Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Социально-экономическим изменениям, которые происходят в нашем обществе необходимо активное молодое поколение, которое способно нестандартно и эффективно решать новые проблемы. Проблема всестороннего развития личности ребёнка в педагогике всегда была одной из самых актуальных. При этом нельзя говорить о том, что она уже достаточно изучена и решена. На практике недостаточно продуктивных технологий и методик, которые бы гарантированно позволяли воспитывать личность творческую и всесторонне развитую.
Интерес к теме всестороннего развития личности детей с годами не ослабевает. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени регламентирует сегодня внеклассную и внеурочную образовательную деятельность. В рамках внеклассной образовательной деятельности реализуются самые разнообразные виды различной творческой, или интеллектуальной деятельности, которая может поспособствовать всестороннему развитию личности ребёнка, в том числе по русскому языку. Педагоги разрабатывают различные развивающие программы по развитию способностей и возможностей детей. Разрабатывается понятийный аппарат различных развивающих концепций, исследуются творческое мышление и творческие способности личности ребёнка.
Познавательный интерес и активность детей формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и ученика. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса. Прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков. В системно – деятельностном подходе, который регламентирует ФГОС, они должны демонстрировать, насколько успешно эти знания и навыки можно применять на практике. Наличие познавательных способностей позволяет школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность позволяют школьникам формировать их личностно значимые качества, которые позволят им в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Цель работы: изучить и обосновать организацию внеклассной работы по русскому языку в средней школе.
Объект исследования: процесс внеклассной работы по русскому языку в средней школе.
Предмет исследования: приёмы и методы организации внеклассной работы по русскому языку в средней школе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Архипова, Е.В. Теория и практика обучения русскому языку. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
3. Афанасьева, Н.А. Палитра стилей: учебное пособие по стилистике русского языка [Текст] /Н.А. Афанасьева. – СПб.: Златоуст, 2012. – 116 с.
4. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
5. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205 с.
6. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для преподавателей и студентов. [Текст] / Т.М. Балыхина. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.– С. 118-124.
7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
8. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - С.55-56.
10. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
11. Гавриленко, Д.С. Лингвистический КВН «Часть речи – имя существительное» [Текст] /Д.С. Гавриленко. - РЯШ. 2005. No 2. С. 48 – 49.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 249 с.
13. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – С.15-21.
15. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 20.05.2023).
16. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
17. Зайцева, И. А. Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан) / И. А. Зайцева. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12135/ (дата обращения: 20.05.2023).
18. Злобина, Ю.И. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». – 2018. № 2. – С. 97-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po-kitayskomu/viewer (дата обращения: 20.05.2023).
19. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. – 334 с.
20. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - С. 59-62.
21. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105 с.
23. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 20.05.2023).
24. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - С.8-15.
25. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 20.05.2023).
26. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - С.219-226.
27. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3.- С.17-20.
28. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. С.6-12.
29. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2012. – 37 с.
30. Ярошевская И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст] / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. – No 9. - С.13-17.