Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы преодоления неуспеваемости младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Психологические особенности младшего школьника необходимо рассматривать для того, чтобы учитывать особенности каждого возраста в образовательно-воспитательном процессе. Чтобы понять специфику учебных мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель начальных классов в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из детского сада в начальную школу [13].
Характеристика детей младшего школьного возраста в наибольшей степени обстоятельно представлена в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Младший школьный возраст подразумевает важные особенности физического развития ребёнка. Наблюдается существенный прирост мышечной силы ребёнка. При этом наблюдается большая подвижность позвоночного столба, что вызывает большую двигательную активность младшего школьника. Это объясняет их склонность к беганью, прыжкам, лазанью и неспособность длительное время находиться в одном и том же положении. По этим причинам ребенок средних способностей в младшем школьном возрасте хорошо овладевает умением быстрого письма.
В младшем школьном возрасте у детей появляется быстрое формирование различных психических функций. Это имеет отношение и к высшим функциям, связанным с познавательной деятельностью субъекта, а также с его нравственными чувствами [8]. Младший школьный возраст — это тот особый период, который имеет большое значение в процессе необратимых, направленных и естественных преобразований. Эти преобразования приводят к возникновению количественных и качественных изменений в психике и поведении ребенка.
А.Н. Леонтьев утверждал, что психика формируется в движении. Психологи и сейчас считают, что это утверждение актуально как никогда. В педагогической и родительской среде появилось повышенное внимание к когнитивному развитию ребенка. Нередко это происходит во вред физическому развитию и здоровью [22]. По мнению Г.И. Щукиной, активизация познавательной деятельности школьников — это процесс, который направлен на усиленную познавательную совместную деятельность педагога и школьников. Для умственного развития младших школьников большое значение имеет правильное формирование и совершенствование непосредственной познавательной деятельности. К познавательным процессам в психологии относят ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение [13].
ФГОС НОО регламентирует использование педагогами основ проектной и исследовательской деятельности. Сегодня эти направления являются самостоятельными образовательными технологиями, которые должны быть реализованы на каждой образовательной ступени, от садика, до вуза.
Младший школьный возраст детей является важным этапом в развитии каждого ребёнка, который начинает обучаться в начальной школе. Совсем недавно основным и ведущим видом деятельности у ребёнка была игровая деятельность. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность. В этот период времени ребёнок активно развивается и формируется как физически, так и психически.
До недавнего времени ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ была игровая деятельность. Придя в начальную школу, ребёнок не перестал интересоваться игрой, но в настоящий момент его ведущей деятельностью стала учебная деятельность. Очевидно, что слишком быстрое замещение игры занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. В этом случае можно говорить о том, что если игры не занимают в жизни младшего школьника места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в школе.
Учителя практики об этом хорошо знают и практически всегда используют на уроках игровые технологии или их элементы. Игра как ведущий вид деятельности не прожита ребёнком до конца и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором, и далее. Начальное образование — это фундамент всего дальнейшего общего образования. В младшем школьном возрасте есть многие благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его интеллектуальных способностей и, соответственно, для успешного проектирования развивающей образовательной среды в целом.
Учение — это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, В.К. Дьяченко и др. пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения [19].
Как уже было отмечено, ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования и проектирование развивающей образовательной среды заключается также в успешном формировании у младшего школьника всего комплекса УУД.
Чтобы научить ребёнка, к примеру, ставить и формулировать проблемы, необходимо сформировать у него умение видеть проблемы и соответствующий для этого опыт. Ученик должен хорошо понимать, что такое учебная проблема, поскольку раньше он никогда не сталкивался с подобным понятием. Это означает, что необходимо для начала получить соответствующее знание и выработать необходимое умение работать с этим на практике. Очевидно, что процесс этот небыстрый и достаточно трудоёмкий. На большинстве уроков учитель знакомит детей с новыми знаниями, а в дальнейшем отрабатывает с ними соответствующие умения и навыки. Когда заканчивается учебная тема или раздел, учитель должен на обобщающем уроке проверить у детей сформированность всех образовательных результатов, которые заложены в ФГОС и в основной образовательной программе.
Существенным для понимания психологии младшего школьника имеет вопрос о стимулировании и максимальном использовании мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей. Усиление мотивации необходимо для дальнейшего развития личности ребёнка. У ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта — мотив достижения успеха. При этом, успех должен всегда доминировать над мотивом избегания неудачи. Устойчивая учебная мотивация приводит к ускоренному развитию многих разнообразных способностей ребёнка. В данном случае целесообразно говорить о наличии развивающей образовательной среды в начальной школе. Именно в младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми. Особенно это заметно при взаимодействии с учителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок пока достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Всё это поможет формировать у младших школьников универсальные учебные действия по всем направлениям.
Требования ФГОС на каждой из образовательной ступени общего образования регламентирует главную цель обучения, как научить школьника учиться. Современную образовательную среду сегодня часто называют инновационной. Прежде всего, здесь речь идёт о реализации системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе. Очень часто его рассматривают как антипод традиционной образовательной модели, где ведущим остаётся комбинированный урок, и учитель традиционно остаётся транслятором знаний. Никто не станет отрицать того, что формирование знаний, умений и навыков было и остаётся в образовательном процессе ведущим. Но что сегодня может означать формирование знаний, умений и навыков с позиции системно-деятельностного подхода.
