Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российское общество на современном этапе развития переживает сложную стадию собственного развития. В государстве производится коренное реформирование социальной, экономической и политической сфер жизни, сопровождаемое реформой всей правовой системы, в т. ч. законодательства, нормотворческих и правоохранительных органов, форм и механизмов реализации права.
Актуальность исследования определяется некоторыми практическими и общетеоретическими факторами, и в первую очередь, необходимостью переосмысления тех преобразований, которые произошли в правовой культуре РФ в постсоветский этап ее развития. Правовое воспитание и правовое обучение в качестве правовой категории и общественного явления, несомненно, признавалась предметом научных исследований, как в правоведении, так и в иных общественных науках, однако рассматривалась она в условиях другой социальной реальности.
В правовой литературе имеется множество вопросов, которые касаются правового воспитания. По-прежнему нет однозначного ответа, существуют разнообразные мнения, понятия и представления правового воспитания. Все это связано с неоднозначностью, многоаспектностью, сложностью понятия и категории правового воспитания и правовой пропаганды.
Также это связано с большой важностью правовой воспитания в жизни не только каждого конкретного гражданина, но и группы людей, а также общества и государства, т.к. высокий уровень правовой культуры признается самым важным признаком правового государства, условием, которое обязательно для его построения.
Правовое воспитание представляет из себя целенаправленное, систематическое и организованное влияние на личность формирующее правовое сознание, навыки, правовые установки, привычки активного правомерного поведения, а также правовую культуру.
Правовое воспитание неизбежно связано с правовым образованием и подлежит реализации путем получения знаний. Правовое обучение является способом внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. К целям правового обучения следует отнести возникновение теоретической базы правовой культуры и правосознания, обеспечения уровня систематизации правовых знаний, развитии правовых интересов.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правовым воспитанием.
Предмет исследования – особенности правового воспитания.
Цель данной работы – комплексное исследование правового воспитания.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1)рассмотреть понятие, цели и назначение правового воспитания;
2) изучить основные средства, методы и формы правового воспитания;
3) исследовать основные элементы (средства) системы правового воспитания в Российской Федерации;
4) рассмотреть основные направления совершенствования и повышения эффективности системы правового воспитания в Российской Федерации.
Методология и методика исследования включают совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Среди них основное место занимает диалектический подход, позволяющий рассмотреть объект и предмет исследования во всей полноте их проявлений, использованы такие методы, как историко-правовой, формально-логический, сравнительного правоведения.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Общая характеристика правового воспитания
1.1. Понятие, цели и назначение правового воспитания
Для того, чтобы повысить уровень правовой культуры общества в целом и того, чтобы повысить уровень правовой культуры личности, требуется целенаправленная деятельность органов государства, общества, связанная с формированием у всех граждан правового сознания, умений, знаний пользоваться всеми ценностями, которые были созданы человеком в сфере права, желания действовать в соответствии с ними. Иными словами, для того, чтобы повысить уровень правовой культуры требуется правовое воспитание и правовое формирование личности. Данные понятия нельзя признать тождественными. Под правовым формированием личности следует понимать всю многогранную процедуру формирования правовой культуры под воздействием самых разнообразных факторов (политических, социально-экономических, идеологических и т.д.).
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность общественных и государственных органов, которая связана с возникновением у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение .
Правовое воспитание представляет из себя комплекс элементов, составляющих процесс правового воспитания.
Его базовыми элементами признаются: субъекты воспитания: (органы государства, само государство, общественные организации, должностные лица, некоторые граждане); объекты воспитания (группы населения военнослужащие, молодежь, некоторые индивиды и др.); содержание воспитания – передача воспитуемым правового опыта общества; методы и формы правового воспитания.
С точки зрения содержания цель и смысл правового воспитания состоят в том, чтобы поднять групповое либо индивидуальное правовое сознание до уровня правового сознания социальной группы (общества). Опыт, юридическая информация, которая содержится в социальном правовом сознании, должны «доставляться» путем соответствующих форм, средств и методов в сознание воспитуемых. В связи с тем, что общественное правовое сознание находит собственное непосредственное выражение в правовых нормах, то правовое воспитание по большей части подразумевает их усвоение .
Цель правового воспитания — это повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан, в конечном итоге, обеспечение правопорядка.
Задачи правового воспитания:
- формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правах и обязанностях личности, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;
- формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства, решительная борьба с правовым нигилизмом;
- формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;
- формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
- формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм;
- формирование у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, установок законопослушания .
Таким образом, назначение правового воспитания состоит в том, чтобы служить осуществлению политики государства, прежде всего по социальной защите детей и молодежи, но эту роль оно может выполнять только при условии строжайшего соблюдения всех норм права.
Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Именно поэтому проблема правового воспитания особенно актуально сегодня в России. И от того как она будет решаться зависит, станет ли Россия действительно правовым государством, сможет ли обеспечить повсеместное соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, гарантировать реальную государственную и судебную защиту.
1.2. Основные средства, методы и формы правового воспитания
Средства правового воспитания представляют из себя организованную методическую систему, которая объединяет возможности, предметы, пути передачи нормативно-правовых норм, сведений и всего, что может быть применено для достижения цели правового воспитания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ О молодежной политике в Российской Федерации // Российская газета от 11 января 2021 г. N 1
2. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2022) О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений // Российская газета, N 127, 04.07.1995.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Российская газета, N 303, 31.12.2012
Научная и учебная литература:
4. Апарин А.М. Правовое воспитание личности как элемент социального государства // Журнал «Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном процессе». – 2019. – 572с.
5. Бобкина Н.А. К вопросу о проблеме гражданско-правового воспитания молодежи в современном обществе // Журнал «Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии». - 2020. - № 5. – 429с.
6. Бычкова М.В., Есикова Т.В., Федорова Г.Г. Правовое воспитание: история, теория, практика // Журнал «Социальное обслуживание семей и детей». - 2019. - № 16. - 387с.
7. Воропаева К.Е. Правовое воспитание современной молодежи: правовые средства и формы реализации // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4. - № 4. – 322с.
8. Ешкилева Н.А. Правовое воспитание: отдельные методы и средства // Журнал «Modern Science». - 2022. - № 2-2. – 653с.
9. Иванова Л.Н. Стратегические задачи и частные проблемы правового воспитания молодежи // Динамика и проблемы воздействия современного общества на представления молодежи о морали и праве. Сборник научных статей. - 2020. – 510с.
10. Каримова, Е. Р. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е. Р. Каримова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — 716с.
11. Михеев Д.Н., Шаисматов Ш.Б. К вопросу о правовой культуре и правовом воспитании // Журнал «Наука и право». -2019. – 452с.
12. Осипов Р.А. Проблемы правового воспитания молодежи в современных условиях // Журнал «Правоприменение в публичном и частном праве». - 2021. – 517с.
13. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 341 с.
14. Працко Г.С., Богданова К.М. Роль правового воспитания в становлении правового государства // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей. - 2019. – 392с.
15. Савченко А.В. Правовое сознание и правовое воспитание // Журнал «Евразийское научное объединение». -2021. - № 12-3 (82). – 513с.
16. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. – 652с.
17. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 656 с.
18. Теуважуков А.Х. Проблемы правового воспитания молодежи в XXI веке // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». - 2021. - № 70-2. – 418с.
19. Фирсова Т.В., Аратскова Е.В. Правовое воспитание молодежи // Журнал «Наука и образование». - 2019. – 472с.