Фрагмент для ознакомления
2
За достаточно длительное время, на протяжении которого используется технология проектного управления, были разработаны различного рода методики и инструменты, которые позволяют руководителям проектов нивелировать различного рода ограничения.
В частности, для нивелирования временных ограничений по проекту применяются такие методы, как построение и контроль календарного графика выполнения работ по проекту.
В целях управления ограничениями денежного характера применяются методы формирования финансовых бюджетов и планов по проекту, а также отслеживания показателей финансового плана и бюджета по мере реализации стадий проекта, в целях соблюдения нормативов затрат.
В целях осуществления работ по проекту необходимым условием выступает их ресурсное обеспечение и использованием методов управления человеческим и материальным капиталом, к примеру, применение матрицы ответственности, диаграмм загрузки ресурсов по проекту и прочее).
Следует также отметить, что из трех перечисленных выше ограничений по проекту наибольшие трудности в контроле возникают именно в организации контроля заданных результатов проекта. Основная трудность состоит в том, что достаточно часто задания трудно, как формулировать, так и контролировать.
Для реализации целей планирования проектов составляется четко структурированный и тщательно подготовленный документ, который описывает цели и задачи проекта, способы их достижения и технико – экономические показатели по проекту. Данный документ называется бизнес – планом инвестиционного проекта.
Бизнес – модель выступает документом, который позволяет управлять проектом, именно поэтому можно сказать, что бизнес – план выступает неотъемлемым элементом стратегического планирования и руководством для исполнения и контроля проекта.
В целом, типовой бизнес – план состоит из следующих основных разделов:
- резюме;
- описание отрасли;
- анализ среды проекта (предприятия);
- план маркетинга;
- план производства;
- организационный план;
- финансовый план.
Данный перечень разделов является типовым и может уточняться и дополнятся в зависимости от условий реализации проекта.
При рассмотрении методической и информационно-методической базы разработки бизнес-плана предприятия необходимо также провести расчеты основных показателей его разделов.
Рассмотрим более подробно методические положения основных разделов бизнес-плана, которые представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 - Методика формирования разделов бизнес-плана
Раздел
бизнес - плана Отражаемые показатели Требуемая
информация
1 2 3
1. План маркетинга -Емкость рынка
-Конкурентная среда
-Ценовые стратегии
-Целевые сегменты
-Новизна продукции В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в
-Возможности предприятия в соответствии с ситуацией на рынке.
- Информация о емкости и сегментации рынка;
-Информация о конкурентах на данном рынке сбыта и конкурентной среде
-Информация о сбытовой политике и сбытовой стратегии предприятия
2.План производства -определение поставщиков товаро-материальных
ценностей
-схема производственного процесса
-расчет прогнозных объемов производства продукции и
-объемов продаж
-Определение производственной программы нового предприятия, дается подробное описание производственного процесса и точное определение себестоимости производимого продукта.
-Приводится информации о производственном процессе производства продукции; потребности в производственных помещениях, их площади, потребность в земельных участках
-Потребность в оборудовании и материальных ресурсах
-Информация о потребности в средствах на оплату труда
-Информация об планируемых объемах продаж и необходимых инвестициях
-Информация о затратах по статьям затрат на производство продукции
3.Организационный план -Организационно-правовая форма
-Организационный план предприятия
-Организационная структура
-Набор персонала -Обосновывается организационная структура предприятия.
-Информация о взаимодействии, координации и контроле деятельности служб и подразделений нового предприятия
-Информация о потребности в персонале, условиях набора и подготовки кадров, условиях оплаты труда, а также информация о правовых аспектах деятельности нового предприятия (сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, особенности налогообложения, патентной защиты)
4.Финансовый план -эффективность бизнеса
-планируемый объем выручки
-планируемый объем прибыли
-нахождение точки безубыточности -Обобщающая информация по всем предшествующим материалам разделов бизнес-плана и информация, представляющая их стоимостную оценку.
-Приводится информация о эффективности предлагаемого бизнеса
-Информация о конечных результатах деятельности предприятия
1 2 3
5. План по рискам -финансовые и производственные риски -Приводится информация по оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично.
