Фрагмент для ознакомления
2
Эпоха Петра Великого стала свидетелем значительных реформ и усилий по модернизации России, которые определили траекторию её развития как крупной европейской державы, и Правительствующий Сенат сыграл центральную роль в этих событиях, заняв видное место в системе российских государственных учреждений, что обусловило пристальный интерес к нему и последующие научные исследования.
Актуальность исследования. Понимание роли и функционирования Правительствующего Сената в эпоху Петра I имеет решающее значение для понимания более широком смысле его влияния на российскую политику, администрацию и общество. Изучая состав Сената, процессы принятия решений можно получить информацию о централизации власти, ее усилиях по модернизации и создании более эффективной бюрократической системы в России. Актуальность исследования определяется отсутствием комплексного научного исследования по истории Сената петровского времени как высшего органа государственной и судебной власти Российской империи.
Целью данного исследования является изучение Правительствующего Сената эпохи Петра Великого, а также его взаимоотношений с государем и другими ключевыми институтами того времени.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– исследовать исторические предпосылки и создание Правительствующего Сената в правление Петра Великого.
– проанализировать состав, структуру и роль Сената, его взаимоотношения с государем, а также другими правительственными органами и региональными властями.
– изучить процессы принятия решений в Сенате, влияние этих решений на разработку и реализацию правительственной политики.
– оценить эффективность Сената как руководящего и распорядительного органа во времена правления Петра I.
Объект исследования. Государственное право в эпоху Петра Великого.
Предмет исследования. Реформы Сената, проведенные в эпоху правления Петра и их последствия.
Хронологические рамки исследования. Исследование посвящено эпохе Петра Великого, в частности, с момента его восшествия на престол в 1682 году до кончины в 1725 году.
Методология база. В исследовании применен качественный подход, использующий исторический анализ и критическую интерпретацию для изучения функционирования Правительствующего сената, его значения и влияния во время правления Петра Великого.
Структура курсовой работы традиционна. Она состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, а также списка источников и литературы.
Источниковую базу работы составляют опубликованные законодательные акты, упорядочивающие деятельность Сената петровского времени. В первую очередь речь идет об Указах Петра I, раскрывающие задачи и функции нового государственного органа, регламентах его деятельности, а также о распоряжениях и указах регламентирующих задачи некоторых должностных лиц Сената, таких как обер-фискалы и фискалы, генерал-прокурор, обер-секретарь и т.п. Также к опубликованным источникам по рассматриваемой теме следует отнести многотомное издание «Письма и бумаги Петра Великого» и юбилейный сборник «История Правительствующего Сената. 1711-1911» , в котором отражено полное и точное изображение деятельности Сената на всем протяжении его истории. Сенат петровского времени представлен в первом томе указанного издания.
Степень изученности темы составили работы Алексеевой Е.Б ., Беловой Т.А ., Гогеля С.К., Ефремовой Н.Н ., Калиниченко А.В. , Петровского С.О.
Так, работа Алексеевой Е.Б. посвящена изучению принципов строительства российской государственности, которые стали следствием использования европейского опыта управления Петром I. Гогель С.К. рассмотрел в своем труде особенности деятельности Сената в контексте XIX века, рассуждал о многочисленных инстанциях как источнике бесконечной волокиты, которая лишала правосудие силы и справедливости. Ефремова Н.Н. в своей работе отразила вопросы взаимоотношения власти и гражданским обществом, рассмотрев исторический контекст формирования судебной власти в России. Калиниченко А.В. и Петровский С.О. в своих работах описали первоначальный состав Сената и его последующие изменения, акцентировав внимание на специфике деятельности его членов и государственного органа, в частности. Данные работы стали важным теоретическим звеном в структуре данного исследования.
Многие отечественные историки писали о роли Сената в эпоху Петра Первого, такие как А.В. Фаизов , Д.В. Соколов , А.К. Ибрагимов и другие. Так, работа П.И. Кононова посвящена Правительствующему Сенату, в частности, его роли как органа административной юрисдикции. Исследование дает ценную информацию о функциях и значении Сената в формировании правового и административного ландшафта той эпохи.
Книга Н.А. Мурзанова дает ценную информацию об институциональных рамках правления Петра и проливает свет на значение Сената в российской истории. Одной из заметных сильных сторон работы автора является детальный анализ состава и структуры Сената. Автор подробно рассматривает членский состав Сената, обсуждая критерии отбора сенаторов, их квалификацию и иерархическую организацию внутри этого учреждения. Это дает читателям всестороннее представление о внутренней динамике Сената и его взаимоотношениях с другими ключевыми институтами.
Глава 1. Исторический контекст появления и учреждение Сената
1.1 Причины создания
Политический и социальный контекст России конца XVII и начала XVIII вв. характеризовался рядом значительных преобразований и реформ в правление Петра Великого.
Вдохновленный своими путешествиями по европейским странам, особенно по Нидерландам и Англии, Петр предпринял ряд масштабных реформ, направленных на превращение России в современное государство. Эти реформы охватывали различные аспекты управления, военной сферы, экономики, образования и социальной структуры.
Централизация власти была ключевой целью Петра. Он стремился уменьшить влияние бояр, традиционной русской знати, и укрепить власть царя. Такая централизация имела бы решающее значение для осуществления дальнейших реформ и оптимизации управления.
Сначала Боярская дума претерпела трансформацию из вспомогательного учреждения, тесно связанного с государем, в законосовещательный орган государственной власти. Хотя она стала высшим органом государственного управления, но оставалась подчиненной государю и подотчетной ему. Боярская дума все больше сближалась с Ближайшей канцелярией, представлявшей небольшие камерные совещания с ближними боярами. Этот переход ознаменовал историческое движение и реформаторскую деятельность при Петре I.
