Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. МАРГИНАЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Маргинальность как показатель нестабильности общественной системы
В современной социологической науке нет единого мнения относительно универсального теоретического подхода к объяснению такого социального феномена, как аддиктивное поведение молодежи. При изучении этой проблемы исследователям приходится работать с широким спектром социологических теорий, основными из которых являются концепции социологии девиантного поведения и социального контроля. Использование этих теорий служит инструментом для выявления специфики аддиктивного поведения, позволяет очертить определенные границы рамок его изучения.
Одной из теорий, объясняющих причины и особенности проявления аддиктивного поведения среди молодежи, является теория маргинальности. Это определение в социологической науке допускает множество интерпретаций. Классическое определение признает следующее. Маргинал - это индивид, который находится за пределами своей социальной группы, потому что утратил свои прежние социальные связи и не адаптировался к новым условиям жизни. Также, данное определение может дать характеристику не только социального, но и эмоционального состояния индивида, что подразумевает под собой «дезорганизованность, отчужденность, бессмысленность существования непричастность, изолированность, разрушение жизненной организации».
Таким образом, маргинальность - это «пограничность, периферийность или промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям. Главный принцип маргинализации - разрыв духовных, экономических и/или личностных связей» [3, с. 233]. Состояние, характерное для данного термина, выделяется в целом инфантилизмом, который включает в себя боязнь будущего, чувство неуверенности, постоянного стресса. Как правило, в проблемах, которые касаются лично их, маргиналы видят причину не в себе и своем образе жизни, а стараются обвинить в этом других людей или другие социальные группы.
Что касается аддиктивного поведения, то маргинальность в рассматриваемом случае служит обозначением неопределенного социального положения человека в обществе. Основной причиной этого является слабое погружение индивида в социальную жизнь из-за ряда объективных или субъективных факторов. То есть маргиналы - это те члены общества, которые не участвуют в производственном процессе, не выполняют социальных функций, не имеют социального статуса и существуют на те средства, которые либо добываются в обход общепринятых институтов, либо предоставляются им из государственных фондов.
Исходя из вышеизложенного, молодые люди подвергаются риску маргинализации, поскольку в большинстве случаев их представители в силу объективных обстоятельств не имеют стабильного социального статуса. Это связано с низким материальным достатком, который обусловлен либо полным отсутствием работы, либо наличием низкооплачиваемой. Как правило, молодые люди изначально не обладают профессиональными компетенциями и навыками, а только приобретают их, что обуславливает отсутствие соответствующего социального статуса. Этот период - просто благодатная почва для маргинализации личности. Изучая феномен маргинальности, социологи отмечают существование основных подходов к рассмотрению этого феномена:
1. Структурного. Рассматривая структурную маргинальность, необходимо обозначить ее доминирующее положение в соответствии с двумя другими, поскольку оно показывает социальный статус человека в социальной иерархии общества. Молодые люди, как правило, занимают очень низкое положение в социальной иерархии, согласно совокупности факторов, описанных выше. Однако это явление временное, поскольку у молодых людей есть шанс и тенденция улучшить свое социальное положение в связи с существующими тенденциями к развитию и совершенствованию.
2. Ролевого. Ролевая маргинальность проистекает из описанной выше структурной маргинальности и связана с выполнением индивидом нескольких пограничных социальных ролей.
3. Культурного. Культурная маргинальность подразумевает определенные ценности молодых людей, которые могут не совпадать с ценностями, преобладающими в обществе.
В результате такой сознательной социализации формируется модель аддиктивного поведения, в том числе с маргинальными проявлениями. Эти проявления могут принимать форму бродяжничества и сознательного исключения себя из социальной системы. По словам Ю. Антонян, корень такого поведения кроется в "бессознательном желании сохранить свою субъективно-личную и социальную разотождествленность". Формирование такой специфики самоидентификации связано с характером ранних внутрисемейных отношений индивидов."
После потери социального статуса и, возможно, собственной идентификации индивид вынужден перестраивать свою систему ценностей, которая идет вразрез с общепринятыми в обществе нормами. Это может быть следствием проблем в семейной жизни, конфликтов в учебном заведении, неудач в личной жизни, отсутствия друзей и непонимания со стороны взрослых. Следует отметить, что большинство молодых людей, являющихся проводниками аддиктивного поведения, не страдают психофизиологическими расстройствами и не имеют психических отклонений.
