Фрагмент для ознакомления
2
Местный рынок труда отражает социально-экономическое развитие региона. Его сбалансированность является важнейшим фактором экономического развития субъекта.
От эффективности рынка труда зависят доходы работников и социальная стабильность. Региональный рынок труда показывает основные тенденции в динамике занятости в регионе, ее основные структуры, трудовую миграцию, уровень безработицы. Сегодня потребность в компетентных специалистах на рынке труда значительно возросла. Вопрос качества рабочей силы остается нерешенным не только для многих фирм, но и для региона в целом. Текущее развитие человеческих ресурсов не соответствует структурной модели развития рынка труда в регионе. По этой причине модернизация рынка труда является актуальной задачей, для решения которой необходимо провести анализ рынка труда. Состояние рынка труда влияет на высшее образование: выбор востребованной профессии, высокооплачиваемой и т.п.
Исследование рынка труда в Калужской области обусловлено необходимостью изучения вопросов рынка труда с учетом специфических условий и особенностей данного региона.
Объектом исследования является Калужская область.
Предметом исследования является высшее профессиональное образование в Калужской области.
Для данного анализа были использованы методы научного познания, такие как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также метод статического анализа информации.
Основными источниками информации являются следующие. Официальные источники: статистические данные Федеральной службы государственной статистики по Калужской области; статистические данные Департамента труда и занятости населения Калужской области (далее – ЦЗН). Открытые аналитические исследования по рынку труда и высшего профессионального образования в Калужской области.
Цель работы – проанализировать состояние высшего профессионального образования в Калужской области. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать подходы к характеристике понятия «региональная система высшего профессионального образования»;
- выявить сущность и особенности развития региональной системы профессионального образования;
- проанализировать экономическую характеристику Калужской области;
- провести статистический анализ формирования высшего профессионального образования в Калужской области;
- выявить особенности совершенствования высшего профессионального образования Калужской области.
Структура работы представляет собой введение, основную часть, разделенную на разделы и подразделы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Подходы к характеристике понятия «региональная система высшего профессионального образования»
Региональная система высшего профессионального образования является фактором экономического развития и конкурентоспособности региона и является составной частью региональной социально-экономической системы.
Например, А. А. Тонжеракова рассматривает систему профессионального образования как социально-экономическую подсистему региональной экономики. Согласно ее исследованиям, эта подсистема отвечает за эффективный рост человеческого капитала на конкретной территории (регионе), а значит, современное социально-экономическое развитие региона и развитие (модернизация) региональной системы профессионального образования должны идти параллельно. Системы как части региональной экономики и уточнена ее структура, которая поддается развитию и воздействию внешних и внутренних факторов. В частности, региональная система профессионального образования «является региональной социально-экономической подсистемой, формирующей условия для повышения эффективности человеческого капитала, развитие которой обусловлено характером изменений функциональной, организационной, институциональной, контекстуальной и уровневой структуры и влиянием экзогенных ограничений и факторов функционирования экономики в соответствии с региональными стратегиями [15, с. 13].
Адарина Р.Т. и Тонжеракова А.А. определяют несколько функциональных, организационных, институциональных, контекстуальных и уровневых элементов структуры региональных систем профессионального образования. В связи с этим авторы отмечают, что сложность, полнота и разнообразие региональной системы профессионального образования определяется наличием различных структур внутри системы. Он выделяет в этой системе характеристики «отраслей экономики и региональных экономических систем»[1, с. 279].
Сложность и многообразие региональной системы профессионального образования свидетельствует о необходимости комплексного подхода в ее изучении. Основываясь на интегративном подходе, Г.Н. Лисичина приводит интегративную функцию системы профессионального образования и рассматривает ее как «совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых субъектов образования, компонентов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации на разных уровнях социального заказа, а именно федерально-государственного заказа, регионального заказа, работодателей, как субъектов заказа [9, с. 102].
В. В. Землянский, сочувствуя точке зрения Г. Н. Лищина, рассматривает региональную систему профессионального образования как совокупность образовательных учреждений, взаимосвязанных с другими субъектами, заинтересованными в подготовке необходимых специалистов. Далее он дает следующее понятие: «...совокупность профессиональных образовательных учреждений, органов управления образованием, определяющих региональную образовательную политику, органов государственной и муниципальной власти, научных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций» [7, с. 24].
Определение В.В. Землянского представляет всю эту картину более широко. Кроме того, его трактовка указывает на то, что управление системой профессионального образования осуществляется на разных уровнях, а управляющие органы определяют и регулируют процесс региональной образовательной политики (стратегии). Целью этой политики является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных отвечать на запросы местной экономики и быть конкурентоспособными на местном рынке труда.
