Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Роль музыки в жизни ребёнка
Искусство представляет собой феномен, присущий только человеческому обществу. Появившись на заре цивилизации как способ отражения художником действительности в цвете, звуке и форме, искусство на протяжении всей истории своего существования связано с человеком, его качествами, мыслями и чувствами. Обращение к художественному творчеству – величайшее открытие человеческого сознания. Оно способствовало огромному рывку в развитии человека как гармонично развитой личности: процесс создания и восприятия художественных образов, закрепленных, «овеществленных» красками, словами, звуками формирует духовный облик человека, помогает познать мир через его эмоциональное восприятие. Искусство – это мастерство эстетического плана и его произведения, каждое из которых есть выражение сущности человека в ее цельности. Переживание произведения искусства требует всего человека, так как оно включает в себя и познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональный отклик.
При взгляде на искусство как важнейший фактор формирования всех сторон личности человека нельзя оставить без внимания проблему современного искусства, точнее, той его части, с которой знакомы все современные люди - «массовой культуры». Это общественная ситуация, основы которой были заложены в 19 веке с переходом к машинному производству, то есть к стандартизации не только того, что касалось материального производства (сырье и оборудование), но и жизненного ритма работающих людей. В результате четкого разделения на «работу» и «досуг» возникла потребность в продуктах, призванных обеспечивать отдых от монотонного труда и удовлетворять базовые духовные потребности человека.
Характеристиками «массового искусства» стали развлекательность, простота, легкость и общедоступность (после трудового дня человек нуждался в интенсивном отдыхе), коммерческий характер продукции и пассивность восприятия: комиксы, легкая музыка, позже кино и телевидение не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий. Нельзя определить характер этого явления как негативный, несмотря на вышесказанное и также на то, что многие писатели и философы выступали с его резкой критикой (например, американский фантаст Р. Брэдбери еще в начале 20 века красочно описал в своих произведениях самые катастрофичные для человека особенности такой культуры) [15]. «Массовое искусство» выполняет те функции, без которых была бы невозможна современная жизнь. Но низкий уровень этой продукции, чрезмерная простота и пассивность восприятия человеком являются фундаментальной проблемой современного общества. Функции искусства – информационная, воспитательная, эстетическая - реализуются в крайне урезанном объеме, настолько малом, что встает вопрос о невозможности формирования с его помощью духовных потребностей человека.
Разумеется, у тех, кто осознает свою потребность в восприятии более эстетически ценных произведений, чем у тех, которые ему ежедневно «поставляет» «общество потребления», есть возможность получить доступ к ним в картинных галереях, библиотеках, концертных залах и театрах. Но для того, чтобы произошло это осознание, нужно, чтобы человек мог сравнить то, что он получает с тем, в чем он нуждается. Нужно сформировать у него способность отличать красивое от некрасивого, плохое от хорошего и злое от доброго. Эта обязанность лежит на плечах семьи и школы.
Музыка существовала во все времена развития человечества и до сих пор привлекает внимание многих специалистов. В настоящее время музыкальное воспитание считается важной частью системы образования. Но этому предшествовало ряд исторических этапов.
В России музыкальное воспитание появилось лишь в 17-19 веках. Образование в это время было направлено на удовлетворение потребности знати. Поэтому стали открываться школы, которые обучали певцов для выступления перед знатью. В числе таких заведений была создана первая в России школа пения и инструментальной музыки - Глуховская школа. Но, как утверждала Е.Е. Полоцкая, в этот период развития государства не существовало музыкального воспитания в современном смысле, так как педагогика музыкального воспитания имела конечной целью религиозное познание [21].
Вначале 19 века возникает интерес к народным песням. Фортепиано становится средством массового воспитания.
В это же время в Европе возрастает популярность получения профессионального музыкального образования. В связи с этим открываются такие учебные заведения как консерватории, которые появляются в России лишь к концу XIX века. Так же широкое распространение получают частные уроки музыки.
В России развитие музыкальной деятельности началось в XIX веке, где огромный вклад внесли А.Л. Маслов, С.И. Мироносицкий. Они считали, что музыкальное развитие должно проводиться у каждого ребенка.
В настоящее время музыкальное воспитание занимает важное место в развитии детей и им занимаются как российские, так и зарубежные деятели науки.
