Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – период активного формирования у ребенка психических процессов, речи и социализации. В этот период общение ребенка осуществляется посредством невербальных и вербальных способов. Постепенно, развитие речи вытесняет невербальные формы общения. Оценка особенностей общения и уровня развития коммуникативных навыков ребенка, развитие речи обуславливает выбор для ребенка образовательного маршрута.
В федерального образовательной программе дошкольного образования, принятой Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» в п. 15.1 приведены планируемые результаты образовательной деятельности [1]. В программе определены требования к речевому развитию детей. При этом речевое развитие тесно связано с развитием навыков общения. В случае выявления недостаточного развития речи в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 ребенку может быть оказана логопедическая помощь [3].
Тема работы: «Общение: младший и старший дошкольный возраст»
Задачи:
В результате теоретического анализа научных работ по психологии и педагогике определить:
1. возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего и старшего дошкольного возраста
2. Охарактеризовать особенности развития общении, речи у детей дошкольного возраста
3. Охарактеризовать особенности и требования к формированию коммуникативной компетенции детей младшего и старшего дошкольного возраста
4. Выделить коммуникативные игры для развития общения дошкольнико
Объектом исследования является общение и коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста
Предметом исследования общение детей младшего и старшего дошкольного возраста
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, научные статьи и методическая литература по педагогики и психологии в части развития детей дошкольного возраста
Методологическими основами исследования стали: метод индукции и дедукции, метод сравнений и аналогий, метод системного анализа, метод обобщений, мониторинг, анализ, синтез, педагогическое наблюдение.
В работе проведен теоретический анализ иссдедований Л.Я.Гальперина [1], Л.С.Выготского [9], Д.Б.Эльконина [29], А.Я. Лурия [18], М.И. Лисиной [17], Н. И. Никитиной, Ш. С. Абдурахмановой [21], В.Н.Куницыной [15], Л.И. Божович [7], И.В. Дубровина [12], М. И. Лисиной [16] , Т. И.Патриной, В. В.Спицыной [23] , А. Г. Самохваловой [25] и др.
Практическая значимость данной работы заключается в подборе дидактических игр, стимулирующих формирование коммуникативных навыков детей и способствующих общению детей со сверстниками
ГЛАВА 1 Психолого-педагогические и коммуникативные особенности развития детей дошкольного возраста
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – первый и ранний этап развития ребенка, затрагивающий период от его рождения до 7 лет. В этот период ребенок переживает под руководством родителей первое знакомство с миром и его правилами (первичную социализацию). Примерно с 1,5 лет дошкольник начинает посещать дошкольную образовательную организацию, где учится взаимодействовать в коллективе сверстников и воспитателей и проходит вторичную социализацию.
В психологической науке термином термин «возрастные особенности» применяют в формулировке Л.Я.Гальперина: «качественно новые специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека» [1] и подробно рассмотрены в исследованиях Л.С.Выготского [9], Д.Б.Эльконина [29], А.Я. Лурия [18], М.И. Лисиной [17] и др.
Возрастные особенности характеризуются психологическим содержанием познавательных возможностей и способностей в формировании личности, последовательно проявляющимся в процессе онтогенеза. По Л.С.Выготскому, к стержневым психологическим новообразованиям, определяющим возрастные особенности, относятся специфические для каждой возрастной группы изменения в сфере сознания, в психологических процессах, в типичных видах деятельности. Значима и социальная ситуация, включающая отношения ребенка с семьей, с воспитателем и другими социальными институтами [9]. В педагогике возрастными особенностями определяют значимые для определенного периода анатомо-физиологические и психологические качества.
В связи с гетерохронностью* возрастного развития, сложностями в выделении единого принципа определения стадий возрастного развития, их продолжительности и критических точек единая общепринятая возрастная периодизация отсутствует. Краткий обзор основных подходов к проблемам периодизации развития ребенка от 2 до 7 лет представлен в форме систематической таблицы (приложения, таблица № 1).
При выделении стадий развития исследователи акцентируют внимание на различных характеристиках. Ребенок пяти-шести лет в соответствии с возрастными периодизациями находится на границе двух жизненных периодов. Так, у Дж.Биррена возраст ребенка пять-шесть лет является пограничным между пердшкольным возрастом (2-5 лет) и детством (5-12 лет).. В соответствии с классификацией Д.Бромлея ребенок пяти-шести лет находится на границе второй и третей стадии цикла «детство»: дошкольное детство ( от 18 месяцев до 5 лет) и раннего школьного детства (5 - 11-13 лет). С точки зрения психолога Г.Крайг, ребенок пяти – шести лет находится на рубеже стадий раннего и среднего детства [9].
В соответствии с типологией Л.С.Выготского, ребенок пяти-шести лет преживает период « дошкольный возраст» (от трех до семи лет) [9].