-Информация о простых рисках, из которых выбираются наиболее важные.
-Информация о финансово- экономических рисках
Резюме содержит краткое изложение основных положений предполагаемого проекта.
В разделе бизнес – плана «Объект и предмет бизнеса» (Описание бизнеса) содержится описание продукции фирмы с позиции потребителей.
В частности, в данном разделе содержится следующая информация:
- потребности, которые удовлетворяет данный товар;
- показатели качества товара;
- основные экономические показатели фирмы;
- внешнее оформление товара фирмы;
- преимущества перед другими аналогичными товарами;
- основные направления совершенствования продукции;
- возможные ключевые факторы успеха товара фирмы.
Основным назначением товара выступает удовлетворение потребностей клиентов. В разделе бизнес – плана «Объект и предмет бизнеса» отражается информация, касающаяся области применения, функциональных особенностей и факторов привлекательности товара [9,с.73].
Основными факторами привлекательности товара выступают его ценность, цена, качество, марка, экологичность, срок службы и прочее.
Показатели качества продукта тесно связаны с его свойствами, в частности, надежность, простота эксплуатации, долговечность и пр.
Формирование отличительных особенностей нового товара от уже существующих на рынке товаров – конкурентов. Проводится описание патентных прав предприятия, имеющихся патентных моделей и товарных знаков.
Отмечается наличие ноу – хау, лицензий, возможности для экспорта продукции. Также, если планируются поставки продукции на экспорт, то должны быть приведены основные показатели, характеризующие экспортную деятельности (страны – экспортеры, валютную выручку, объем реализации).
Если бизнес – план разрабатывается для нового товара, то обязательно необходимо указать, соответствует ли данный товар требованиям новизны:
- отсутствие аналогов на рынке;
- наличие весомого качественного усовершенствования по сравнению с имеющимися на рынке товарами;
- товар, который уже был на рынке, но был усовершенствован на столько, что его качества изменились;
- старый товар, но в новой сфере применения.
Основное предназначение рассматриваемого разделе бизнес – плана состоит в том, чтобы показать потенциальным инвесторам, какими уникальными свойствами обладает товар и что он способен вызвать интерес со стороны потребителей [15,c.162].
При изучении этого раздела бизнес-плана, инвесторы и кредиторы должны сделать для себя вывод о преимуществе потребительных свойств продукции именно данного предприятия, а не другого, понять, чем они отличаются от подобных товаров других производителей. Затем эти товары и услуги уже оцениваются с позиций перспективных продаж, выбора и формирования наиболее оптимальной стратегии маркетинга.
В разделе «Организационный план» отражается стратегия предприятия в области организационной структуры, её совершенствования и определить кадровую политику. Организационный план формируется тогда, когда реализация программы бизнес-плана влечет изменение производственной и управленческой структуры предприятия, например, создание новых цехов, открытие представительств и филиалов и прочее.
План производства и реализации в условиях рынка становится частью плана сбыта предприятия, и он составляется в натуральном и стоимостном выражении.
В разделе «Производственный план» приводится краткое описание технологического процесса оказания услуг или производства продукции и содержаться следующие основные разделы:
- перечень необходимого технологического оборудования и его стоимость;
- стоимость строительно – монтажных и других видов подготовительных работ.
Ключевым разделом бизнес-плана является план маркетинга, на основе которого в дальнейшем будут обоснованы следующие разделы предлагаемой программы развития компании. В этом разделе бизнес-плана представлена стратегия продвижения товара на рынке, анализ ценовой политики, рекламы и методов стимулирования продаж.
На заключительном этапе анализа инвестиционного проекта составляет финансовый раздел, опирающийся на данные всех предыдущих разделов.
Финансовый план содержит основные сведения о наличии финансовых ресурсов, которые необходимы для реализации проекта - собственные и заемные средства [16,c.93].
План по рискам содержит основные сведения о предпринимательских рисках, связанных с созданием нового продукта и выведением его на рынок товаров, а также мероприятия по снижению этих рисков.
