Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Понятие тревожность в психолого - педагогической литературе 5
1.2. Тревожность у детей в дошкольном возрасте 10
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 15
2.1. Этапы, методы и методики исследования 15
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов эксперимента 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
Одним из наиболее актуальных вопросов современной психологии является тревожность и связанные с ней понятия. Тревожность определяется как психологическая характеристика личности, проявляющаяся в склонности регулярно испытывать интенсивные состояния тревоги и низком пороге возникновения тревоги.
В настоящее время увеличивается число детей с "тревожными расстройствами", характеризующимися высоким уровнем тревожности, неуверенности и эмоциональной нестабильности. Возникновение и закрепление тревожности связано с неспособностью ребенка соответствовать требованиям своего возраста.
Изучение тревожности у детей дошкольного возраста имеет большое значение в связи с существующими проблемами эмоционально-личностного развития и необходимостью сохранения благополучия детей. Дошкольный период является решающим в развитии личности ребенка, так как именно в этот период формируются его основные свойства и личностные качества, определяющие его дальнейшее развитие.
Особое внимание следует уделить тому, как происходят начальные этапы перехода к новым типам отношений между детьми и другими людьми вне семьи, и как меняется характер деятельности детей после поступления в детский сад. Изменения в социальных отношениях, которые происходят, когда дети поступают в детский сад, могут вызывать различные трудности. Многие дети испытывают тревогу, эмоциональный стресс, беспокойство, замкнутость и плаксивость во время адаптации к детскому саду. Поддержание психического и эмоционального благополучия детей в этот период является важной задачей для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.
Актуальность данного исследования заключается в том, что если не принимать меры, тревожность у детей дошкольного возраста может перерасти в черту характера или личностную особенность, которая затем становится устойчивой чертой личности в школьные годы. В зрелом возрасте это может привести к неврозам и психосоматическим расстройствам.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Аракелов Г.Г., Шишкова Н.Р. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] // Вестник МУ, сер. Психология. М., 1998. №1. С. 18.
Астапов В.М. Тревожность у детей. [Текст] // Астапов В.М. М., 2002. 160 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Божович Л.И. СПб: Питер, 2008. 398 с.
Выготский JI.C. Психология развития ребенка. [Текст] /Выготский Д.С. М.: Эксмо, 2015. 507 с.
Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. [Текст] / Габдреева Г.Ш. М.: изд-во Тонус, 2000. 180 с.
Калашникова А.А. Особенности проявления тревожности у дошкольников [Текст] // БМИК. 2018.
Кудратова Лола Равшановна Влияние эмоциональной тревожности на групповоей статус дошкольников [Текст] // International scientific review. 2019.
Мысина Ю.Н. Предупреждение школьной тревожности дошкольников [Текст] // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2019.
Никонова Светлана Леонидовна Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников [Текст] // Концепт. 2015.
Оппара О. А., Павельева И. А. Специфика взаимосвязи детской тревожности, цветовых предпочтений и семейной ситуации с точки зрения ребенка [Текст] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011.
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] // Психологическая наука и образование. М., 1998. С. 1-7.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] М., 2017. 304 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - 705 с.
Смолярчук Инесса Викторовна Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявления тревожности [Текст] // Гаудеамус. 2018.
Тимофеева Ольга Александровна Факторы возникновения и развития тревожности у старших дошкольников [Текст] // Бюллетень науки и практики. 2018.
Фадеева Ольга Валентиновна, Белова Татьяна Александровна, Кудашкина Ольга Васильевна Гендерные различия в самооценке и тревожности детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы современного педагогического образования. 2021.
Фрейд З. Психология бессознательного. [Текст] - СПб.: Питер, 2007. – 400с.
Чернявская В.С., Обидион И.И. Тревожность дошкольников и стили родительского воспитания [Текст] // МНКО. 2015.
Чернобровкина Светлана Владимировна, Гусарова Валерия Владимировна Воображение как фактор проявлений тревожности и страхов у дошкольников [Текст] // ОмГУ. 2016.
Яковлева О.В. Коррекция тревожности у детей и подростков. [Текст] // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2017. № 11 (54). C. 133−135.