Э.Эриксон [29] выделяет восемь стадий психосоциального развития, каждая из которых представляет собой решение определенной задачи (проблемы в социальном развитии), и переживание кризиса (поворотного момента в жизни индивидуума). На каждом этапе сопровождается формированием новых позитивных психологических характеристик (если он разрешен удовлетворительно) или негативных (если он не разрешен или разрешен неудовлетворительно).
Ребенок пяти-шести лет переживает третью стадию психосоциального развития - «Детство». В этот период, от четырех до шести лет, ребенок становится активным исследователем - познает окружающий его мир, изучает способы воздействия на него и свое место. Позитивное отношение взрослых к исследовательской активности формирует у ребенка инициативность, а ограничение исследовательских возможностей, резкая критика, наказания за подобную деятельность формируют у ребенка чувство вины. В контексте педагогики безопасности исследовательская активность ребенка необходима, так как, во-первых, ряд правил и норм безопасного поведения ребенок пяти-шести лет способен и может вывести сам в процессе наблюдения. Во-вторых, развитие наблюдательности как качества личности формирует у человека привычку быть внимательным и замечать изменения в окружающей среде (особенно опасные), что, безусловно, снижает вероятность попадания в чрезвычайные ситуации по неосторожности.
Даниил Борисович Эльконин строит возрастную классификацию по принципу выделения ведущей деятельности, то есть такой деятельности, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной стадии развития [29]. Ребенок пяти-шести лет, в соответствии с типологией Д.Б.Эльконина, переживает третий возрастной период - дошкольное детство. На смену предметно-манипулятивной, основной деятельности периода младенчества, в дошкольном возрасте приходит сюжетно-ролевая игра, создающая условия для развития следующего вида деятельности - учебной, ведущей для четвертого возрастного периода. Посредством сюжетно-ролевой игры ребенок начинает ориентироваться в семейных и социальных отношениях, в особенностях профессиональной деятельности. При этом он усваивает только общие принципы, которые становятся базисом для дальнейшей социализации ребенка. Иными словами, ребенок формирует общие понятия, оперируя которыми, он может ориентироваться в окружающей обстановке. В этом возрасте ребенок формулирует для себя такие важные категории как «семья», «мужское» и «женское» и так далее. Общие понятия профессиональной принадлежности «доктор», «пилот», «космонавт» представляют собой некий набор характеристик, позволяющий ребенку отличать данную профессию от другой. Так, к примеру, понятие «доктор» будет обобщать всех представителей этой профессии, означая того, кто работает в больнице, ездит на скорой помощи, одет в белый халат и белую шапочку, ходит с сумкой с красным крестом, пользуется градусником, дает таблетки и ставит уколы. Формирование у ребенка таких общих понятий как «хорошо - плохо», «свое - чужое», «опасно - безопасно», «можно - нельзя», является фундаментом, на котором строится мировоззрение ребенка, включающее формирование принципов личной и общественной безопасности.
В исследовании мы будем опираться на классическую педагогическую возрастную периодизацию, [29], в соответствии с которой дошкольный возраст разделяют на:
младший дошкольный возраст (3-4 года);
средний дошкольный возраст (4-5 лет)
старший дошкольный возраст (5 -6 лет)
В результате проведенного анализа вышеуказанных исследований составлена краткая характеристика возрастных и психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста и выделены ключевые психолого-педагогические особенности возраста
1) Младший дошкольный возраст характеризуют следующие особенности:
• Кризис 3-х лет; конфликтность, ребенок осознает себя отдельным человеком;
• Стремление нарушать установленные правила, делать все наоборот, по-своему, плохо воспринимает инструкции и просьбы – травмоопасный период;
• Познание мира через эксперимент;
• Легкая переключаемость внимания;
• Наглядно-действенное мышление;
• Игровая деятельность ведущая.
• Высокая двигательная активность.
• Неуклюжесть и неразвитость еще мелкой и крупной моторики.
• Объем допустимой учебной нагрузки в ДОО в неделю: 10 занятий по 15 минут, общее астрономическое время занятий составляет 2 часа 45 минут
2) Средний дошкольный возраст:
• Стабильное эмоциональное состояние;
• наглядно-образное мышление, воображение;
• высокая двигательная активность;
• интерес к абстрактным символам.
• произвольное запоминание, внимание приобретает устойчивость.
• Продуктивная деятельность занимает важное место в жизни ребенка.
• Двигательная активность на высоком уровне.
• Высокий уровень стремления и проявления самостоятельности.
• Игровая деятельность остается ведущей
• Объем допустимой учебной нагрузки в ДОО в неделю: 12 занятий по 20 минут, общее астрономическое время занятий составляет 4 часа в неделю.
Старший дошкольный возраст:
• Возраст идентификации ребенка: выстраивает собственную линию жизни, определяя свои пристрастия, увлечения.
• Важно общение со сверстниками.
• Зависимость от оценок и авторитетов.
