Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов.
Во-первых, «Я-концепция» – это значимая характеристика практически любой личности. Указанное положение возникло в 1950-е годах в гуманистической психологии. Ее представители каждую личность рассматривали как что-то уникальное и особенное. В общих чертах «Я – концепция» являет собой совокупность представлений индивида непосредственно о самом себе, а также о том, какими именно свойствами, качествами, а также характеристиками он обладает.
Во-вторых, подростковый возраст – это такой возрастной период, когда индивиду необходимо научиться быть взрослым. Проблема выстраивания «Я-концепции» в подростковом возрасте стоит достаточно остро по причине противоречивости психологических характеристик подростков.
Все это делает рассмотрение темы «Особенности «Я-концепции» в подростковом возрасте» актуальным.
Целью данной работы является выявление отличительных особенностей «Я-концепции» в подростковом возрасте.
Данная цель достигается путем постановки и реализации следующих задач:
- рассмотреть подростковый возраст как период кризиса;
- раскрыть особенности формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте;
- организовать и провести эмпирическое исследование «Я-концепции» в подростковом возрасте;
- проанализировать полученные диагностическим путем данные о «Я-концепции» подростков.
Объект исследования – «Я-концепция» как продукт самосознания.
Предмет исследования – специфика «Я-концепция» в период подросткового возраста.
Гипотеза исследования: в период подросткового кризис у многих подростков заниженная самооценка, недостаточно сформированные смысло-жизненные ориентации негативным образом влияют на формирование «Я-концепции».
Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как: Л.И. Божович, И.С. Бубнова, И.И. Гончарова, Ю. Державина, В.И. Долгова, О.Н. Истратова, Д.О. Караваева, С.В. Молчанов, Е.П. Сидоренко, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования: анализ публикаций по проблеме исследования, наблюдение, тестирование.
Методики исследования: 1) личностный опросник «Изучение особенностей Я – концепции» Е. Пирса, Д. Харриса (адаптированный А.М. Прихожан); 2) методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; 3) тест – опросник Г.Н. Казанцевой «Уровень общей самооценки»; 4) диагностическая методика «Шкала оценки потребности в достижении.
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 108.
Выборка: 30 подростков в возрасте 14 – 15 лет (учащиеся 8-9 классов).
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. «Я-концепция» подросткового возраста: теоретический аспект
1.1 Подростковый возраст как период кризиса
Подростковый возраст характеризуется в качестве одного из наиболее значимых этапов в жизни человека. В первую очередь это обусловлено тем, что в обозначенный жизненный период в процессе контакта со сверстками и родителями активнее всего происходит формирование самооценки.
Период подросткового возраста – это период переходного характера. В этом возрасте учащийся словно на перепутье: он еще полуребенок, но он же уже полувзрослый: его детство уже ушло, однако зрелость пока не наступила. В этот возрастной период «существенным образом меняются как условия жизни, так и деятельности подростка, что неизменно приводит к перестройке психики, определенной ломке уже сложившихся форм взаимоотношений с людьми» [10, c. 179].
Некоторые изменения происходят также и в эмоциональной сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и характеризуются трудностью их управления. Подростки отличаются в их проявлении большой страстностью и вспыльчивостью. Нередко именно с этим связанно неумение подростков сдерживать себя, слабость самоконтроля, имеющая место резкость в поведении. Подросткам характерно бурное проявление своих чувств. Например, если они чувствуют хоть малейшую несправедливость по отношению к себе, то они могут взорваться, однако позже могут об этом сожалеть. В этот возрастной период эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Достаточно часто чувства подростков бывают противоречивы. Поэтому весьма важно, чтобы такого рода противоречия разрешались непосредственно в пользу положительных, а также общественно значимых чувств [17].
Подчеркнем, что учение для подростков выступает в качестве главного вида деятельности. При этом именно от того, как учится подросток, зависит во многом его психическое развитие [13].
В процессе учения подростки весьма заметно совершенствуют свое мышление [6]. У подростков уже неплохо развита способность к абстрактному мышлению, имеет место изменение соотношения между абстрактным мышлением и конкретно-образным в пользу первого [24]. В этот возрастной период у подростков в процессе учения формируется способность именно к сложному аналитико-синтетическому восприятию отдельных явлений и предметов. Восприятие у подростков становится последовательным, плановым, а также всесторонним [16].
У подростков продолжает активно развиваться теоретическое мышление, рождается способность весьма легко абстрагироваться от определенного наглядного материала, а также свободно рассуждать именно в чисто словесном плане. На базе общих посылок подросток уже способен строить гипотезы, осуществлять их проверку либо опровергать их. То есть, «одна из наиболее значимых особенностей подростков и заключается в том, что в процессе своего развития он осваивает на логическом уровне практически все мыслительные операции» [14, c. 124].
Подчеркнем, что рост самостоятельности мыслительной деятельности, а также рост критичности мышления, формируемый в исследовательской активности подростков напрямую связан с развитием причинного мышления. То есть «в процессе исследовательской деятельности к старшему школьному возрасту у детей формируется эвристическое мышление, опирающееся непосредственно на критерии избирательного поиска, позволяющее решать достаточно сложные, а также неопределенные проблемные ситуации» [15, c. 76].
При этом такие исследователи, как А.М. Прихожани и Н.Н. Толстых, отмечают существенный скачок в развитии в этом возрасте воображения. «Воображение у подростков менее продуктивно, нежели воображение взрослого человека, однако намного богаче фантазии ребенка младшего возраста и выступает в качестве важной частью его психической жизни» [18, c. 84].
