Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс социально-экономического реформирования и формирования рыночных отношений в нашей стране привел к появлению новых норм, ценностей и правил социального поведения, предъявляя повышенные требования к поведению человека. Волевая сфера начинает очень сильно проявляться в студенческие годы и определяет весь успех личностного и профессионального развития. Современный профессионал должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, быть инициативным и целеустремленным, преодолевать внутренние и внешние барьеры, мешающие ему в достижении целей, другими словами, у современного человека должны быть сформированы сильные волевые качества.
Для формирования и развития такой личности необходимо организовать исследования, направленные на изучение развития волевой сферы личности будущего специалиста в период обучения в вузе. Это позволит повысить уровень личностной готовности студентов к осуществлению будущей профессиональной деятельности.
Актуальность данной работы является - Для одних студентов студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, мероприятиями и весельем. Для других-это серьезный вызов, перемена жизни и сложная жизненная ситуация, к которой некоторым студентам приходится приспосабливаться. Студенты молоды и сталкиваются с множеством проблем. Новая учебная среда требует от них большей самостоятельности, ответственности и самоорганизации, но не все студенты готовы справиться с многочисленными проблемами и вызовами, которые приносит жизнь. Что дает им жизнь, в любом случае, высшее образование- это стресс для многих студентов. Студентам необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли, изменять старые роли и адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам.
Целью курсовой работы является изучение особенностей волевой сферы у студентов на разных курсах обучения.
Объект исследования: волевой контроль студентов.
Предмет исследования: особенности волевого контроля студентов 1 и 5 курсов.
Основная гипотеза исследования: роль волевой регуляции учебной деятельности студентов младших и старших курсов обладает различной спецификой, что находит свое отражение в величине самооценок и в перестройке структуры волевых качеств личности.
В соответствии с целью данной работы, необходимо изучить поставленные задачи:
1. Проанализировать особенности волевой сферы студентов;
2. Исследовать волю и волевые качества личности в зарубежной и отечественной психологии;
3. Исследовать волевой контроль у студентов 1 и 5 курсов;
4. Проанализировать структуру волевых качеств по данным самооценки;
5. Исследовать анализ структурных взаимосвязей волевой регуляции у студентов.
Научная новизна полученных результатов. В работе показана ранее не изученная траектория развития волевой регуляции личности студентов в процессе обучения в ВУЗе. Волевая регуляция студентов младших и старших курсов обладает различной спецификой, что находит свое отражение в величине самооценок волевых качеств и перестройке их структуры. Также полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что изменения волевой регуляции студентов имеют отличия у мужчин и женщин, различаются по индивидуальной стратегии волевой регуляции («ориентация на действие» / «ориентация на состояние») и зависят от смысложизненных ориентаций.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ
1.1. Особенности волевой сферы студентов
Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, студенческие годы-это центральный этап развития личности, период наиболее активного самосознания, морально-этических переживаний, формирования и стабилизации личности, приобретения всех взрослых функций. И.А. Зимняя выделяет студентов из других групп населения, называя в качестве ключевых характеристик высокий уровень образования, высокую познавательную мотивацию, высокую социальную активность и достаточную гармонию интеллектуальной и социальной зрелости. Так же выделяют поиска смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям, стремление к самостоятельности, независимости как основные качественные характеристики студенчества [1].
Интерес к изучению волевой сферы в период обучения в вузе обусловлен тем, что студенческая жизнь и сам процесс получения высшего образования накладывают на молодых людей очень высокую нагрузку.
В студенческий период сами особенности деятельности влияют на требования к развитию формирующего уровня волевой сферы. Это связано с тем, что молодые люди вовлечены в процесс индивидуации как один из потоков процесса социализации ииндивидуации (Д.И. Фельдштейн) и участвуют в целенаправленно организованной, самостоятельной деятельности.
Студенты - это особая социальная категория, специфическая общность людей, систематически интегрируемых высшими учебными заведениями. К студентам относятся люди, от которых ожидается целенаправленное и систематическое приобретение знаний и специальных навыков, а также усердная учеба [8].
Как социальная группа, она характеризуется профессиональной ориентацией и отношением к будущей профессии, которые являются результатом правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представлений студентов о выбранной профессии.
