Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Спортивные танцы имеют ред-кую возможность влиять на мировоззрение взрослых и детей. Необходимо и важно смотреть спектакли в театре, в кино и телефильмах, посвященных танцу, посещать концерты хореографических коллективов. Кажется эффек-тивным проводить собственное хореографическое занятие для взрослых и детей, в котором каждый на какое-то время становится актером и творче-ски размышляет о происходящем. По статистике, человек с довольно хо-рошими хореографическими данными - это один на тысячу. В то же время у каждого ребенка есть возможность посещать школу с хореографическим отделением.
Что касается гуманизации образования, то такую возможность мож-но только приветствовать. В то же время учителям хореографии (включая спортивных танцев) приходилось сталкиваться с необходимостью одина-ково успешно обучать детей с разным уровнем развития навыков художе-ственного танца. Школа не нацелена на подготовку профессиональных ху-дожников. Основная задача - художественное воспитание учащихся сред-ствами музыкальной и пластической изобразительности. В то же время наиболее одаренные дети в будущем должны иметь возможность продол-жить свое хореографическое образование в средних и высших специаль-ных учебных заведениях.
Важно помнить, что работа со взрослыми и детьми в сфере спортив-ных танцев предполагает не только теоретические основы, но и умение влиять на эмоциональный внутренний мир каждого человека. И задача хореографа - помочь им высвободить свои ресурсы, научить их использо-вать то, что дала им природа. Негармоничное развитие приводит к остро-му дефициту духовной культуры.
Опыт показывает, что перестраивать человека сложно, гораздо без-опаснее с детства закладывать новые основы духовной культуры. И начи-нать этот процесс обновления необходимо с закладки художественных и эстетических ценностей. Хореография (включая спортивные танцы) откры-вает огромные возможности для полноценного художественного и эстети-ческого совершенствования взрослых и детей, а также для их гармонично-го умственного и физического развития. Вопрос развития артистизма и ак-терского мастерства на уроках спортивных танцев признан актуальным и находит отражение в работах некоторых исследователей. В педагогике во-просы развития искусства находят отражение в произведениях Л.С. Май-ковской, О.А. Апраксиной, Г.А. Гариповой, К.Н. Федоровой и др., в трудах по классическому танцу, хореографии А.Я. Вагановой, Р.В. Заха-рова, Н.В. Тарасова и др.
Великий хореограф Ростислав Захаров неоднократно высказывал идею о том, что танец всегда должен иметь смысл, иначе он превратится в абстрактную, холодную комбинацию движений тела. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных дви-жениях определенного персонажа, благодаря которым зритель восприни-мает мысль и чувство, вложенные в танец. Все известные педагоги и хорео-графы рассматривали искусство как особое свойство и качество личности, которое предполагает набор особых навыков, умений и способностей, поз-воляющих предстать в новом образе, обеспечивающем высокий уровень артистизма.
В сфере образования, как и во всей жизни общества, происходят глубокие изменения, пересматриваются привычные формы и содержание образования, меняются отношения учителя и ученика, в образовательный процесс активно внедряются новые технологии обучения. В современной системе образования большое значение имеет работа, направленная на развитие художественной эмоциональной сферы и активной стороны лич-ности, связанная с развитием различных видов танцевальной деятельности.
Перед преподавателями хореографических дисциплин стоит задача сформировать активную личность, способную творчески и последователь-но выполнять свои обязанности, легко приспосабливаться к постоянно ме-няющимся условиям жизни.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, хореографов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизиро-вать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования и разви-тия артистизма в спортивных танцах и их артистическую интерпретацию.
Объектом исследования является процесс формирования и развития артистизма в спортивных танцах и их артистической интерпретации.
Предметом исследования являются основы и принципы формиро-вания и развития артистизма в спортивных танцах и их артистической ин-терпретации.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для формирования и развития ар-тистизма в спортивных танцах и их артистической интерпретации.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие и виды спортивного танца;
- изучить сущность и содержание понятия «артистизм»;
- детально проанализировать артистизм как критерий оценки в тех-нико-эстетическом виде спорта (на примере спортивных бальных танцев);
- рассмотреть импровизацию как средство развития артистизма в спортивных танцах.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по хореографии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Асафьев Б.В.- Л.: Музыка, 1990, 100 с.