Отметим, что формирование у подростков мотивационно-потребностной сферы от него требует расширения практически всех форм общения [4]. «У подростков постепенно формируется своя «Я-концепция», способствующая дальнейшему, как осознанному, так и неосознанному, построению его поведения» [23, c. 54]. Тем не менее, это очень сложный возраст, тесным образом связанный с неустойчивой эмоциональностью, излишней критичностью подростка, обидчивостью и неуверенностью в себе [22].
На базе проведенного нами анализа социально-психологических особенностей подростков, можно заключить, что данная возрастная группа требует к себе особого внимания, так как это весьма ответственный период становления личности, интенсивного роста его творческих сил, а также возможностей. Рассмотрение подходов отечественных авторов к определению подросткового кризиса и специфик его переживания позволяет выдели следующие две разные позиции, которые зависят от теории:
1. Культурно-историческая концепция (это тория Л.И. Божович, Л.С. Выготского и т.д.);
2. Теория деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
В соответствии позиции психологов, которые придерживаются теории культурно-исторического развития подростковый кризис находит свое проявление в следующих двух аспектах:
1) возникновения новой социальной ситуации развития подростка;
2) свойственных для этого возраста новообразований.
Л.И. Божович склона к позиции, что в подростковом возрасте все отношения к себе и к миру ломаются, и формируются абсолютно новые, активно развиваются процессы самоопределения и самопознания, а также самосознания, приводящие подростка к жизненной позиции, с которой ему предстоит начать свою взрослую жизнь [2].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байдин, Д.В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков / Д.В. Байдин. – Текст: непосредственный // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С.11-15.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 240 с. – Текст: непосредственный.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 620 с. – Текст: непосредственный.
4. Брюхова, В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству / В.М. Брюханов. – Текст: непосредственный // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С.126-131.
5. Бубнова, И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке. – Текст: непосредственный // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – № 1 (72). – С. 211-214.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Пед. о – во России, 2016. – 488 c. – Текст: непосредственный.
7. Гончарова, И.И. Педагогический опыт формирования представлений о своей индивидуальности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе / И.И. Гончарова. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 245-249.
8. Державина, Ю. Психологический анализ «я-концепции» девиантных подростков / Ю. Державина. – Текст: непосредственный // Студенческая наука и XXI век. – 2011. – № 8. – С. 229-233.
9. Долгова, В.И. Феномен «Я-концепция» подростка / В.И. Долгова, А.А. Кошелева. – Текст: непосредственный // Вестн. Южно.-Уральск. гос. гуманитар.-педагогич. ун-та. – 2016. – Вып. 3. – С.139-149.
10. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – Москва: Академия, 2019. – 412 с. – Текст: непосредственный.
11. Истратова, О.Н. Роль семьи в становлении я-концепции современных подростков. – Текст: непосредственный / О.Н. Истратова, А.В. Яценко // European Social Science Journal. – 2013. – № 9-2(36). – С. 263-268.
12. Караваева, Д.О. Особенности Я-концепции личности младших подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) / Д.О. Караваева // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика. – Пермь: Пермский гос. Гуманитарн.-пед. ун-т, 2015. – С. 56-58. – Текст: непосредственный.
13. Каргин, М.И. Особенности возрастных кризисов в подростковом возрасте / М.И. Каргин, Е.А. Васягина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. -С. 136-141. –URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25385971_95886666.pdf (дата обращения 14.05.2023). – Текст: электронный.
14. Михайлова, Н. Понимать детство / Н. Михайлова, С. Юсфин. – Москва: Народ. образование, 2019. – 188 с. – Текст: непосредственный.
15. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник / С.В. Молчанов. – Москва: Юрайт, 2019. – 351 с. – Текст: непосредственный.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – Москва: «Академия», 2017. – 456 с. – Текст: непосредственный.
17. Олейникова, А.В. Кризис подросткового возраста / А.В. Олейникова //Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 10 (26). – С. 955-957. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28786051_61636788.pdf (дата обращения 10.05.2023). – Текст: электронный.
18. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – Текст: непосредственный // Психологич. наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
19. Руденко, А.М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 379 с. – Текст: непосредственный.
20. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 288 с. – Текст: непосредственный.
21. Сидоренко, Е.П. Возрастные особенности Я-концепции подростков / Е.П. Сидоренко. – Текст: непосредственный // Акмеология. – 2015. – Вып. 2. – С. 257-266.
22. Скотаренко, Е.Л. Потребности и интересы современных подростков / Е.Л. Скотаренко. – Текст: непосредственный // Классный руководитель. – 2015. – № 5. – С. 74-80.
23. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 286 с. – Текст: непосредственный.
24. Ходырева, С.В. Особенности протекания подросткового кризиса у современных подростков / С.В. Ходырева // Будущее науки – 2019: сб. науч. ст. 7-й Междунар. молодеж. науч. конференции. – Курск, 2019. – С. 334-337. – Текст: непосредственный.
25. Черепкова, Н.В. Психологические проблемы профессионального самоопределения подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации / Н.В. Черепкова, А.В. Ермакова. – Текст: непосредственный // Концепт. – 2013. – Т. 4. – С. 2066-2070.
26. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 2008. – 450 с. – Текст: непосредственный.