Другой исследователь, Д. Г. Сеталов, рассматривает региональную систему профессионального образования как совокупность взаимодействующих субъектов и подчеркивает ее функциональную взаимосвязь. Согласно его исследованию, деятельность региональной системы профессионального образования приводит к производству образовательных услуг, что само по себе влечет их распределение и потребление. Д. Г. Сеталов определяет региональную систему образования как «....совокупность функционально взаимосвязанных взаимодействующих субъектов, вовлеченных в отношения, связанные с производством, распределением и потреблением услуг высшего профессионального образования в регионе»[13, с. 10]. Данный автор включает всех экономических агентов, взаимодействующих в сфере образования, выполняющих специфические функции (характерные для каждого) и выступающих в различном качестве.
-Высшие учебные заведения (государственные и муниципальные, негосударственные коммерческие учреждения и их филиалы и агентства).
-Домашние хозяйства (семьи, индивидуальные потребители).
-Предприятия (корпорации, организации с различными формами собственности).
-Государства (региональные законодательные и административные органы власти, муниципальные органы власти).
На практике видно, что эти субъекты образуют группу функционально взаимосвязанных взаимодействующих субъектов, вовлеченных в отношения, связанные с производством, распределением и потреблением образовательных услуг в регионе. Рынок образовательных услуг можно рассматривать как индикатор регионального рынка труда, который влияет на эффективность региональной экономической системы в части формирования человеческих ресурсов. В этом отношении мы согласны с Е. Н. Гусарской, что рынок образовательных услуг стал неотъемлемой частью регионального рынка, образуя сложную социально-экономическую подсистему [4, с. 194].
1.2 Сущность системы регионального высшего профессионального образования
Как сложная подсистема региональной социально-экономической системы профессиональное образование играет важную роль в региональном развитии. В условиях современных процессов глобализации и регионализации, появления новых технологических укладов, развития новых направлений экономических отношений (социально-экономических), потенциала региональной конкурентоспособности становится очевидным, что региональная система профессионального образования является основой для дальнейшего развития и накопления человеческого капитала. В тоже время, однако, перед ней стоит ряд проблем, которые необходимо решить и модернизировать систему в соответствии с современным экономическим развитием.
Одним из вариантов решения существующих проблем в системе профессионального образования является формирование образовательных кластеров, по мнению Г. В. Мухаметзяновой и А. Р. Шайдуллиной, региональное образовательное пространство более эффективно работает в форме образовательных кластеров. По их мнению, образовательные кластеры – это не одно и то же. По их мнению, образовательный кластер-это совокупность «объединений производственных фирм, научно-исследовательских и образовательных учреждений, поставщиков оборудования и услуг, которые географически близко расположены друг к другу, имеют конкурентные преимущества и работают над производством наукоемкой и высокотехнологичной продукции»[11, с. 10].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адарина Р.Т., Тонжеракова А.А. Методологические основы структурного анализа региональной системы профессионального образования // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 9. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-9-2013/economics/adarinatonzherakova. pdf. С. 279.
2. Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б., Силин Я.П. Бюджет большого города. М.: Московская школа политических исследований, 2002. 264 с.
3. Волошина Л.В., Харина Н.В. Особенности региональной образовательной системы и её устойчивость // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2015. 1 (7). С. 102-110.
4. Гусарская Е.Н. Совершенствование организационно-экономических условий развития системы профессионального образования, адаптированного к потребностям региональной экономики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. №4 (18). С. 194-202.
5. Дмитриев Н.А. Система профессионального образования региона на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 53-56.
6. Дмитриев Н.А., Константинова Л.А. Региональная система образования и управление ее развитием на основе программно-целевой модели // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 4-2. С. 65-70.
7. Землянский В.В. Комплексная интеграция в региональной системе профессионального образования // Проблемы современного образования. 2011. № 3. C. 23–26.
8. Лапушинская Г.К. Формирование системы планирования развития территориального комплекса профессионального образования в условиях рыночной трансформации социальной сферы: дисс… д-ра экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2004. 295 с.
9. Лищина Г.Н. Реализация механизма интегративности в региональной системе развития профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2015. №2. С. 101-108.
10. Мирошниченко В.В. Общие тенденции развития региональной системы образования // Red.Rev. 2013. № 2 (2). С.13-22.
11. Мухаметзянова Г.В., Шайдуллина А.Р. Общие проблемы профессионального образования // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. № 6/2. С. 10.
12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) // Справочная информационная правовая система «Консультант-Плюс»
13. Сеталов Д.Г. Региональный рынок услуг высшего профессионального образования как система // Экономика образования. 2007. № 2. С. 9-13.
14. Силин Я.П., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. Тенденции развития экономического пространства Уральского региона // Управленец. 2017. № 2 (66). С. 2-11.
15. Тонжеракова А.А. Формирование программы развития региональной системы профессионального образования как инструмента реализации социально-экономической стратегии: Дисс… канд. экон. наук. Барнаул, 2014. 160 с.