Если изучать студента как личность, то возраст от 18 до 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, формирования и устойчивости личности и, самое главное, освоения всех взрослых социальных ролей-гражданской, профессиональной и трудовой.
Исследователи достаточно интенсивно изучали волю в зависимости от профессиональной направленности человека, но мало исследований было посвящено развитию воли в процессе профессиональной подготовки, выявлению факторов, влияющих на ее развитие [11].
Вместе с тем, на сегодняшний день вопрос о содержании и условиях формирования волевой сферы студентов изучен недостаточно. Такое положение означает:
Во-первых, пересмотреть некоторые компоненты педагогического процесса, тенденции профессионального развития, основные параметры формирования волевой сферы студентов и осознать проблему исследования волевой сферы как фактора оптимального профессионального становления и развития студентов;
Во-вторых, формирования волевой сферы, способной адекватно решать проблемы профессионального становления и развития студентов. Это означает, что поиск оптимума всей системы мотивационных преобразований и ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей, связанных с профессионализацией, с другой стороны, этот возраст можно выделить как центральный период формирования личности и интеллекта. Спортивные рекорды и начало художественных, технических и научных достижений также начинаются в этом возрасте [15].
Студенческие годы также характеризуются достижением многих оптимальных значений интеллектуального и физического развития. Однако между этим потенциалом и его реальной реализацией часто лежит "пропасть". Постоянно растущий творческий потенциал, интеллектуальное и физическое развитие сопровождаются расцветом внешней привлекательности, но они также скрывают иллюзию, что эта растущая сила будет длиться "вечно", что лучшая жизнь еще впереди и что всего можно легко достичь.
Этот период характеризуется сложностью формирования черт личности, проанализированных в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.О. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева. Особенностью нравственного развития в этом возрасте является укрепление осознанных мотивов деятельности. Значительно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, самоконтроль [2].
Растет интерес к моральным вопросам (цель, образ жизни, долг, любовь, верность и т.д.). Требования нашего общества к индивидуальной и коллективной деятельности выражаются через моральные нормы. Эти нормы определяют направление, в котором должна развиваться индивидуальная социальная деятельность. Главными из них являются добросовестное отношение к труду и мера трудового вклада каждого в общественное производство, культуру, деятельность государственных органов и развитие личности [3].
Студенты попадают в среду, где их социальная активность должна проявляться не только в учебной и научной деятельности, но и в производственной, социальной и культурной. Студенты, как и все люди, должны постоянно заниматься повседневной деятельностью для удовлетворения своих естественных потребностей. Постановка себя в центр такой сложной деятельности является для студентов серьезным испытанием силы воли. Те, кто обладает высоким чувством социальной миссии, а также социальным опытом, организаторскими способностями, деловой хваткой и упорством, способны быстрее преодолеть трудности. Именно слабовольные молодые люди, неспособные адаптироваться к жизни, оказываются в сложных ситуациях [6].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 2011. - 288 с.
2. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические трудности высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2. - С. 46-52.
3. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции у студентов первого и второго курса (мониторинг) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4. С. 119- 130.
4. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 3. С. 60-69.
5. Быкова Е.А. Особенности развития волевых качеств у студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2017, № 1 (17). С. 98-103.
6. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе, Кишинев. МНО, Кишин. госуни-тет им. В. И. Ленина. 2017. С. 3-17.
7. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В. А. Иванников. - Питер, 2006. - 208 с.
8. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности //Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. Тбилиси. 2017. 36 с.
9. Кедярова Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов // Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: психология. 2018. № 1. С. 40-46.
10. Кирсанов В.М. Особенности волевого самоконтроля студентов различных профилей обучения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (101). С. 67-72.
11. Моросанова В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 30-38.
12. Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у детеей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение. 2017. С. 358-395.
13. Нестерова Н. Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности».- М., 1984, С. 74-86
14. Селиванов В.И. Психология волевой активности. (Лекции по спецкурсу). – Рязань, 1974. С.113-145.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1999. - (Психологические особенности юношества и студенческого возраста.) С. 612-669.
16. Чернышов А. Н. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты. - Воронеж. -1990. 98 С.
17. Шумская Л.И. Современное студенчество: возрастные и социально-психологические особенности. //Пахалопя, 2000, № 3. - С. 3-12.
18. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994, С. 187.