Таким образом, разрабатывая бизнес-план, предприятие исходит из своей миссии, которая заключается в удовлетворении соответствующих потребностей физических и юридических лиц. На основании вышеизложенного можно отметить, что бизнес – план представляет собой модель инвестиционного проекта, отражающую все его основные стороны и характеристики.
1.3 Структура и содержание бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой официальный документ, который оформлен в соответствии с рекомендациями и требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и прочих третьих лиц. Для его обоснования аналитикам необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и прочее. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер, как от простых описаний, формулирования своих идей до расчетов, которые должны быть оформлены в таблицах произвольного вида, постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при корректировке официального варианта бизнес-плана. Таким образом, должны обязательно соблюдаться требования основополагающих принципов бизнес-планирования.
Специфика планируемого вида деятельности, размер предприятия и цель бизнес-планирования определяют состав, структуру и объем бизнес-плана компании, организующей новый вид бизнеса. Следует отметить, что, чем крупнее компания, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее должно быть обоснование разделов бизнес-плана. У небольшого предприятия бизнес-план значительно проще по составу, структуре и объему, чем у крупного производства аналогичный план по новому бизнесу [13,c.173].
Кроме того, от размеров предлагаемого рынка сбыта также зависит состав и структура бизнес-плана, влияет на него и количество конкурентов, а также и перспективы роста компании, так как чем рынок сбыта обширнее, тем большее количество его сегментов необходимо изучить. А совокупность большого количества конкурентов требует детального изучения самых опасных, самых крупных из их числа, их реализуемого продукта, что вызывает усложнение структуры бизнес-плана. Для предпри¬ятия большое значение имеют те сегменты рынка или наиболее важные конкуренты, которые могут более подробно рассматриваться в особом разделе бизнес-плана, как представляющие наибольшую угрозу для бизнеса.
При составлении бизнес-плана фирма ориентируется на следующую его структуру (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Структура бизнес-плана предприятия
Особое внимание уделяется такому разделу бизнес-плана, как план производства, от эффективной реализации показателей которого зависит стабильное финансовое положение предприятия и его конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
Следует также отметить, что разработка бизнес-плана осуществляется на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов прочих основополагающих документов компании.
Бизнес-план начинается с титульного листа, затем следует резюме – то есть краткое изложение основных положений предполагаемого бизнеса.
Далее составляются все вышеперечисленные разделы в обозначенном порядке, проводится описание отрасли - анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, и формируется проект будущего бизнеса [14,c.148].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 2019.- с 349
2. Банков Н.Д., Русинов Ф.М. Организация и эффективность управления производством. М.: ПРИОР, 2020.- 192 с.
3. Бердникова Т.Б. Бизнес-план. - М.: ИНФРА-М, 2018.-267с.
4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: Дашков и К, 2017.-217с.
5. Волков О.И. Экономика предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2018. -456с.
6. Зайцев Н.Л. Экономика организации. - М.: Экзамен, 2020. М.: ЮНИТИ, 2019.-395с.
7. Котляров С.А. Управление затратами.- М.: Питер, 2018.-230с.
8. Камаев В.Д. Основы рыночной экономики. М.: Экономика, 2017. – 290 с.
9. Лагин Т.Е. Бизнес-план. М.: Академия, 2019. -185 с.
10. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. - М.: ИНФРА, 2019. - 432с.
11. Маркарьян Э.А. Методика анализа показателей эффективности
производства. - М.: МарТ, 2018.-255с.
12. Организация, планирование и управление деятельностью спортивных организаций: Учеб. для эконом. спец. вузов / Русинов Ф.М. /2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Наука, 2017. -335с.
13. Романов А.Н. Маркетинг. М.: Юнити, 2020. – 430 с.
14. Ростовцев А.Д. Эффективность сбытовой деятельности. -М.: ИНФРА-М, 2019. – 155с.
15. Сидорович А.В. Бизнес-планирование. М.: Владос, 2019. – 255 с.
16. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2017.
17. Ященко В.В. Конкуренция сегодня // ЭКО. № 13. 2020. С 5-11.