Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы обучения экономики с применением ИКТ
1.1 Сущность метода проектов, как один из способа преподавания экономики с применением ИКТ
Еще в V веке до н. э. появились первые предпосылки к появлению метода проектов. Сократ создал философский метод под названием «майевтика», предполагающий извлечение знаний человека при помощи наводящих вопросов с целью утверждения истины. Таким образом, Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её [14].
В XVI веке в Италии появился термин «проект» в деятельности техников и архитекторов [11].
Теория и практика проектного обучения начала свое активное развитие в конце XIX – начале XX века, а метод проектов во второй половине XIX века – в сельскохозяйственных школах США, и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи [4]. В середине XIX века в США начали рассматривать проект в технических вузах как инструмент подготовки инженеров в целях приобретения знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Дж. Дьюи считал, что образование включает в себя тренировку мышления, а также развитие способностей к исследованию. Он предлагал преобразование процесса обучения в активную деятельность, при которой учащиеся должны самостоятельно искать необходимую информацию, что носит характер проектной деятельности [15].
Стоит отметить, что метод проектов получил свое развитие также в работах В. Килпатрик и Э. Коллингса в XX веке.
В. Килпатрик, американский педагог, разработал особый метод работы с детьми, суть которого заключалась в индивидуализации работы с учениками и проведении учебного процесса с учетом их интересов. Данный метод предполагал процесс обучения, приближенный к жизни, решающий ряд различных ситуаций и проблем. При этом учащиеся должны были также самостоятельно искать учебный материал [8].
В свою очередь, американский педагог Э. Коллингс внес вклад в развитие идеи метода проектов, которая актуальна и востребована в наши дни.
Он предложил следующую классификацию учебных проектов (см. рис. 1):
Рис. 1. Классификация учебных проектов по Э. Коллингсу
«Проекты игр» – детские занятия, целью которых является участие в различных групповых заданиях.
«Экскурсионные проекты» – проекты, содержащие целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей действительностью.
«Повествовательные проекты» – проекты, целью которых является внимание определенной информации из рассказа.
«Конструктивные проекты» – проекты, нацеленные на создание конкретного продукта [11].
Эффективность данных подходов обусловлена индивидуальными интересами и возможностями каждого ученика. На этой основе следует предоставлять вниманию учащихся проекты, наиболее для них привлекательные.
В России впервые идеи проектного обучения были предложены русским педагогом П.Ф. Каптеревым в XIX веке. По его мнению, обучение должно быть направлено не только на знания, но и на всестороннее упражнение ума, развитие мышления и навыков.
Во второй половине XX века исследованиями проектного метода в России занимались И.В. Качнев, П.Н. Андрианов, В.Д. Путилин и т.д.
Поскольку в 80–90-е гг. XX века произошли изменения в содержании образования, стала более активно развиваться и проектная деятельность.
Стоит отметить, что проектная деятельность в сфере обучения и воспитания стала более эффективной во второй половине 1990-х годов в связи с разработкой государственных образовательных стандартов. Появились трактовки проектной деятельности как культурной формы образовательных инноваций (Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов и др.), как полифункциональной деятельности.
В 1993 году в Государственный образовательный стандарт была включена такая образовательная область, как «Технология». На этой основе ученые П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко и Ю.Л. Хотунцев разрабатывают соответствующую программу, где предлагают выполнять творческие проекты как обязательный компонент технологического обучения [12].
На наш взгляд, проведение подобных мероприятий является очень важным и значимым в учебной деятельности, так как на всех этапах развития учащийся познает окружающую действительность, интересуется определенными темами, развивается в определенной области, где проектная деятельность предоставляет широкие возможности для осуществления данных целей посредством общения с окружающим миром.
В ходе организации проектной деятельности учитель получает опыт в использовании новых методик и технологий.
На рубеже XX–XXI веков теоретические основы внедрения проектного метода в российское образование были разработаны доктором педагогических наук, профессором Е.С. Полат. Под ее руководством разработано учебное пособие, включающее в себя различные новые педагогические и информации технологии, необходимые для осуществления учебной деятельности, включая проектную [9].