Это позволяет нам сделать вывод, что формирование аддитивного поведения не подразумевает болезненного состояния, а значит, люди принимают новый статус сознательно. Для большинства молодых людей причины такого поведения кроются в сочетании социальных, экономических и культурных факторов, которые приводят к изменению социального облика. Субъективные причины аддитивного поведения, характеризующие образ жизни молодых людей, необходимо дополнить объективными, отражающими их образ жизни.
1.2. Теоретические основы концепции маргинальности
Термин "маргинальность" был впервые введен в научный обиход социологии американским социологом Робертом Парком в 1930-х годах двадцатого века. Он описал социально-психологическое состояние иммигрантов, прибывающих в Соединенные Штаты со всего мира. Согласно его рассуждениям, этот термин ассоциируется с "сомнениями индивида в своей личной ценности, с неопределенностью дружеских отношений, постоянным страхом быть отвергнутым, склонностью избегать неопределенных ситуаций, болезненной застенчивостью, одиночеством, чрезмерной мечтательностью, чрезмерным беспокойством о будущем".
В основе теории А. Смита лежало стремление взглянуть на человека с трех точек зрения - моральной, гражданской (государственной) и чисто экономической. Заслуга А. Смита заключается в том, что он первым попытался объяснить экономические отношения между людьми с учетом особенностей их природы. Он считал, что человек по своей природе является эгоистичным существом, и поэтому его личные цели могут противоречить интересам других людей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Bankovskaya S. (2016). Living In-Between: The Uses of Marginality in Sociological Theory. Russian Sociological Review. Vol.13. No 4. National Research University Higher School of Economics.
2. Антонова Л.Н. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: федеральный уровень// Л.Н.. Антонова – Москва: Просвещение, 2004. – 52 с.
3. Архипова А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации: Автореф. дисс. к.п.н., – СПб, 2005. – 22 с.
4. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы// С.Г. Воронков, С.П. Иваненков A.Ж., А.Ж. Кусжанова. – Оренбург, 2018.
5. Зюзин С.Ю. Социализация и ресоциализация: к вопросу о соотношении понятий. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы// С.Ю. Зюзин. 2018. –5 (24). – с. 1-4.
6. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: норма, отклонения, траектория социализации // А.И.. Ковалева. Социс 1. 2003 – С. 109-115.
7. Кочетков А. В. Маргинальность как социальное явление: трактовка Роберта Парка//А. В. Кочетков. – Горизонты гуманитарного знания. 2019 – № 4
8. Кутанова И.П. Ресоциализация наркозависимых: социально-психологические аспекты// И.П.. Кутанова. – Санкт-Петербург, 2007. – р. 249
9. Маргинальный человек: исследование личности и культурного конфликта // Э.В. Стоунквист. Личность. Культура. Общество. 2006. – Т. 8, вып. 1. – С. 9-36.
10. Матвеева Е.Ю. Концепция маргинальности как теоретический инструмент анализа современного студенчества. [Электронный ресурс]/ 2017. URL: http://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-marginalnostikak-teoreticheskii-instrument-analiza-sovremennogo-studenchestva#ixzz3vQQGii5u (Дата обращения: 15.05.2023)
11. Николаев, В. Г. Человек маргинальный//Вопросы социальной теории : научных альманах. Т. 4: Человек в поисках идентичности/Ин-т философии РАН ; под ред. Ю. М. Резника, М. В. Толстановой. Москва: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории». 2010. – С. 354-6.
12. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. – Москва: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 1999. – 672 с.
13. Рыбак М. С. (2001). Резоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы, теория и практика// М. С. Рыбак Саратов. 2001– 14.
14. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. 1-2 кн. //А. Смит. Антология экономической классики. – М., 1993. Т.1. – 820 с.
15. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность//Шабанов Л.В. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – С. 199.
16. Шалагинова, Н. А. Критериальные основания типологизации маргинальных групп //Гуманитарные и социально-экономические науки|// Н. А. Шалагинова. – Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ. 2009. – № 2.
17. Шалагинова, Н. А. Маргинальный статус и маргинальное сознание: определения и подходы // Гуманитарные и социально-экономические науки// Н. А. Шалагинова, – Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ. 2009. – № 3.
18. Шалагинова, Н. А. Основные направления исследования феномена маргинальности в современной отечественной социологии // Н. А. Шалагинова, Академический вестник. Ежегодник. – Выпуск 3. – Ростов-н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2004.