.
Готические романы имели читательский успех в конце 18 века. Такие предпочтения были обусловлены эпохой. Закат века Просвещения отмеченный великой французской революцией поставил личность человека в ситуацию дискомфорта. Подход к действительности требовал эмоциональных и иррациональных элементов. У готики появилась достаточно серьезная функция. Истории, рассказанные в готическом стиле давали возможность отвернуться от реальности, многие мотивы готической повести были переняты у кладбищенской мистики. Развалины, заброшенные церкви, старинные кладбища всё это создавало неповторимую атмосферу неизведанности и тайны, которую хочется открыть. Загадочные и жуткие смерти, семейные тайны, необъяснимые исчезновения героев, призраки все это ставилось в противовес литературы рациональности. За два с половиной столетия литература готического романа сформировалась в целый художественный пласт содержание и границы которого были неоднозначны, поскольку неоднозначными были и понимания исследователями свойств и признаков готической литературы. Еще одной предпосылкой становления готического романа можно назвать вспыхнувший небывалый интерес среди населения к спиритическим сеансам. Повальное увлечение этим, попытки связаться с миром мертвых, чтобы узнать своё будущее несомненно подтолкнуло литературу к развитию жанра готической литературы.
Признанными канонами готической литературы стали романы: "Франкенштейн, или Современный Прометей", роман Мэри Шелли, "Грозовой перевал", роман Эмили Бронте, "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", повесть Стивенсона, "Дракула", роман Брэма Стокера и многие другие. Эти произведения со временем набирали все большую популярность и до сих пор выдерживают небывалую конкуренцию с современной литературой. Хотя современного читателя трудно напугать чем- либо, классическим готическим произведениям это удается с лихвой.
Несомненно, возникал и интерес к готической архитектуре, поэтому главным местом действия готического романа становился старинный замок, либо поместье, старинным аббатством. Классификации готической литературы масса, она разделена и на жанры и на под жанры. Но одним из существенных признаков готического романа становятся психоэмоциональное состояние главного героя, сопровождающееся бредом, галлюцинациями. Хождениями во сне, обмороками и т. д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Г.Ф. Лавкрафт. Ужас и сверхъестественное в литературе. Хребты безумия. М., 2006; С. 649
2 А. Чамеев . О традициях «старого доброго страха» или об одном несерьезном жанре британской литературы . C-Пб., 2008; С. 5.
3 Н. Соловьева. В лабиринте фантазии сказка. Комната с гобеленами: английская готическая проза. С-Пб., 2007.
4 Г.Ф. Лавкрафт . Ужас и сверхъестественное в литературе . Хребты безумия . М., 2006; С. 660.
5 А. Чамеев. О традициях «старого доброго страха» или об одном несерьезном жанре британской литературы . Дом с призраками .С-Пб., 2008; С. 8.
6 В. Скотт. О «Замке Отранто» Уолпола . Влюбленный дьявол . См-к., 1992; С. 213.
7 В. Скотт. О «Замке Отранто» Уолпола . Влюбленный дьявол . Смоленск, 1992.
8 В.М. Жирмунский, Н. А. Сигал. У истоков европейского романтизма . Фантастические повести . М., 1967. http://www.feb-web.ru
9 Вацуро, В. Э. Готический роман в России / В.Э. Вацуро. —М. :
Новое лит. обозрение, 2002 – 542 с.
10 Волков И.Ф. Теория литературы. — М., 1995 – 532 с.
11 Гаспаров М. Л. "Снова тучи надо мною..." Методика анализа //
12 Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. — М., 1997 — 9-
20 с.
13 Готическая традиция в русской литературе / под ред. Н. Д.
14 Тамарченко. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008 – 349 с.
15 Григорьева Е.В. / Готический роман и своеобразие фантастического
в прозе английского романтизма. Дисс. канд. филол. наук. Ростов,
1988 – 204 с.