В последние годы проектная деятельность возрождается в системе образования в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
1.2 Статус метода проектов (в сравнении с иными методами и технологиями)
Метод проектов сегодня можно рассматривать как эффективную инновационную педагогическую технологию, которая помогает увеличить научный и творческий потенциал обучающихся. Проектные технологии можно применять в самых разных областях деятельности, обучая абсолютно любому предмету.
Эффективен проектный метод и на уроках экономики. Здесь он помогает сформировать умения применять полученные экономические знания в жизни. Для эффективного использования метода проектов на уроках экономики должна прослеживаться связь обучения с реальными экономическими процессами, происходящими в стране, реальной жизнью. Метод проектов на уроках экономики позволяет спланировать учебный процесс, учитывая мотивацию и интересы обучающихся, при этом дается возможность последним проявить самостоятельность в организации и контроле собственной учебно-познавательной деятельности [4].
Типология проектов очень разнообразна, но на уроках экономики чаще всего используются творческие, игровые, исследовательские и информационные типы проектов.
Рис. 2. Типология проектов на уроках экономики
Выбор типа проекта всегда зависит от возраста учащихся и изучаемой темы. Младшие школьники с удовольствием выполняют игровые проекты, ребята среднего звена – творческие. Для старшеклассников будет целесообразно использовать исследовательские и информационные проекты.
Например, в процессе изучения экономики семьи можно предложить учащимся творческий проект на тему «Семейный бюджет». В ходе реализации данного проекта учащиеся могут проанализировать доходы и расходы среднестатистической семьи и составить рекомендации по планированию рационального семейного бюджета.
Изучая инфляцию, ее виды и причины можно реализовать исследовательский проект на тему «Меры по борьбе с инфляцией». В ходе реализации данного проекта учащиеся могут более детально изучить такое явление как инфляция, причины ее возникновения и последствия. Результатом проекта будет разработка мер по борьбе с инфляцией.
В процессе изучения безработицы можно предложить учащимся исследовательский проект на тему «Безработица как социально-экономическая проблема современного общества». Реализуя такой проект, учащиеся углубят свои знания о безработице и разработают рекомендации по ее сокращению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова, Н.А. Особенности организации эффективной проектной деятельности на уроках биологии / Н.А. Белоусова, М.Я. Тупикова, В.П. Мальцев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т.7. №1(22). – С. 35-38
2. Гилёва Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилёва // Наука и школа. – 2007. – №4. – С. 17-19
3. Гладких, Ю. П. Метод проектов и его использование на уроках биологии / Ю. П. Гладких, Ю. А. Макарова, И. Н. Жимонова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции, Москва, 03 ноября 2022 года. – СПб.: Печатный цех, 2022. – С. 35-40.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОО. – М.: ТЦ «Сфера», 2019
5. Зайцев, В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / В.С. Зайцев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №6. – С. 52-62
6. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». – 2009. – 64 с.
7. Мелешкина, А. Р. Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках биологии через реализацию метода проектов / А. Р. Мелешкина // Современные проблемы естествознания и естественно-научного образования : Сборник статей участников III Всероссийской научно-практической конференции, Арзамас, 24–25 ноября 2022 года / Науч. редактор И.В. Фролов, отв. редактор О.И. Недосеко. – Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 2022. – С. 164-168.
8. Метод проектов – один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2019/02/15/metod-proektov-odin-iz-vedushchih
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2008
10. Петрикевич, С. А. Учебные проекты на уроках биологии в школе / С. А. Петрикевич // Молодость. Интеллект. Инициатива : Материалы IX Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, Витебск, 23 апреля 2021 года / Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 375-376.
11. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2010. – С. 193 – 200
12. Пономарева Е. А. Метод проектов в истории отечественного образования : Выпускная квалификационная работа (направление «Педагогическое образование», профиль «Математика») / Е. А. Пономарева. – Екатеринбург, 2017
13. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
14. Солопова M. A. Майевтика / М. А. Солопова // Новая философская энциклопедия : в 4 т. Т. 2. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 2010. – С. 475
15. Фарафонова И. В. Организация проектной деятельности младших школьников в процессе изучения математики : Учебно-методическое пособие / И. В. Фарафонова. – Орел: Горизонт, 2018
16. Хлапушина, К.Б. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся / К.Б. Хлапушина, Л. Н. Савина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – №2(10). – С. 27-31.