С введением обязательного среднего образования в СССР школа стала социальным институтом, который берет на себя комплекс обязанностей по обучению и воспитанию детей. И именно школа зачастую является единственным местом, где ребенок может прикоснуться к богатейшему эстетическому опыту, накопленному человечеством, и принять участие в создании нового художественного образа. Важно использовать все средства основного и дополнительного образования для наиболее полного воздействия на индивидуальность ребенка; только тогда будут задействованы возможности искусства как средства воспитания гармонично развитой, творчески мыслящей и чувствующей личности с независимой гражданской позицией.
Рассмотрим подробнее включенный в «художественно-эстетический цикл» предмет «музыка» – его историческое значение, задачи и уникальную роль в системе школьного образования, цели курса, пути реализации в современной школе и специфические особенности урока музыки как урока художественного творчества.Сила музыки и ее влияние на человека известны издавна. Высказывания выдающихся людей о значении и роли музыки стали афоризмами: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой» (Б. Шоу). «Музыка – универсальный язык человечества» (Г. Лонгфелло). «Если у человека не будет добродетелей, свойственных человечеству, то для чего же музыка?» (Конфуций). Актуальным является и вопрос о том, нужно ли соединять музыку и педагогику. Еще Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) считал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души… она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Русский педагог В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «...Если в детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».
О роли музыки в развитии ребенка говорили и известные ученые 20 века – музыканты и педагоги Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, В. Н. Шацкая, Н. Л. Гродзенская и, конечно, Д. Б. Кабалевский – создатель программы «Музыка» для общеобразовательной школы, чьи идеи используют до сих пор в современных программах. «Прекрасное побуждает доброе... особое место среди школьных предметов принадлежит музыке, ведь музыка - это часть нашей жизни, и даже больше, музыка – это сама жизнь» [12, c. 38].
Итак, цель включения предмета «музыка» в ряд школьных дисциплин, цель музыкального образования в школе - не обучение музыканта, не закрепление музыкантских знаний, умений и навыков, что не так редко педагоги-музыканты ошибочно провозглашают задачей номер один, начиная интенсивно обучать нотной грамоте младших школьников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001
2. Гонеев А.Д., Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособиедля студ. Высш.пед.учеб.заведений; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
3. Дворкина Н.И. Взаимосвязь силовых и психических качеств школьников с умственной отсталостью [Текст] / Н.И. Дворкина // Физическая культура. – 2002. – № 3. – С. 7–11
4. Евтушенко А. И., Евтушенко И. В. Использование логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми обучающимися // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Метод. сб. по материалам Междунар. симпозиума, 23–26 августа 2018 г. М., 2018. С. 153–156.
5. Евтушенко А. И., Евтушенко И. В., Комаров С. Н., Комарова М. А. Примерное содержание программы начального обучения современным бальным танцам умственно отсталых детей // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 9. С. 33–38.
6. Евтушенко И. В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-10919
7. Евтушенко И. В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (13). С. 2963–2966.
8. Евтушенко И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
9. Евтушенко И. В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 2 (40). C. 113–115.
10. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. – 2 изд. – М.: Просвещение, 1980
11. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика, 1986. – 189 с.
12. Катаева А. А., Стеблева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика – М.: Владос, 2005
13. Левченко И. Ю., Евтушенко И. В. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/130-23495
14. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблемы умственной недостаточности //Проблемы развития психики. – М., 1972
15. Марсианские хроники; 451%ж по Фаренгейту. Т. 1. - Москва : Ред.-произв. агентство "Олимп", 1992. - 318
16. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997
17. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство – М., 2001
18. МКБ-10 // Электронный ресурс / Режим доступа: http://ncpz.ru/lib/1/book/14/chapter/9
19. Морова Н. С., Гусарова А. Н. Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту к работе в системе дополнительного образования детей: монография. Йошкар-Ола, 2015
20. Орлова О. С., Евтушенко И. В., Левченко И. Ю. К вопросу о наименовании должностей педагога-дефектолога, требованиям к образованию и обучению // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25118 \
21. Полоцкая Е.Е. Профессиональное музыкальное образование в Древней Руси. Екатеринбург, 2002.
22. Ушинский К. Д. Русская школа / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 688 с.
23. Шушерова И. С., Евтушенко И. В., Евтушенко Е. А. Возможности использования современных арт-терапевтических технологий в работе с детьми с задержанным психическим развитием старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12 (2). С. 433–436.