Фрагмент для ознакомления
2
Данное исследование посвящено ранней истории ислама в Китае в период правления династий Тан (618-907) и Сун (60-1126). По признанию самих китайцев, почти 300-летнее правление династии Тан было одним из самых славных периодов в истории Китая. Династия Сун, с другой стороны, во многом стала преемницей своей предшественницы после периода политических потрясений, известного как Десять царств и Пять династий (907-960 гг.).
Торговля по Шелковому пути была наиболее активной и стабильной при династии Тан, а морская торговля развивалась при династии Сун, что привело к появлению множества портовых городов. На протяжении веков многие мусульмане прибывали в Китай по суше и по морю, образуя большие общины и поддерживая связи с остальным «мусульманским миром». Во многих китайских городах были основаны мечети, что создало условия для формирования более стабильной исламской уммы (общины). Первые мечети были основаны в Чанъани и Гуанчжоу при династии Тан, а в Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу - при династии Сун. Как правило, мусульманские кладбища создавались рядом с мечетями или за городскими воротами, некоторые из них до сих пор используются, а некоторые были исследованы археологами.
Актуальность темы исследования Китайские мусульмане являются официально признанным этническим меньшинством (хуэй). В современном Китае проживает около 30 миллионов китайских мусульман. По всему Китаю насчитывается около 20 000 мечетей, ни одна из которых не похожа на те, что были созданы на Ближнем Востоке или в Центральной Азии. Большинство мусульман сегодня проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). СУАР субсидируется китайским правительством, но конфликты между мусульманами и китайцами из-за религии там не редкость. Исламские факторы часто приводят к недопониманию между мусульманами и китайцами, что в свою очередь приводит к реальным конфликтам, резне и терроризму. Хотя данное исследование не затрагивает проблему «уйгуров», а также не рассматривает по существу северо-западную границу Китая в период династий Тан и Сун, мы считаем, что изучение истории, обычаев и традиций китайских мусульман (Хуэй) является важным шагом в понимании взаимодействия между различными культурами - китайской и мусульманской. Понимание китайских мусульман как неотъемлемой части многовековой истории Китая важно не только для исследователей китайских мусульман, но и для исследователей китайской культуры в целом.
Степень разработанности темы Исследования проникновения ислама в Китай наиболее активно ведутся с начала 20 века, как западными учеными, так и отечественными или самими китайцами. Среди известных ученых, изучавших ислам в Китае, можно назвать Чэнь Юаня, Фэн Чэнчэна, Чжан Синьланя, Чэнь Чжункоу и Чжу Цяньчжи. Наиболее полным исследованием ислама в Китае на английском языке является книга доктора Дональда Дэниела Лесли «Ислам в традиционном Китае: краткая история до 1800 года». Среди публикаций, посвященных ранним китайским мечетям, хотелось бы обратить внимание на работу Нэнси С. Стейнхардт, американского исследователя из Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета.
Большинство российских исследований китайского ислама ограничиваются журнальными статьями, в основном ученых из российских дальневосточных университетов: Аниховского С.А.; Ли Синя; Васютина С.А. В России наиболее активным исследователем китайского ислама является Кузнецов В.Н., который составил монографию в трех частях на тему Роль исламских элементов в политической истории Китая с VIII века по 1949 год.
При написании этой работы использовались работы китайского ученого Ши Сю, посвящено изучению монотеизма, в том числе ислама, в Китае династии Тан и называется «Многообразие религиозной жизни в Китае в период империи Тан, 618-907» (рассматривается современными китайскими учеными). В другой работе рассматривается ранний период ислама в юго-восточном Китае.
Объект исследования История проникновения и развития ислама в Китае в период династий Тан (618-907) и Сун (960-1279).
Объект исследования Военные пути проникновения ислама в Китай. Сухопутные и морские торговые пути. Первые исламские ордена в Китае. Первые мечети в Китае.
Методология исследования. При изучении материала использовался контент-анализ отечественной и зарубежной научной литературы. Для выявления особенностей и тенденций проникновения и развития ислама в Китае использовались теоретический и сравнительный анализы.
Хронологические рамки исследования Династия Тан: 618-907 гг. Династия Сун: 960-1279 гг.
Цель исследования выявить исторические и культурные тенденции проникновения ислама в Китай. Изучить рост и развитие первых мусульманских общин и, как следствие, специфические синкретические искусства, представленные в сохранившихся ранних китайских мечетях.
Задачи.
1. изучить работы отечественных и зарубежных исследователей в этой области. Отобрать необходимые данные.
2. проанализировать визуальные данные, представленные в картах и изображениях современных китайских мечетей.
3. систематизировать и структурировать информацию для написания дипломной работы. В соответствии с целями исследования диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых подразделяется на три подглавы), заключения, библиографии и двух приложений.
Во введении изложены актуальность темы исследования, цели и задачи исследования.