Универсальные учебные действия должны рассматриваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности как обязательный образовательный результат в условиях изучения той или иной образовательной области. Особое внимание учитель должен обращать на личностно ориентированные технологии. Очевидно, что на каждом из уроков, учитель, прежде всего, ставит цель обучающую или дидактическую. Его главной задачей является формирование у каждого из учеников соответствующих знаний, умений и навыков в соответствии с каждой учебной темой [24].
В каждом классе есть ученики, которые сразу же активно включаются в учебный процесс и всегда демонстрируют интерес к тому, о чём говорит и что показывает учитель. О таком ребёнке можно говорить, что он всегда активен, любознателен и проявляет глубокий познавательный интерес. Поведение такого ребёнка будет достаточно специфичным и здесь можно говорит о том, что у таких активных детей хорошо формируется вся группа УУД. Название личностные УУД говорит само за себя. Школьник демонстрирует личное отношение к тому, что ему предлагает педагог. Он хорошо понимает весь тот учебный материал, который отобран педагогом. Как правило, именно такие дети в дальнейшем активно работают над различными проектами и исследованиями. Можно говорить о том, что у таких детей хорошо сформированы регулятивные УУД [19].
Существенным для понимания психологии младшего школьника имеет вопрос о стимулировании и максимальном использовании мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей. Без мотивации достаточно сложно вызвать у ребёнка познавательный интерес. Усиление мотивации необходимо для дальнейшего развития личности ребёнка. У ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта — мотив достижения успеха. У ребёнка успех должен доминировать над мотивом избегания неудачи. При этом устойчивая учебная мотивация и познавательный интерес приводят к ускоренному развитию многих разнообразных способностей ребёнка. Благодаря мотивации и познавательному интересу формируется способность младшего школьника самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться.
1.2. Неуспеваемость обучающихся начальной школы, понятие и сущностная характеристика
Образовательная модель на основе системно-деятельностного подхода, которая регламентирована ФГОС на каждой образовательной ступени, в отличие от традиционной образовательной модели регламентирует не просто усвоение и формирование знаний, умений и навыков (ЗУН). Помимо предметных результатов сегодня в учебно-воспитательном процессе формируются личностные и метапредметные результаты школьников в виде регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД). Если всё это у школьника не будет сформировано в комплексе, то можно говорить о его неуспеваемости. К основным причинам неуспеваемости учеников педагоги относят следующие [17]:
большие пробелы в знаниях;
низкий уровень навыков учебного труда;
слабое здоровье и высокая утомляемость;
низкий уровень развития волевых качеств;
недисциплинированность;
отрицательное отношение к учению;
недостатки школьного обучения;
недостаточное развитие мышления;
отрицательное влияние семьи.
Среди множества причин можно выделить наиболее часто встречающиеся причины. К ним относят неправильную организацию учебной деятельности и неумение школьником трудиться [23]. М.М. Безруких выделяет две группы причин [23]: экзогенные (внешние); эндогенные (внутренние).
Ю.К. Бабанский так же выделял внешние и внутренние причины неуспеваемости младших школьников [16]. К внешним причинам он относил: социокультурные условия жизни и развития ребенка; психологическая атмосфера в семье; комплекс школьных факторов риска; некорректное поведение педагога; условия, неблагоприятно влияющие на здоровье ребенка.
Внутренние причины: генетические факторы, то есть наличие у школьника генетических расстройств; состояние психического и физического здоровья; психофизиологическое развитие.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. –480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2016 г.-151с.
3. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2014. – 345 с., с. 19-22.
4. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации [Текст]/ А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72 с.
5. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
6. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 20.05.2023).
7. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 20.05.2023).
8. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 20.05.2023).
9. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 20.05.2023).
10. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/ / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288 с.
11. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок».- 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 20.05.2023).
12. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Текст]/ Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2017. – 46c.
13. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст]/ З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2018. -246с.
14. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010.- 142с.
15. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
16. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Хомской Е.Д. – Ростов-н /Д: Феникс, 2008. – 340 с.
17. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ О.Б.Логинова – М.: Просвещение, 2010.- 343с.
18. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ - Медиа, 2014.-354с.
19. Мазур, Е.В. Место словарной работы в системе развития связной речи школьника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы школьной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 20.05.2023).
20. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст]/ Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47.
21. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2016. -180с.
22. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст]/ Н.О.Мостова, И.Н.Агафонова , 2005.- 193с.
23. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст]/ В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2013 – №4. – С.27-30.
24. Павлюченко, О. А. Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС.- 2017. - Текст: непосредственный https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 20.05.2023).
25. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова [Текст]/ Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2015. - № 1. – С. 36-39.
26. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст] / Л.Г. Петерсон – Москва: 2009. - 40с.
27. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников [Текст]/ Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
28. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст]/ С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34.Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей / Д.Я.Райгородский. - Бахрам-М, Самара, 2008.-367с.
29. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А.И.Савенков // -Москва: – 2012.-157с.
30. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н.А.Семенова // Начальная школа.- 2016. - №2.-С.45-49.
31. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие [Текст]/ /Т.Е.Соколова . - Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.- 228 с.
32. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи школьников [Текст] / Н.А. Стародубова // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
33. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 20.05.2023).
34. Ушакова, Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира /Л.В.Ушакова //[Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm (дата обращения: 20.05.2023).
35. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 20.05.2023).
36. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст]/ Л.Ю. Ходаева. - Управление начальной школой. – 2013. – №6.- С.14-18.
37. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. [Текст]: Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2014. – 330 с.
38. Экскурсия как средство речевого развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23096?ysclid=lev07l0pm180646035 (дата обращения: 20.05.2023).
39. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.
40. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника [Текст] / О.А.Яшнова – Москва: Академический проект, 2014.- 63 с.