• Формируется произвольность психических процессов – восприятие и памяти: ребенок уже способен удерживать в памяти не отдельные события или ситуацию, а цепочку взаимосвязанные событий. Делать выводы.
• Ведущие виды деятельности: игровая, продуктивная, появление учебной деятельности (как значимого вида деятельности, активное познание правил окружающего мира)
• Высокий уровень двигательной активности.
• Высокий уровень проявления самостоятельности.
• Формируется образ «Я», активна рефлексия;
• Проявляется склонность к самокритике и самооценки.
• Четкое понимание, что хорошо, что плохо, осознание различий между правилами (знанием норм) и их соблюдением (возможности и последствия их нарушений).
• Формирование правовой культуры в отношении всех сфер, в том числе в отношении обеспечения безопасности себя и окружающих.
• Ведущие виды деятельности: игровая, продуктивная, учебная.
• Объем допустимой учебной нагрузки в ДОО в неделю: 17 занятий по 30 минут, общее астрономическое время занятий составляет 8 час 30 минут.
Д.Б. Эльконин исследуя особенности психики детей дошкольного возраста в качестве главного новообразования психики, формирующегося в данный возрастной период, выделяет развитие диалогической и монологической речи, а в качестве ведущей деятельности отмечает эмоциональное предметно-действенное взаимодействие со взрослым или сверстниками и игру [29].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 // Интернет-портал «Российской газеты».- Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html - 25.11.2013.
3. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
4. Umarova M. et al. Principles of communication culture development in preschool children //Conferencea. – 2023. – С. 1-5.
5. Белова К. А. Развитие речи дошкольников с использованием логоритмики //Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. – 2021. – С. 16-18.
6. Бизюкова Н. В. Коммуникативная игра как условие успешного решения проблем в общении детей младшего дошкольного возраста //Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. – 2017. – С. 173-177.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1988. – 464 с.
8. Бутенко В. Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников //М.: ПИ РАО. – 2007.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ под ред. Давыдова В.В. – М.: АСТ - Астрель, 2008. – 672с. – (Психология).
10. Гальперин, Л. Я. Введение в психологию [Текст] / Л. Я. Гальперин. – М.: [Педагогика], 1967. – 150с.
11. Гуськова О. А., Суроткина Н. А. Организация разновозрастного общения у старших дошкольников //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2016. – №. 3-4. – С. 43-45.
12. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Академия.2003. - 368 с.
13. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст]. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/4768
14. Кармацких Т. Н. Примение логопедической ритмики для стимулирования коммуникативного и психофизического развития детей младшего дошкольного возраста // Редакционная коллегия: НА Криволапова, первый проректор–проректор по науке и инновационной. – С. 105.
15. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение [Текст] //Теоретические и прикладные вопросы психологии /Под ред. А.А. Крылова. - Вып. 1. – Ч. 1. – СПб.: Академия, 1995. – С. 48-61
16. Лисина А. Н. Методика оценки уровня инновационного развития региона //Мир экономики и управления. – 2012. – Т. 12. – №. 1. – С. 115-126.
17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер, 2009 – 209 с.
18. Лурия А.Р. Язык и сознание – М.: МГУ, 1979. – 325 с.
19. Мельник, О.Е. Научно-методическое обеспечение в области пропаганды и обучения пожарной безопасности. Результаты внедрения в 2015-2016 учебном году / Мельник О.Е. // Научно-аналитический журнал «Сибирский пожарно-спасательный вестник», 2016, №1.-C.55-63.- Режим доступа: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2016/v1/7-13.pdf, свободный. – Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
20. Мельник, О.Е. Социализация дошкольника в условиях современных рисков / Мельник О.Е., Савин А.П., Черный С.П. // Научно-аналитический журнал «Сибирский пожарно-спасательный вестник», 2017, №5.-C.64-67.- Режим доступа: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/uploads/2017/v5/N5_64-67.pdf, свободный. – Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
21. Никитина Е. Ю., Шилова О. В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2009. – №. 6. – С. 119-127.
22. Никитина Н. И., Абдурахманова Ш. С. Социально-педагогическая характеристика коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – №. 2. – С. 20-24.
23. Патрина Т. И., Спицына В. В. Содержание общения детей 6-7 лет с близкими взрослыми //Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2018. – №. 4-2. – С. 96-100.
24. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду //Вопросы психологии. – 1984. – Т. 2. – С. 63-70.
25. Самохвалова А. Г. Типы затрудненного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста //Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т. 18. – №. 1. – С. 226-231.
26. Теселкина Е. Н. Межличностное общение дошкольников //инструменты и механизмы современного инновационного развития. – 2018. – С. 50-52.
27. Теселкина Е. Н. Межличностное общение дошкольников //инструменты и механизмы современного инновационного развития. – 2018. – С. 50-52.
28. Тюмасева З. И. и др. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников //
29. Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 1976. – №5. – С. 8–13