Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку она наиболее быстро реагирует на любые изменения экономической и политической ситуации в стране. Как отрасль экономики, наиболее близкая к конечному потребителю, торговля, с одной стороны, регулирует производственный процесс с точки зрения количества и ассортимента продукции, а с другой стороны, позволяет анализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, экономическая составляющая продукта - цена - может быть использована для оценки экономического развития и динамики инфляционного процесса в государстве.
Количество оптовых и розничных компаний растет с каждым годом, что связано с растущим спросом потребителей при условии постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Эти компании внесли значительный вклад в дистрибуцию национальной продукции. Они являются членами бизнес-сообщества в каждом регионе страны.
Различные подходы к анализу и поиску резервов совершенствования ассортиментной политики предприятия широко освещены в работах: М.Л. Халявиной, И.В. Алексеевой, Т.Л. Безруковой, Е.В. Кудиновой, М. Мак-Дональд, М. Портер, В.К. Романович, Ю.В. Старцевой, М.С. Федоровой и др.
В работе использованы общенаучные методы сравнения, анализа и синтеза, методы финансового и трендового анализа, анализа маркетинговой деятельности, анализа ассортиментной политики предприятия и др.
Предметом исследования в данной работе являются методологические, практические основы совершенствования российской торговли и экономики в целом.
Объектом изучения выступает оптовая и розничная торговля.
Цель исследования – рассмотреть характеристику торговой отрасли и основные тенденции её развития.
Для того, чтобы достичь цель исследования, требуется решение следующих задач:
рассмотреть определение торговли её роль, значение и функции;
изучить правовое регулирование торговой деятельности;
выявить тенденции развития торговой отрасли;
рассмотреть характеристика торговой сети «О’КЕЙ»;
определить основные финансовые показатели торговой сети «О’КЕЙ»;
дать анализ ассортимента торговой сети «О’КЕЙ» на основе метода ABC-XYZ;
рассмотреть проблемы управления ассортиментной политикой торговой сети «О’КЕЙ»;
охарактеризовать мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики торговой сети «О’КЕЙ» и оценка их эффективности.
Методологической базой исследования послужили работы Н. Васильевой, Л.П. Гаврилова, В.Н. Дормана, К. В. Кондратьевой, А.П. Киреева, А.М. Магомедова и др., а также материалы с официальных сайтов сети Интернет.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования торговой отрасли и основные тенденции её развития
1.1. Определение торговли её роль, значение и функции
Торговля в современном мире очень важна для всех хозяйствующих субъектов, именно поэтому необходимо следить за этой деятельностью. Эта функция частично возложена на бухгалтерию.
Основной составляющей деятельности торговой компании является оборот товаров. В сфере розничной торговли завершаются процедуры оборота продукции, а в сфере розничной торговли товары перемещаются в зоны личного пользования.
Пункт 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» определяет товар как: «часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи».
В Гражданском кодексе РФ товар определяется как предмет договора купли-продажи п. 1 статьи 454 «Договор купли-продажи» ГК РФ: По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Кроме того, согласно пункту 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации "Условия договора купли-продажи товаров", товаром по договору купли-продажи может быть все, что соответствует правилам, предусмотренным статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что купля-продажа товаров должна осуществляться на основании договора купли-продажи и его разновидностей (договор розничной (оптовой) купли-продажи, договор поставки, договор комиссии и т.д.).).
Отдельная торговая деятельность предполагает прямую продажу товаров частным лицам для личного пользования. Бухгалтерский учет в торговле регламентируется федеральным законом «О бухгалтерском учете», но при этом обязательно учитываются особенные, характерные для торговли черты. Такие черты могут определяться размерами предприятия, спецификой ассортимента продаваемых товаров, направлениями продаж. К основным торговым операциям, как отмечает Н.П. Василькова, «относятся и учет и оформление поступления, хранения и реализации товаров, и потребность применения контрольно-кассовой техники при продаже». Бухгалтерский учет товаров в розничной торговле включает в себя учет поступления, реализации и возврата товаров и другие операции.