В первой главе «Проникновение ислама в Китай» рассматривается путь ислама и первое мусульманское вторжение в Китай, анализируются причины геополитического противостояния между арабскими халифами Центральной Азии и танским Китаем в битве при Таласе в 751 году, определяются основные особенности Шелкового пути и объясняются причины развития и исчезновения торговли по Шелковому пути в период правления династии Тан. Глава также посвящена сохранившимся источникам и описаниям китайских мусульман в период правления династии Тан (618-907 гг.).
Во второй главе рассматриваются особенности морских путей в Китай и причины их формирования. Анализируются рост и развитие новых портовых городов, таких как Гуандун, Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Также рассматриваются сохранившиеся записи о «поселениях» иностранцев, родившихся во времена династии Сун (960-1279 гг.).
Заключение и заключительные замечания соответствуют целям и задачам работы.
Глава 1. Развитие ислама в Китае
1.1 Геополитический конфликт между Арабским халифатом в Центральной Азии и танским Китаем
Специфика изучения иностранных учений в Китае подразумевает необходимость понимания общей политической и религиозной ситуации как на Ближнем Востоке, так и в самом Китае. Поэтому, прежде чем приступить к изучению истории ислама в Китае, мы считаем необходимым дать краткое введение в раннюю историю ислама на Аравийском полуострове и обозначить ключевую хронологию, необходимую для дальнейшего сравнительного и историко-культурного анализа.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Иностранная литература:
1. Leslie D. D. Islam in Traditional China: A Short History to 1800. Canberra College of Advanced Education, Canberra, 1986. P. 34
2. Morgan. D. O. The new Cambridge History of Islam. The Eastern Islamic World. Eleventh to Eighteenth Centuries. Volume 3. Cambridge University Press. 2011. P. 412
3. Jonathan M. Bloom. Norma Jean Calderwood University. Professor of Islamic and Asian Art Boston College Hamad Bin Khalifa Endowed Chair in Islamic Art Virginia Commonwealth University. Адрес сайта: http: //www.bc.edu/content/dam/files/schools/cas_sites/finearts/pdf/bloom-jonathan-2013-CV. pdf
4. Needham J. Science and Civilization in China. V. 5. Paper and printing. Cambridge University Press., 1954.С. 40
Отечественная литература:
1. Барон Фердинанд Пауль Вильгельм фон Рихтгофен (нем. Ferdinand Freiherr von Richthofen). "Китай. Результаты собственных путешествий" 5 томов. (1877-1911 гг.).
2. Белоусов С.А. Среднюю Азию. Китай - Согдиана - Персия - Левант / Пер. с англ. С.А. Белоусова. - М.: ЗАО Изд. Центрополиграф, 2014.С. 46
3. Большаков О.Г. К истории Таласской битвы (751 г.). // СНВ. Вып. XXII. М.: 1980.С. 132
4. Васютин С.А. "…тогда я привел в смятение тюркский эль, тогда я его погубил. Падение Тюркских каганатов: факторы и механизмы"// Вестник Кемеровского Государственного Университета. - 2014 - № 3 - 2
5. Кузнецов В.Н. Ислам в политической истории Китая. В 3-х ч. Часть 1. "VIII в. - 60-е годы XIX века". М., 1996.С. 47
6. Кожин П.М. Китай и Центральная Азия до эпохи Чингисхана. Проблемы палеокультурологии. Гл. 4 Шелковый путь. §1. К вопросу об "организации" Шелкового пути.М., ИД "Форум". 2011.С. 232
7. Прозоров С.М., Милославский Г.В., Петросян Ю.А. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991, С. 18
8. Петрушевский И.П. Ислам в Иране VII - XV веках. Курс лекций/ Под. ред.В.И. Беляева. - 2-е изд. - СПб.: Изд - во С. - Петерб. ун-та, 2007.С. 19-20
9. Петрушевский И.П. Ислам в Иране VII - XV веках. Курс лекций/ Под. ред.В.И. Беляева. - 2-е изд. - СПб.: Изд - во С. - Петерб. ун-та, 2007.С. 40
10. Халяпина Н.В. Столкновение геополитических интересов исламской и китайской цивилизаций в центрально - азиатском регионе в эпоху Средневековья (VII - XI вв.) // European Social Science Journal. - 2011. - № 3 (6) - С. 200
11. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, С. 107
12. Хансен В. Великий шелковый путь. Портовые маршруты через Среднюю Азию. Китай - Согдиана - Персия - Левант / Пер. с англ. С.А. Белоусова. - М.: ЗАО Изд. Центрополиграф, 2014.С. 15
13. Чжоу Цюй - фэй. За хребтами. Вместо ответов. (Лин вай дай да) Пер. с китайского, введ., коммент. и прил.М.Ю. Ульянова. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001.С. 146
14. Ши Шу "Разнообразие религиозной жизни Китая при империи Тан в 618 - 907 (по исследованиям современных китайских ученых). Дис. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук (09. 00. 13) / Ши Шу; Санкт - Петербургский Государственный Университет им. Ломоносова. Институт Философии. - Санкт - Петербург, 2006.С. 49