Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие у дошкольников способностей чувствовать и понимать прекрасное, замечать положительное и отрицательное, творчески самостоятельно действовать и тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является совокупностью обязательных требований к дошкольному образованию. В частности, художественно-эстетическое развитие дошкольников. Проблема художественно-эстетического развития дошкольников в ФГОС ДО рассматривается в качестве целостной образовательной области и направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка [6, с. 6].
Т.С. Комарова отмечает: «В соответствии с требованиями ФГОС ДО художественно-эстетического развитие дошкольников осуществляется во всех примерных образовательных программах дошкольного образования, а также программах изобразительного искусства и изобразительной деятельности для дошкольников» [10, с. 189].
Воспитание детей средствами различных видов искусства может быть эффективным при условии формирования их эстетического отношения к окружающей среде, необходимости самовыражения в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации), если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие его функционирование в этих видах деятельности. Благодаря взаимосвязи обучения и творчества ребенок получает возможность экспериментировать, находить собственные способы передачи образа в рисовании, лепке, танцах и играх.
Важное значение декоративно-прикладного искусства в художественно-творческом развитии отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие. Авторы неоднократно отмечали, что ребенка тянет ко всему яркому и красочному [16, с. 3].
Известный педагог Л.А. Артемьева была одной из сторонников активного использования народного искусства для развития творчества детей, считала, что в процессе обучения дети приобретают необходимые навыки для создания декоративных узоров [1].
О. А. Скоролупова неоднократно подчеркивала в своих работах важное воспитательное значение народного искусства: «Дошкольникам близки и понятны многие произведения мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, разбираются в искусстве игрушки. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна для рисования и станковой скульптуры, и это очень помогает воспитателю детского сада в формировании художественного вкуса детей и руководстве их изобразительным творчеством» [17, с. 113].
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Целью исследования является определение эффективности декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. теоретически обосновать проблему художественно-эстетического развития старших дошкольников посредством народного декоративно-прикладного искусства;
2. определить уровень сформированности знаний старших дошкольников о народном декоративно-прикладном искусстве;
3. разработать и апробировать эффективность комплекса мероприятий по народному декоративно-прикладному искусству, направленных на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. теоретический: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
2. эмпирический: психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, беседа;
3. количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования. Курсовая работа может быть рекомендована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА ХУДОДЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «Народное декоративно-прикладное искусство» и его значение для общего развития детей дошкольного возраста
Декоративно-прикладное искусство, входящее в народную культуру, признано одним из эффективных средств развития детей. В условиях духовного возрождения общества, роста его национальной самобытности интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающего поколения и способствующей его нравственному развитию, представляется вполне естественным. Народное искусство – это своеобразный мир духовных ценностей, в котором воплощена духовная энергия народа, который сохраняет и развивает духовный потенциал этноса [21].
Известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко охватывает различные аспекты человеческой психики, не только воображение и чувства, воспринимаемые как нечто естественное, но также мышление и волю. Таким образом, оно имеет большое значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании духовных чувств и формировании мировоззрения. Поэтому художественное воспитание является одним из мощных инструментов, способствующих всестороннему и гармоническому развитию личности» [13, с. 56].
Т.С. Комарова пишет: «Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, область бесконечного разнообразия художественных предметов, созданных на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это область, в которой невозможно представить жизнь человека. Будь то мебель, посуда или одежда, каждая вещь занимает определенное место не только в среде жизни, организованной человеком, но, прежде всего, в его духовном мире» [11, с. 48].
С.В. Погодина дает собственное определение этому понятию: «Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий и художественную обработку утилитарного назначения (утвари, мебели, ткани, инструментов, одежды, игрушек), имеющих практическое назначение в общественной и личной жизни» [16, с. 91].
Проблема художественно-эстетического развития дошкольников в настоящее время является одной из самых актуальных как в теории, так и на практике. О роли народного декоративного искусства в развитии детей писали многие ученые, такие как А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие. Они подчекрнули, что художественное искусство создаёт первое яркое представление о Родине, ее культуре, помогает воспитать чувства прекрасного, развивает креативные способности детей [8, с. 73].
Народное декоративно-прикладное искусство является глубоко традиционным, что выражается не только в преемственности художественных навыков, но также в длительном сохранении самых характерных образов, форм и мотивов.
По мнению Н.В. Микляевой: «Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей благодаря тому, что предстает перед нами в виде художественных произведений, созданных художниками, скульпторами, писателями, музыкантами, народными умельцами. Это расширяет наш социальный опыт, наше взаимодействие с природой и обществом, с людьми, с историей нашего народа. Интерес к прошлому, интерес к его корням, к истории, культуре и образу жизни людей, возникший естественным образом на определенном этапе развития человеческого общества, является глобальной тенденцией. Только опираясь на прошлое, можно понять настоящее, предсказать будущее. И люди, которые не передают из поколения в поколение все самое ценное, – это люди без будущего. Поэтому необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической практике» [14].
Народное искусство обладает духовной, эстетической, познавательной ценностью. Накопив исторический опыт многих поколений, оно имеет огромное значение для развития личности ребенка. Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, колорит и оригинальность.
Т.Г. Казакова отмечает: «Традиционность образов, приемов, сюжетов, коллективный характер творчества, совершенство образного языка, гармония с устным народным творчеством создают близость народного декоративно-прикладного искусства с окружающей жизнью, признаются незаменимыми средствами формирования эстетического вкуса и гуманного отношения к окружающему миру. Декоративность, выразительные цвета, пластика, разнообразие материалов для работы – все это соответствует восприятию и ощущениям дошкольников. Изделия народных умельцев радуют глаз своим разнообразием, оригинальностью и красочностью» [9, с.178].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. [Текст]: / Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилова. – М.: Учитель, 2010.
2. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
3. Величко, Н.К. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия: [Текст]: энциклопедия / Н. К. Величко. – М.: АСТ-Пресс книга, 2013. – 224 с.
4. Волчкова, В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / В. Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж ЧП Лакоценин С.С. 2008. – 95 с.
5. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 152 с.
6. Домогацкая, И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3–5 лет / Е. И. Домогацкая. Москва: Классика–XXI, 2004. – 16 с.
7. Дорожин, Ю.Г. Гжель. Хохлома. Рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин, О. А. Соломенникова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.
8. Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. [Текст]: Парциальная программа. / Н.В. Жемчугова – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 144 с.
9. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
10. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 352 с.
11. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т. С. Комарова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
12. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 224 с.
13. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: [Текст]: Методическое пособие. / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 185 с.
14. Микляева, Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников [Текст]: монография / Н.В. Микляева. М.: изд-во Сфера, 2013.
15. Народное искусство – детям / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 224 с.
16. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: [Текст]: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
17. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. [Текст]: метод. пособие / О.А. Скоролупова – М.: Феникс, 2003. – 128 с.
18. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством [Текст]: программа дополнительного образования / О. А. Соломенникова. – М.: Академия, 2006.
19. Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет: [Текст]: программа, планирование, интегрированные занятия / авт. – сост. Н.Н. Леонова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 282 с.
20. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: [Текст]: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. / Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. – 160 с.
21. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002.