По словам В.А. Проданова, торговая деятельность "определяет главную задачу, стоящую перед вами, – удовлетворить спрос людей на товары и скидки". О выполнении этой функции можно судить по масштабам продаж продукции. В текущий период торговые компании прилагают все усилия, чтобы максимизировать выручку. Кроме того, оборот является очень важным условием для достижения этой цели, поскольку компания получает прибыль с каждого рубля проданного товара. Важность рассмотренных вопросов определяется тем фактом, что правильность расчетов, основанных на товарных операциях, является одной из оценочных характеристик, определяющих деятельность компании. Правильное оформление процесса учета товарного поведения и управления контролем играет важную роль в работе компании.
В предпринимательстве существует два основных вида торговли: оптовая и розничная. Общее определение понятия оптовой и розничной торговли содержится в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Нормативно-правовые документы, теории и практика содержат различные методы определения понятий "торговля" и "торговая деятельность". Основное содержание приведено в приложении 1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – 10 января.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 253, 30.12.2009
4. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (ред. от 04.11.2022) // Собрании законодательства РФ. – 2007. – №1 (часть I) – С 34
5. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»(ред. от 05.12.2022) // Российская газета. – 1992.
6. ABC/ XYZ анализ. E-executive, 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/ABC/_XYZ_ %D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7
7. АВС анализ в маркетинге: как правильно использовать на практике. Powerbranding, 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/abc-method/
8. Алексеева, А.В. Программа «Цифровая экономика» как этап развития государственной информационной политики Российской Федерации / А.В. Алексеева // Сборник: Цифровая экономика: новые вызовы в повышении финансовой грамотности населения. Материалы студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева» . 2020. – С. 8-10.
9. Ассортиментная политика предприятия – анализ и формирование ассортиментной политики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://santoles.com/articles/assortimentnaja-politika-predprijatija.php
10. Васильева, Л. Н. Моделирование микроэкономических процессов и систем / Л.Н. Васильева, Е.А. Деева. - М.: КноРус, 2021. - 400 c.
11. Гаврилов Л.П. Организация коммерческой деятельности. Электронная коммерция: Учебное пособие для СПО /Л.П. Гаврилов – 3-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2020 – 477 с.
12. Дорман В.Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: Учебное пособие для СПО /В.Н. Дорман - М.: Юрайт, 2020 – 107 с.
13. Дорман В.Н. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для СПО /В.Н. Дорман - М.: Юрайт, 2020 – 134 с.
14. Кондратьева, К. В. Состояние и перспективы развития розничной торговли в России / К. В. Кондратьева. // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 150-153.
15. Киреев, А. П. Микроэкономика для продвинутых. Задачи и решения / А.П. Киреев, П.А. Киреев. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2020. - 160 c.
16. Магомедов, А.М. Экономика организации: Учебник для СПО / А.М. Магомедов – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020 – 323 с.
17. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для бакалавров / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 433 с.
18. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой, С. В. Мхитаряна. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 404 с.
19. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / Т. А. Лукичёва [и др.] ; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 370 с.
20. Рябова, О. Н. К вопросу управления товарным ассортиментом на предприятиях сферы торговли / О.Н. Рябова //Научный поиск. 2017. № 2. – С. 53-56.
21. Сафрончук, М. В. Микроэкономика / М.В. Сафрончук. - М.: КноРус, 2020. - 246 c.
22. Силин, А.В. Анализ методов оценки конкурентоспособности торговых предприятий / А.В. Силин // Экономика и социум. 2017. № 4. – С. 1239-1248.
23. Синяева И.М. Коммерческая деятельность: Учебник и практикум для СПО /И.М. Синяева, О.Н. Жильцова, С.В. Земляк, В.В. Синяев - М.: Юрайт, 2020 – 404 с.
24. Соколова, М.И. Принципы оптимальной ассортиментной политики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/principy_assortimentnoj_politiki/
25. Токарь, Е.В. Роль розничной торговли в развитии регионального рынка потребительских товаров / Е.В. Токарь // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2019. – № 1. – С. 71-81.
26. Торговая сеть «О’КЕЙ» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/istoriya-okey/
27. Черемных, Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень / Ю.Н. Черемных. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 848 c.
28. Экономика организации: Практикум для СПО /Под ред. Л.А. Чалдаевой, А.В. Шарковой – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020 – 361 с.