Ближайшая канцелярия служила переходной формой между Думой и Сенатом, выступая связующим звеном между этими двумя институтами и послужив прототипом Сената.
Фрагмент для ознакомления
3
1. История Правительствующего Сената за 200 лет. 1711-1911. – СПб.: Сенатская типография, 1911.
2. Письма и бумаги Петра Великого. – Вып. 1. – М.: АН СССР, 1962. – Т. 11.
3. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. Т. IV. Ст. 2328, 2330, 2331.
4. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. Т. V. Ст. 2786, 326.
5. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. Т. VI. Ст. 3519, 3756, 3931, 3979.
Литература:
6. Алексеева Е. В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. – 2006. – №. 2. – С. 15-30.
7. Аралов У. Э. Развитие главных органов государственного управления в России в период реформ Петра I // Правовая система России: история, современность, тенденции развития. – 2021. – С. 20-27.
8. Белова Т. А. Реформа Сената 1711-1725 гг.: к постановке проблемы //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 6. – С. 647-647.
9. Воскресенский Н. А., Сыромятников Б. И. Законодательные акты Петра I: Редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитья и иностранные источники. – Изд-во Академии наук СССР, 1945. – Т. 1.
10. Гогель С. К. Правительствующий сенат в XIX столетии: Компетенция. Делопроизводство. Уголовный процесс. Охранение прав личности / СПб., 1911; Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986; [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/senat1.htm; Филиппов А. Н. Правительствующий сенат при Петре Великом и его ближайших преемниках: (1711-1741 гг.). СПб., 1911.
11. Готье Ю. В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II...: Reform 1727 года. Областное деление и областные учреждения 1727-1775 гг. – Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1913. – Т. 1.
12. Демичев А. А. Функции, структура и принципы организации российских судебных учреждений в период правления Петра I //Государство и право в изменяющемся мире. – 2017. – С. 33-40.
13. Еремин А. В. Сенатская прокуратура в Российской империи в XVIII веке //Криминалистъ. – 2021. – №. 1. – С. 32-36.
14. Ефремова Н. Н. Генезис судебной власти в России //Государство и право. – 2005. – №. 11. – С. 88-94.
15. Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Око государево: Российские прокуроры, XVIII век. – Rosspen, 1994. – Т. 1.
16. Ибрагимов А. К. Сенат в системе государственных органов России (1711-1725 гг.) //Представительная власть-XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2005. – №. 6. – С. 14-16.
17. Ибрагимов К., Ибрагимов А. Петр Великий и Правительствующий Сенат. – Litres, 2022.
18. Ильина Т. Н. Эволюция судебных функций Сената как высшей судебной инстанции в России в XVIII веке //Историко-правовые проблемы: новый ракурс. – 2015. – №. 14. – С. 33-47.
19. Калиниченко А. В. Сенат-орган высшей судебной власти в Российской империи //Российская юстиция. – 2011. – №. 3. – С. 44-48.
20. Кононов П. И. Правительствующий сенат в период правления Петра великого как орган административной юрисдикции //Правосудие. – 2022. – Т. 4. – №. 3. – С. 54-75.
21. Коптенкова В. Д. Предпосылки возникновения и развития прокурорского надзора в Российской империи // Петр великий и его эпоха: взгляд из XXI века. – 2022. – С. 219-223.
22. Костяева Д. А. Проблемы трансформации органов государственного аппарата в XVIII-XIX веках // Современные вопросы государства, права, юридического образования. – 2016. – С. 84-90.
23. Кравченко А. А., Стуколова Л. С. Реформа государственного аппарата при Петре I. – 2021.
24. Курков К. Н. Члены Правительствующего Сената 1711—1917. М.: Готика, 2005. 132 с
25. Макарова С. Е. История. Часть 1. Внешняя политика России в ХVIII–ХIХ вв. – 2014.
26. Михайлик К. А., Тебиев Б. К. Правительствующий сенат и сенаторские ревизии в России 1711-1917 гг. – Интеграция, 2010. – С. 187-187.
27. О. А. Тарасова; Д. И. Раскин // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М.: Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 745-747. — (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004—2017, т. 29).
28. Петров П. Е. Реформа сената Петра I // Современные технологии в мировом научном пространстве. – 2017. – С. 33.
29. Петровский С. О Сенате в царствование Петра Великого. — М.: Университетская тип, 1875. — 360 с.
30. Поляков М. М. История противодействия коррупции органами прокуратуры в государственном управлении дореволюционной России XVIII-начала XX в // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – №. 6 (91). – С. 11-19.
31. Серов Д. О. Подготовка судебной реформы Петра I: концепция, зарубежные образцы, законотворческий процесс // LEX RUSSICA (русский закон). – 2007. – Т. 66. – №. 5. – С. 813-828.
32. Серов Д. О. Правительствующий Сенат в первой четверти XVIII века: кадровый выбор Петра I // Правящие элиты и дворянство России во время и после петровских реформ (1682-1750). – 2013. – С. 103-121.
33. Соколов Д. В. О значении Правительствующего Сената в Российской империи как судебного органа //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – №. 2 (42). – С. 318-322.
34. Соколов Д. В. Проблемы генезиса Правительствующего сената в России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – №. 3 (35). – С. 195-199.
35. Фаизов А. В. Правительствующий Сенат в 1730-1741 гг.: полномочия и компетенция // Вестник Пермского университета. Серия: История. – 2016. – №. 4 (35). – С. 34-43.
36. Шобухин В. Ю. Предпосылки учреждения и проблемы начального становления органов прокуратуры в России // Проблемы истории общества, государства и права. – 2018. – С. 162-171.