2. Бажанова Р.К. Феномен артистизма и его театральные разно-видности / Р.К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42-49.
3. Бажанова Р.К. Феномен артистизма: автореф. дис. ... канд. фило-соф. наук : 24.00.01 / Римма Кашифовна Бажанова. – Казань, 2003. – 17 с.
4. Баранов, А.Б. Развитие артистизма у детей в детских хореогра-фических коллективах. Журнал «Дополнительное образование» №11,2003г., с.13
5. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. – М. : Искусство, 1980. – 68 с.
6. Варшавская Р.А. Художественное движение как часть эстетиче-ского и физического воспитания: дис…. канд. пед. наук: 13.00.04 / Роза Абрамовна Варшавская. – Л., 1946. – 130 с.
7. Запашний Е.А. Понятия «артистизм» и «актерское мастерство» в современной психологии искусства и педагогике / Е.А. Запашний // Куль-тура, искусство, образование в современном мире: вопросы теории и практики: Сборник научных трудов Высшей школы музыки им. А. Шнит-ке (институт) РГСУ. – М.: КТ «БукиВеди», 2019. – С. 169-172.
8. Захаров, Р. В. Сочинение танца: страницы педагогического опы-та / Р. В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 20 с.
9. Иванов, С.А. Танцы, игры, для красивого движения / М., 2000.- 102 с.
10. Кашина А.Д. Критерии оценки артистизма девушек при выпол-нении соревновательной программы по фитнес-аэробике в дисциплине «аэробика» / А.Д. Кашина, Т.В. Заячук // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы V Всерос-сийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Казань: Поволжская государственная акаде-мия физической культуры, спорта и туризма, 2017. – С. 628-631.
11. Кашкарова Д.А. Телесность спортсмена в контексте культурной индустрии / Д.А. Кашкарова // Тезисы докладов XLVII научной конферен-ции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа: Материалы конференции. – Краснодар: Кубанский государственный уни-верситет физической культуры, спорта и туризма, 2020. – 173 с.
12. Кривцун О.А. Артистизм как соблазн соперничества искусства и жизни / О.А. Кривцун // Искусствознание. – 2007. – № 3-4. – С. 567-599. Теория и методика спортивной тренировки №3 l 2021 31
13. Мазепа И.А. Компоненты аритистизма и методы их развития / И.А. Мазепа // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – №1 (59). – С. 42-46.
14. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце / Пер. с фр. под ред. А.А. Гвоз-дева . 2-е изд., испр . — СПб.: Издательство «Лань» ;/ «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» , 2007. - 61 с.
15. Новицкая Л.П. Элементы психотехники актерского мастерства: тренинг и муштра / Л.П. Новицкая. – М.: ЛЕНАНД, 2015. – 163 с.
16. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца. /М., 1995. - с. 156.
17. Приходько Н.К. Критерии артистизма и их влияние на форми-рование оценки спортивного мастерства (анализ источников литературы) / Н.К. Приходько, И.Н. Закасовская // Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы ХХI Всероссийской научно-практической конференции. – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2017. – С. 274-278.
18. Романова Е.В. Основные параметры артистизма / Е.В. Романова // Вестник МГУКИ. – 2011. – №2. – С. 90-93.
19. Титов П.Б. Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Павел Борисович Титов. – Москва, 2015. – 29 с.
20. Торопова А.А. Конструирование телесности в культуре постмо-дерна : автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Анастасия Алек-сандровна Торопова. – Волгоград, 2017. – 28 с.
21. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, интервью, открытые письма / М.М. Фокин. – М.: Планета музыки, 2019. – 520 с.
22. Харлашко, М.А. «О важности формирования артистических навыков у учащихся младшего школьного образования» - Вестник МГУКИ – 2008г. № 1, 109 с.